МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Исследование и реставрация памятников китайского искусства в Эрмитаже

c 15 по 25 ноября 2019Санкт-Петербург
15 ноября 2019 года в Главном Штабе начинает работу выставка «Исследование и реставрация памятников китайского искусства в Эрмитаже». На ней представлены произведения, которые отличаются высоким качеством, особенной сложностью и тщательностью исполнения.

Созданные в период с конца XVI до первой половины XIX века в официальных мастерских для китайских императорских дворцов, они относятся к лучшим образцам китайского ремесла и искусства.

В Государственном Эрмитаже хранится самая обширная в России коллекция памятников китайского искусства. Начало её формирования было положено в XVII веке, когда в Москву поступали экзотические изделия и дорогие дальневосточные материалы. Для утверждения и прославления новой столицы на берегах Невы молодой царь Петр I приобретает, перевозит из Москвы и получает в качестве подарков китайские ткани, фарфор, лаки и многое другое. Эти вещи украшают первый русский музей – Кунсткамеру, интерьеры дворцов Петербурга и пригородов. В XVIII и XIX веках коллекционирование китайских редкостей продолжалось. Дворцовые собрания пополнялись драгоценностями, изделиями из шёлка, бронзы, эмали, живописными свитками.

В течение XX века, когда происходило перемещение художественных ценностей, Эрмитаж унаследовал памятники из многих исторических собраний. Длительный период бытования предметов, их переход из одного собрания или музея в другой, хранение в сложных условиях – всё это повлияло на сохранность экспонатов. Именно поэтому выставка даёт представление не только об искусстве китайских мастеров, но и о том, как эти памятники изучают, хранят и реставрируют в Эрмитаже.

Почти каждый предмет восточного искусства обладает своей историей, определёнными особенностями и требует индивидуального подхода. Большая часть материалов, особенно природного происхождения, и техническое исполнение вещей не имеет аналогов в европейских ремеслах и художественном декоре. Так, золотая нить, которая используется в вышивках шёлковых тканей, в Китае создается из шёлковой нити-сердцевины, которая обкручивается золоченой бумагой. Нить не терпит воздействия влаги, а значит и ткань с отделкой золотой нитью можно чистить только всухую.

Нередко памятники выполнены из разных материалов, и над их реставрацией работают несколько специалистов в разных областях. Веер из резного перламутра и расписной бумаги восстанавливали сотрудники Лаборатории научной реставрации восточной живописи и Лаборатории научной реставрации мебели. При этом для реконструкции утраченных перламутровых деталей пришлось долго искать соответствующие ракушки – многие из тех, что использовались несколько столетий назад в Китае, сейчас находятся на грани исчезновения. Нередко реставраторам приходится работать с более доступными материалами или синтетическими аналогами.

Обращает на себя внимание большой напольный экран на подставке. Он выполнен из драгоценных материалов, которые регламентировались для использования во дворце: из древесины дорогого и редкого дерева цзитань, нефрита, лазурита, лака, эмали и других. Подобные изделия чрезвычайно дороги и почти неизвестны за пределами Китая. Такие экраны ставили на небольшом расстоянии у проемов дверей, за спинками тронов для украшения помещений и для защиты от злых духов. На оборотной стороне экрана выполнена инкрустация – иероглифическая надпись. Это стихотворение императора, правившего под девизом Цяньлун (1736-1795) в период династии Цин (1644-1911).

Цветение закончилось в этом красивом мире

И только /слива/ мэй бела

Деревья все сплошь одинаковые в лесу, лишь одна сосна зелена.

Остановился – смотрю, взлетающий дух уже начинает пробуждаться

Скрытый смысл неторопливых дум моих тоже не обычен.

Бамбук словно бирюзовый нефрит, и

Как жемчужная пудра /цветы/ на сливе.

Записав все это, я много времени отказывался писать снова.

В поисках воспевания более возвышенного разъезжал слева от Цзяна

И успокоен, что весточки весны уже достигают меня (Перевод Л.Н. Меньшикова).

Стихотворение было написано в 1760 году, и экран, заказанный императором, исполнен примерно в это же время, на что указывают стиль, характер и качество резьбы. За длительный период бытования изделие сильно пострадало. Во время одной из реставраций, предположительно, в XIX веке, подставку экрана собрали неправильно. Значительная часть перегородчатой эмали на ней была утрачена и заменена поздней вставкой из раскрашенного дерева; не сохранились многочисленные фрагменты инкрустации камнями и деревом. Современная реставрация этого памятника включала в себя два этапа. В первую очередь сотрудники Лаборатории научной реставрации мебели восстановили сам экран: удалили загрязнения, поздние лаковые наслоения. Утраты инкрустации из нефрита восполнили имитационными материалами. Затем реставраторы приступили к работе над неправильно собранной подставкой. Деревянную вставку удалили и установили замену из эпоксидной смолы, чтобы достичь максимального сходства с оригинальной эмалью. Подставку перемонтировали в соответствии со старыми пазами и рисунком изделия. В результате совместной работы хранителей памятников китайского искусства и реставраторов напольный экран, как и другие изделия, представленные на выставке, приобрёл экспозиционный вид.

Куратор выставки – Мария Львовна Меньшикова, старший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа, хранитель коллекций китайского прикладного и ювелирного искусства и памятников Дуньхуана.

Открытие выставки проходит в рамках VIII Санкт-Петербургского международного культурного форума.

www.museum.ru/N74363
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
URL:hermitagemuseum.org/
EMail:cancery@hermitage.ru, excursof@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 28.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru