МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Эрмитаж – Году Рембрандта. «Падение Амана»: картина Рембрандта в зеркале времени

c 5 октября 2019 по 19 января 2020Санкт-Петербург
4 октября 2019 года исполняется 350 лет со дня смерти великого художника Рембрандта ван Рейна (1606-1669). Эта дата широко отмечается в Нидерландах и во всем мире.

Отдавая дань гению Рембрандта, Государственный Эрмитаж представляет после реставрации один из самых таинственных и впечатляющих шедевров своей коллекции - «Падение Амана». Открытие выставки «”Падение Амана”: Картина Рембрандта в зеркале времени» является знаковой частью программы Года Рембрандта в России.

Рембрандт ван Рейн - крупнейший представитель Золотого века голландской живописи. Рембрандт - великий гений светотени, непревзойденный мастер изображения человеческих эмоций, один из важнейших и изобретательнейших художников не только в Голландии XVII века, но и во всей истории мирового искусства.

Эрмитажное собрание живописных и графических произведений Рембрандта – одно из лучших в мире. В музее представлены все периоды творчества художника, начиная от ранних работ до произведений, созданных в последние годы жизни. Полотнам кисти мастера отведен целый зал, в музее хранится практически полное собрание его офортов. Отдельно в экспозиции представлены многочисленные работы его учеников (зал «Школа Рембрандта»).

«Падение Амана» (ок 1660-1665 гг.) – феноменальное по силе воздействия полотно, принадлежащее к позднему периоду творчества Рембрандта. Картина поступила в Эрмитаж в 1773 году, ее приобрела императрица Екатерина Великая у шотландского купца и арт-дилера Джона Блэквуда.

Центральный образ композиции - мужчина в богатом восточном одеянии - самый яркий и полный драматизма персонаж. Его бледное лицо с опущенными веками под сверкающим тюрбаном кажется осунувшимся, печать горестной покорности лежит на нем, поза отражает бессилие. Ладонь его руки прижата к груди, как случается в момент сильного душевного потрясения. Справа, в глубине картины - человек в царском облачении, слева – седобородый старец в простой одежде. Художник помещает центрального героя на границе между темным задним планом и освещенным передним; создается впечатление, что он покидает других участников сцены.

Образная сложность эрмитажного произведения, вызывающая богатые ассоциации, породила в прошлом разные гипотезы о его сюжете и датировке. С середины ХVIII века композиция была известна как «Падение Амана» («Осуждение Амана»), иллюстрирующая событие ветхозаветной Книги Есфирь. Книга рассказывает, как молодая царица Эсфирь и ее воспитатель Мардохей сумели предотвратить коварные планы всесильного фаворита царя Артаксеркса - Амана, замыслившего уничтожить всех евреев в Персии. В Голландии XVII столетия Книга Есфирь пользовалась большой популярностью. Жители Республики Соединенных провинций воспринимали триумф добродетели и падение тирана как параллель собственной борьбы против испанского владычества.

В XX веке вокруг сюжета картины развернулась оживленная дискуссия, были предложены и другие трактовки – «Давид и Урия», «Ионафан покидает пир Саула», «Иосиф отворачивается от братьев», но все они не нашли достаточно убедительных аргументов. Большинство специалистов сходятся на том, что Рембрандт изобразил Амана в момент, когда он слышит приказ Артаксеркса оказать высшие почести его главному врагу - Мардохею Иудеянину. Потрясенный Аман покоряется судьбе, понимая, что это начало его падения. Замысел и исполнение полотна соответствуют поискам приемов передачи сложных драматических эмоций, характерных для позднего Рембрандта.

Образную сложность композиции подчеркивают восточные мотивы, играющие важную роль в картинах голландского мастера. Мир экзотического Востока, каким его создает Рембрандт – это тонкое переплетение богатого творческого воображения, жизненных наблюдений и впечатлений, почерпнутых из художественных источников: гравюр и рисунков старых европейских мастеров, а также иллюстрированных книг о путешествиях на Восток, которые художник коллекционировал сам или встречал в Амстердаме.

Недавно завершившаяся реставрация картины «Падение Амана», освободившая ее поверхность от толстых слоев пожелтевшего лака и ретушей, позволяет более четко рассмотреть особенности авторской живописной техники, богатой тонкими цветовыми нюансами и выразительными фактурными мазками.

Многие исторические темы и сюжеты книг Ветхого Завета нашли свое отражение в произведениях Рембрандта и его современников. В составе экспозиции представлены офорт Рембрандта, известный под названием «Большая еврейская невеста», (ок. 1635), а также знаменитая гравюра «Триумф Мардохея» (ок. 1641), где художник изображает Амана на переднем плане. Посетители увидят картину одного из ранних рембрандтовских учеников Фердинанда Бола (1616-1680) - «Молодая женщина перед зеркалом» (Туалет Эсфири?), исполненную в 1640-х годах, и композицию «Пир Эсфири», принадлежащую кисти неизвестного художника школы Рембрандта.

Особое место на выставке занимает гравюра в технике меццо-тинто английского мастера Ричарда Хьюстона (1721/1722-1775) - «Осуждение Амана», исполненная по живописному оригиналу Рембрандта.

Неотъемлемой частью экспозиции являются произведения прикладного искусства стран Востока. Подобные образцы имели хождение на рынке Амстердама в эпоху Рембрандта. В инвентаре имущества художника (1656 г.) упоминаются старинные ткани, восточное оружие, экзотические одежды и другие предметы, которые Рембрандт использовал как реквизит при работе над историческими полотнами.

Реставрация картины проведена Виктором Анатольевичем Коробовым, художником-реставратором высшей категории, заведующим Лабораторией научной реставрации станковой живописи Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа (Заведующая Т.А. Баранова).

Автор идеи, куратор выставки - Ирина Алексеевна Соколова, доктор культурологии, главный научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа, хранитель голландской живописи XVII-XVIII веков.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог «”Падение Амана”. Картина Рембрандта в зеркале времени» (2019).

Каталог предваряет вступительное слово Михаила Борисовича Пиотровского, Генерального директора Государственного Эрмитажа – «Пурпурный плащ в темном пространстве».

Авторы статей каталога сотрудники Государственного Эрмитажа: И.А. Соколова («”Падение Амана”: Картина Рембрандта в зеркале времени»); В.А. Коробов («”Падение Амана”: исследования и реставрация картины Рембрандта»).

Научный редактор каталога – И.А. Соколова.

www.museum.ru/N73983
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
URL:hermitagemuseum.org/
EMail:cancery@hermitage.ru, excursof@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 19.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru