МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Александр Афиногенов» в Доме-музее Б.Л. Пастернака

c 4 апреля по 2 июня 2019Москва
4 апреля в Доме-музее Б.Л. Пастернака открылась экспозиция «Александр Афиногенов», ставшая «вторым актом» большого выставочного проекта «Советский Гамлет». Музейный эксперимент рассчитан на десять месяцев и состоит из четырех последовательных выставок, объединенных общей идеей и целью.

Герой первой выставки цикла «Советский Гамлет» Евгений Замятин, по словам заведующей Домом-музеем Б.Л. Пастернака Ирины Александровны Ерисановой, предстал «цельным и последовательным человеком, достойно сыгравшим роль Гамлета до конца». «Казалось бы, Александр Афиногенов не очень-то выдерживает лобового сравнения с Замятиным: и по уровню таланта, и по уровню мыслей, и по уровню сопротивляемости. Но поразительно то, что это значительно более интересный для нас персонаж», — рассказала И.А. Ерисанова.

Советский драматург и влиятельный деятель культуры (руководитель Российской ассоциации пролетарских писателей, член президиума Союза писателей СССР) если и знаком современному читателю, то благодаря пьесе «Машенька» (спектакль «Окаёмовы дни» по ее мотивам еще недавно шел на сцене Вахтанговского театра). Но сама биография А. Н. Афиногенова, уж точно известная сегодня лишь единицам специалистов-литературоведов, могла бы стать сюжетом психологического триллера. Молодой и успешный драматург, любимец Сталина и правоверный большевик к тридцати годам занимает высокие посты. Преданный режиму и чуть ли не влюбленный в вождя, он пишет пьесу «Страх», в которой один из героев произносит со сцены: «Мы живем в эпоху великого страха». Кажется невероятным, но пьеса несколько лет с успехом идет на сцене Александринки и Московского художественного театра.

А в 1936 году в одночасье из обласканного властью писатель превращается в приговоренного: его исключают из партии и Союза писателей, начинается травля. Александр Афиногенов с ужасом ждет расстрела на даче в Переделкине. Единственным собеседником и другом в этот страшный для Афиногенова период становится сосед по дачному участку - Борис Пастернак. В отличие от остальных обитателей писательского городка Борис Леонидович не только не делает секрета из дружбы с Афиногеновым, но наоборот — демонстративно гуляет с «прокаженным» по Переделкино. «Афиногеновское горе, вынужденное затворничество послужило для Пастернака мощным импульсом для взаимодействия. Ему было важно войти в точку беды», — отметила на вернисаже Ирина Ерисанова. О чем говорили два таких разных писателя можно узнать из дневников Афиногенова: «Разговоры с Пастернаком навсегда останутся в сердце. Он входит и сразу начинает говорить о большом, интересном, настоящем».

С этих дневников начинается и музейная судьба драматурга. Ирина Александровна рассказала, как впервые в Доме-музее Б.Л. Пастернака заговорили о драматурге: «Двадцать лет назад к нам в музей забежал Михаил Шатров, который тогда жил на бывшей афиногеновской даче. Со словами „эта ваша история“ бросил на стол журнал „Современная драматургия“, в котором были опубликованы ранее неизвестные выдержки из дневников Александра Афиногенова». Пронзительно искренние дневниковые записи человека, обреченного на смерть и ждущего ареста, не могут оставить равнодушным.

Среди прочего в дневниках был найден необычный текст, который с допущениями можно было бы назвать пьесой: двое сидят напротив друг друга и разговаривают. Очень быстро читатель понимает, что это допрос, где один из собеседников — следователь НКВД, а другой — сам Афиногенов. Незалитованная пьеса «Допрос», текст, не предназначенный для чужих глаз и тем более для сцены, впервые поставлен в Доме-музее Б.Л. Пастернака актерами Сергеем Быстровым и Федором Малышевым на вернисаже.

«Мне кажется, сегодня произошло что-то совершенно исключительное, — уже после премьерного показа отметила Ирина Александровна. — Мы услышали и увидели, как бывает страшно одинокому затравленному человеку, живущему в ожидании ареста. Редкого качества вещь получилась. Никакого актерствования, ни одной фальшивой ноты, ни одного плюса — все предельно просто, честно и по-живому. А скоро эти два молодых человека реанимируют афиногеновские „Страх“ и „Ложь“».

За что попал в опалу молодой талантливый литератор? Как преданный режиму, искренне верящий большевик написал антибольшевистскую пьесу? О чем, ежеминутно ожидая казни, думал Александр Афиногенов? Что обсуждал с Борисом Пастернаком? Как, чудом избежав расстрела и репрессий, пережив травлю, он сумел остаться правоверным коммунистом до конца жизни? Об этом посетители выставки смогут узнать на тематических мини-экскурсиях. Также в рамках выставки запланированы спектакли, встречи с историками, филологами, режиссерами, философами и шекспироведами, детские интерактивные занятия (Юлия Глотова).

Куратор: Ирина Ерисанова

Переделкино, ул. Павленко, 3

+7 499 934-51-75

www.museum.ru/N72525
Ваше мнение »»

»»Дом-музей Б.Л. Пастернака
Адрес:город Москва, поселение Внуковское, пос. Переделкино, ул. Павленко, д. 3
Проезд:См. здесь
Телефоны:(495) 690-09-56, 695-53-08 (заказ экск.)
URL:goslitmuz.ru/
EMail:pasternakmuz@mail.ru, linfo@goslitmuz.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: мемориальные, выставки


 
новости и события: 28.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru