|
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
Выставка «Искусство русской вышивки XVI – начала XX века» в Коломенском
В Московском государственном музее-заповеднике, в Выставочном зале «Подклет дворца царя Алексея Михайловича» в Коломенском, 17 октября откроется выставка «Искусство русской вышивки XVI – начала XX века из собрания музея-заповедника «Коломенское – Измайлово–Люблино». Художественная вышивка при помощи изображений, орнаментов отражает «образ мира». Вышивка любого исторического периода предназначалась для узкой группы людей и расшифровка её смыслов, многие из которых непонятны современному человеку, превращается в «чтение для посвященных».
Первые вышивки шелками и золотом появились в Вавилоне. Постепенно вышивка приобретала социальный оттенок, становясь предметом роскоши, символом власти и богатства.
Древняя Русь переняла от Византии искусство изобразительной вышивки шелковыми и золотными нитями. С Х века вышивка обслуживала, главным образом, церковь, занимавшей главенствующие позиции в социально-политической жизни России. Храмы украшались вышитыми иконами, подвесными пеленами, покровами и хоругвями. Они выполнялись по обещанию, в благодарность, как результат усердных молений, по случаю важных государственных и семейных событий, за здравие и на поминовение души. Сюжетная вышивка Московской Руси существовала как официальное придворное искусство, предназначенное обслуживать нужды великокняжеского и царского дома, придворной знати и в некоторой степени зажиточные слои городского населения. Русская вышивка XVI-XVII вв. имела элитарный характер в силу необычайной дороговизны привозных материалов: драгоценных тканей и нитей. Средневековая изобразительная вышивка выполнялась в мастерских – «светлицах» во дворцах великих князей, царей, в боярских хоромах, в домах богатых служилых и торговых людей, а также в богатых женских монастырях.
Средневековые орнаментальные вышивки перекликались с орнаментами на предметах из серебра, на изделиях из финифти, книжных заставок, а также с узорами, созданными под влиянием привозных драгоценных тканей. Выполненные в русле орнаментики восточного и западноевропейского прикладного искусства XV – XVII вв., русские узоры между тем отличались несомненным национальным своеобразием.
В начале XVIII века реформы императора Петра I изменили на европейский манер русский придворный быт: костюм и обиход. Только «народная вышивка» сохранила верность технике и орнаментике вышивки допетровского времени. Приемы светской вышивки проникают в церковное искусство.
Русская вышивка XVIII – XIX вв. развивалась в контексте общеевропейских художественных стилей того времени: рококо, классицизма, ампира, историзма, модерна. Под воздействием европейского прикладного искусства в России появляются новые техники вышивки: теневой гладью, бисером, стеклярусом, крестом.
Мастерские женских монастырей, роль которых заметно усиливается с XVIII века, продолжали специализироваться на вышивке не только церковных, но и светских предметов. К концу XVIII в. большое значение приобретают мастерские крепостных вышивальщиц. В городах процветали мелкие и крупные мастерские, выполнявшие вышивки различной сложности.
В XIX веке русская вышивка приобретает интернациональный характер, чему способствовала эпоха историзма с интересом к искусству прошлого: средневековью, барокко, рококо. В XIX в. усиливается роль домашнего ремесла и локальных промыслов.
Коллекция русской вышивки музея-заповедника «Коломенское-Измайлово-Люблино» представлена произведениями вышивальщиц последней четверти XVI – начала ХХ века. Это облачения духовенства и предметы церковного убранства: литургические покровцы, надгробные покровы, подвесные под иконы пелены, хоругви; народная одежда разных губерний, головные уборы; светский и городской костюм и аксессуары к нему, дамское белье, а также предметы быта и интерьера: картины, полотенца, скатерти, постельное белье, ковры. На выставке знакомство с искусством русской вышивки будет проходить в рамках четырех разделов: изобразительная и орнаментальная вышивка; вышивка жемчугом, бисером, стеклярусом; счетная вышивка и белая вышивка. Возрастная категория 6+ Адрес: ст. м. «Каширская» (последний вагон из центра), проспект Андропова, д.39, стр.69 Режим работы выставки: вторник – воскресенье с 10.00 до 18.00, понедельник – выходной день. Билеты продаются в кассах музея-заповедника: вторник–воскресенье: с 9.45 до 17.30, а также на сайте музея-заповедника. Стоимость билета: для основной категории 200 рублей, для льготной категории 100 рублей. По выставке проводится экскурсия для сборных групп посетителей. www.museum.ru/N74095 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |