МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Макс Эрнст. Парижские годы

c 15 июня по 18 августа 2019Санкт-Петербург
15 июня 2019 года в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа начинает свою работу выставка «Макс Эрнст. Парижские годы», организованная Государственным Эрмитажем при поддержке Британского фонда Эрмитажа.

Макс Эрнст (1891–1976) – выдающийся немецкий и французский художник, видный представитель искусства ХХ века. В Боннском университете изучал философию, литературу, историю искусства и психологию. Во время Первой мировой войны был мобилизован в действующую германскую армию, что оказалось сильным травматическим опытом. Вернувшись домой, Эрнст присоединился к кругу дадаистов и стал развивать идеи этого движения в Кельне. В 1922 году перебрался в Париж, где вскоре стал одним из ключевых представителей нового художественного течения – сюрреализма. После начала Второй мировой войны переехал в США, где продолжил экспериментировать с художественными техниками. В 1950 году вернулся во Францию.

Выставка посвящена короткому, но ключевому периоду в жизни и творчестве художника – 1920 годам, которые Эрнст провел во Франции. Это важнейшее для мирового искусства время ознаменовало переход от дадаизма к сюрреализму — как в творчестве Эрнста, так и во всем европейском искусстве. Представленные на выставке работы позволяют проследить, как художник постепенно отходит от формальных экспериментов дадаизма в сторону поиска более поэтичного и целостного художественного образа, который, в свою очередь, оборачивается сюрреалистическим парадоксом.

Макс Эрнст стал заметным участником художественной жизни Парижа еще до своего переезда: в 1921 году прошла его первая персональная выставка. Тогда французская столица увидела дадаистские коллажи Эрнста, которые от общей хаотичности работ представителей дада отличала целостность образов и их убедительная магическая сила. Восторг, с которым парижская публика приняла эту выставку, предвосхитил тот вклад, который Эрнст в последующие годы внес в формирование сюрреализма.

Начало 1920-х годов характеризует неясность художественного курса и отсутствие четко сформулированных концепций. Парижская артистическая среда словно блуждала в тумане (epoque floue), пытаясь нащупать новые творческие ориентиры. Творческая интеллигенция, ранее увлеченная идеей уничтожить все стилистические каноны и деконструировать эстетику довоенного времени, должна была признать: дадаизм стал тем, против чего он выступал – очередным направлением в искусстве. Парижские поэты и художники находились в поиске новых форм выражения, параллельно перерабатывая идеи, характерные для дада. В частности, концепции случайности, автоматизма, непричастности автора к созданию произведения были осмыслены будущими сюрреалистами в рамках фрейдистской теории о бессознательном. Макс Эрнст, который интересовался идеями Зигмунда Фрейда ещё со времени учебы в университете, в Париже продолжил работать над усовершенствованием техники коллажа, а также над включением коллажных принципов в живопись. Работы Эрнста этого периода перекидывают мост между его дадаистскими экспериментами и иллюзионизмом сюрреалистических полотен. Можно сказать, что до 1924 года творчество Эрнста находилось в прото-сюрреалистической фазе, которая по времени совпала с epoque floue.

В 1924 году, после публикации Андре Бретоном «Первого манифеста сюрреализма», художественная жизнь Парижа приободрилась: наконец были сформулированы идеи, которые французские поэты принялись претворять в жизнь. Макс Эрнст в это время находился в путешествии по Востоку, и в его творчестве наметилась некоторая пауза, в то время как парижская богема оживленно обсуждала манифест. Приехав во Францию, Эрнст вернулся к работе, но это уже были отличные от прото-сюрреалистических произведения. Его полотна, созданные после небольшого перерыва, характеризовала новая, более абстрактная манера. Пытаясь найти место для сюрреализма в изобразительном творчестве, в 1925 году Эрнст изобрел технику фроттажа, которая, по сути, стала воплощением автоматизма в изобразительном искусстве. Художник подкладывал под лист бумаги различные рельефные предметы и, натирая бумагу карандашом, получал образы, оторванные от первоначальных значений реальных объектов. В альбоме «Естественная история», представленном на выставке, показан сюрреалистический мир, населенный фантастическими существами и причудливыми растениями. Спустя два года, художник изобрел аналогичную технику в живописи – граттаж. Эрнст создавал такие работы, соскребая краску с подготовленных холстов, когда они лежали на таких материалах, как проволочная сетка, морские раковины или хаотично уложенный на стол шпагат («Молодые люди, топчущие свою мать», «Маленький памятник птицам»).

Изобретательность Макса Эрнста сыграла важную роль в утверждении сюрреалистической живописи. В этом видится немалая заслуга и коллажных работ Эрнста, которые он составлял с особой тщательностью: при склеивании различных вырезок художник делал стыки практически невидимыми, что позволяло воспринимать изображенное как самостоятельный целостный образ. Многие такие работы Эрнст затем повторял в графике («Прекрасная садовница») или живописи, рассматривая сюрреалистическую картину как «коллаж, нарисованный вручную».

Макс Эрнст считал себя провидцем, душа которого «монстрообразна», и, рассматривая его работы, в это можно поверить. Он овладел алхимией образов на таком высоком уровне, что кажется будто в нем действительно было что-то мистическое, что-то, что позволяло ему создавать фантастические миры, которые, несмотря на свою иррациональность, кажутся предельно реальными.

Основной пласт экспозиции составляют двадцать картин из собрания первого парижского дилера художника – Арама Мурадяна. Именно он был организатором выставок Эрнста во Франции, что положило начало их продолжительной и крепкой дружбе. После смерти Мурадяна в 1974 году картины остались в его семье. На выставку они предоставлены его внуком, Хосе Марией Альфаро Мурадяном. Эти работы дополняют еще три произведения того же периода, происходящие из других частных коллекций. В экспозицию также включены фроттажи из альбома «Естественная история», предоставленные петербургским коллекционером Марком Башмаковым.

Кураторы выставки – Анастасия Чаладзе, младший научный сотрудник Отдела современного искусства Государственного Эрмитажа. Выставка подготовлена в рамках проекта «Эрмитаж 20/21», призванного собирать, выставлять и изучать искусство XX-XXI веков.

К выставке подготовлен иллюстрированный каталог «Макс Эрнст. Парижские годы» (Издательство «Fontanka Publications», 2019). Выставку сопровождает большая образовательная программа.

www.museum.ru/N73191
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
URL:hermitagemuseum.org/
EMail:cancery@hermitage.ru, excursof@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 18.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru