МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Две картины Бронзино. К завершению реставрации

c 24 октября 2020 по 17 января 2021Санкт-Петербург
24 октября 2020 года в Аполлоновом зале открывается выставка «Две картины Бронзино. К завершению реставрации». Она продолжает эрмитажную традицию представления произведений искусства после исследования и реставрации.

Посетители увидят картины «Состязание Аполлона с Марсием» и «Портрет Козимо I деи’ Медичи» кисти Аньоло Бронзино (1503 – 1572), – знаменитого художника и придворного портретиста Флоренции XVI столетия.

В 1865 году в собрание Императорского Эрмитажа были приобретены четыре картины из коллекции миланского герцога Антонио Литты, в том числе «Состязание Аполлона с Марсием», автором которого считали Корреджо. Со временем ученые стали сомневаться в правильности атрибуции этой работы. В начале XX века немецкий исследователь Герман Фосс определил имя подлинного автора живописной работы с редким сюжетом – Аньоло Бронзино. Исследователь сослался на биографа XVI века Джорджо Вазари, дважды упоминавшего, что Бронзино, работая в Пезаро (1530–1532), задержался там дольше, чем ему хотелось, и расписал для урбинского герцога Гвидобальдо делла Ровере ящик для гарпсикорда (клавесина). Сюжет росписи Фосс нашел в другом источнике XVI века. Кроме того, в собрании Лувра хранится лист, на котором на лицевой и оборотной сторонах созданы подготовительные рисунки Бронзино к фигурам Марсия и Мидаса.

Живописец обратился к истории, изложенной римским поэтом Овидием. Однажды, во время игры на флейте, богиня Афина заметила, что это сильно искажает её божественно прекрасное лицо. Разозлившись, дочь Зевса бросила флейту со словами: «Пусть же жестоко наказан будет тот, кто её поднимет!». Инструмент нашёл пастух Марсий: ничего не зная о проклятии, он поднял флейту и вскоре научился так хорошо играть на ней, что все заслушивались исполняемой на ней музыкой. Марсий возгордился и вызвал на состязание самого покровителя музыки Аполлона. В качестве судьи на поединок был приглашён царь Мидас, который в итоге присудил победу Марсию. За свою дерзость оба героя поплатились: Аполлон подвесил Марсия на высокой сосне и содрал с него кожу, а Мидаса за его решение наградил ослиными ушами.

На картине представлено несколько сцен из мифа. Среди пейзажа, справа, у подножия скалы сидят обнаженный Мидас и Афина в розовой тунике и слушают игру Марсия на флейте и Аполлона на скрипке. В центре Аполлон держит лежащего на земле Марсия, с ног которого уже содрана кожа, заносит над ним нож. Слева слуга Мидаса поверяет тайну хозяина тростнику, а на втором плане Аполлон в присутствии Афины награждает Мидаса ослиными ушами.

За свою многовековую историю картина подверглась множественным изменениям. В оригинале она была исполнена на деревянной доске и имела форму неправильного шестиугольника с расширением к правому краю. Такое необычное решение основывалось на особенностях конструкции крышки музыкального инструмента, для украшения которого она и создавалась. Затем форма картины была изменена на прямоугольную. Сразу после поступления в Императорский Эрмитаж работа живопись перевели с деревянной основы на холст. До реставрации, проведенной в 2016–2020 годах, авторская живопись скрывалась под толстым слоем поздних пожелтевших лаков и потемневших реставрационных записей, это искажало представление о первоначальном колорите, нарушало гармонию цветового и тонального решения. Слабо различимы были детали и чередование планов, характерные для живописи Бронзино.

В ходе реставрации эрмитажные специалисты удалили слои потемневшего лака, утратившего свои эстетические и защитные функции. Проявилась богатая холодная цветовая гамма картины. Открылись от записей и оригинальные сцены. Слева, в устье высохшей реки, стали видны два персонажа, изгородь, домик и уходящие в перспективу голубые дали. В центре – городской пейзаж и широкая полоса лазурного неба. Голова Аполлона, изображённая в профиль, выступает теперь, как и задумал автор, четким выразительным силуэтом на фоне светлого неба, усиливая акценты в композиции. Справа от груды камней за спиной Мидаса –парусник ом, скользящий по водной глади, облачное небо и линия горизонта.

Аньоло Бронизно. в 1533 году стал придворным художником семьи Медичи, правителей Флоренции. Мастер вошёл в круг интеллектуалов, литераторов и художников, которых собрал вокруг себя Козимо I. Во время пребывания в Риме в 1546—1547 годах Аньоло познакомился с творчеством Микеланджело, во многом повлиявшего на него. Бронзино работал в технике фрески и создавал станковые произведения на религиозные, аллегорические и мифологические темы. Однако прославился он в первую очередь как портретист, создав новый тип парадного портрета. Модели Бронзино – люди-маски, своего рода манекены в роскошных костюмах, с идеализированными лицами, высокомерно взирающие на зрителя.

Всё это характерно и для портрета Козимо I, в котором пожелтевший лака и утрата оригинальной деревянной основы после перевода авторской живописи на холст исказили восприятие оригинальной палитры Бронзино. В 2019 – 2020 годах в Эрмитаже были проведены изучение и реставрация картины. При исследовании холста в инфракрасном спектре реставраторы сделали интересные открытия. Под изображением головы проявился свободный рисунок графитом, позволяющий представить процесс создания образа художником. На склоне горы, в окне за спиной героя, обнаружились изображения, похожие на три маленькие фигурки. Реставраторы обнаружили, что две из них изображают обнаженную женщину с крыльями и ползущего к ней нагого мужчину. Третья фигурка, видимая только в инфракрасном спектре, – это след композиционного поиска автора. После удаления слоёв желтого лака на черном костюме герцога стала заметна тонкая разработка деталей вышитого узора, и разница в цвете отливающего синим камзола и дымчато-фиолетовых штанов.

Многочисленные старые утраты авторского красочного слоя были тонированы в границах повреждений, что помогает получить целостное впечатление от эрмитажного портрета кисти Аньоло Бронзино. Открылась освещенная часть подоконника и фрагмент стены, а невидимые до реставрации крохотные фигурки оживили изображение горы. Контрастно проявился сливавшийся с записью силуэт предплечья правой руки Козимо, образовав на картине выразительную диагональ. После реставрации задуманная автором композиция предстала гораздо более убедительной. Цветовая палитра зазвучала холодными нотами, характронами для официального придворного портрета стиля маньеризма во Флоренции.

Кураторы выставки – Татьяна Кирилловна Кустодиева, ведущий научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения; Зоя Владимировна Купцова, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

Реставрационные работы выполнены Марией Вячеславовной Шулеповой и Максимом Вадимовичем Лапшиным, художниками-реставраторами Лаборатории научной реставрации станковой живописи Отдела реставрации и консервации Государственного Эрмитажа.

К выставке подготовлена иллюстрированная брошюра (издательство Государственного Эрмитажа, 2020). Авторы текста – Т.К. Кустодиева, М.В. Шулепова, М.В. Лапшин.

www.museum.ru/N76303
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
URL:hermitagemuseum.org/
EMail:cancery@hermitage.ru, excursof@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 20.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru