МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Ферапонтово. Другое небо. Выставка Юрия Холдина

c 21 марта по 21 апреля 2019Москва
Ферапонтово. Другое небо

21 марта - 21 апреля 2019 г.

Проект "Свет фресок Дионисия - миру"

Выставка Юрия Холдина

Авторские экскурсии искусствоведа Екатерины Даниловой

Организаторы: Центральный совет ВООПИиК и Фонд "Фрески Руси"

Место проведения выставки: Концертно-выставочный зал "В доме Нащокина"

Выставка Юрия Холдина (1954-2007) очень хорошо известна ценителям древнерусского искусства и современного искусства фотографии, поскольку это уникальный опыт "перемещения" во времени и пространстве. Восемьдесят из 400 работ художественного, просветительского проекта "Свет фресок Дионисия - миру" которые будут представлены на экспозиции в концертно-выставочном зале "В доме Нащокина с 21 марта по 21 апреля, позволят увидеть единственные целостно сохранившиеся фрески Ферапонтова монастыря так, как их не могли рассматривать даже современники их гениального творца. А ведь на основании этого творения Дионисия, ставшего итогом жизни зрелого мастера, мы может составить необычайно полное представление об искусстве и мировоззрении Руси второй половины XV столетия. Центральная тема выставки - главный тематический цикл росписи собора, посвящённого прославлению Божией Матери, будет раскрываться не только визуально, но и сопровождаться ежедневными экскурсионными программами.

Маленькое село Ферпонтово, в 120 км на северо-запад от Вологды, известно на весь мир. Здесь находится объект культурного наследия ЮНЕСКО - собор Рождества Богородицы, расписанный Дионисием "иконником", как он себя называл, "со своими чады". Последователь школы преподобного Андрея Рублева, современник Леонардо да Винчи и Микеланджело, Дюрера и Боттичелли, Дионисий "мудрый" и "преизящный" как его величали современники, пятьсот лет назад был последним гением Золотого века русской иконописи.

Ферапонтовский цикл занимает особое место в творчестве мастера, который трудился во многих храмах и монастырях, в том числе над иконостасом Успенского собора Московского Кремля. Монументальные работы выдающихся художников эпохи исихазма, давшей небывалый расцвет иконописи на Руси - большей частью погибли. Фрески же Ферапонтова монастыря не только уцелели и донесли до наших дней тончайшую красоту православной культуры XV столетия, которая так и осталась недосягаемым идеалом, но они дошли до нас в потрясающей сохранности авторского замысла, который явил миру новый опыт освоения архитектурного объёма Храма, наполненного "нетварным светом". Этот потрясающий воображение труд стал впоследствии камнем преткновения для многих, кто пытался подражать стилю, пытался воспроизвести его композиции, вплоть до буквального копирования, ведь никому так и не удалось передать этот особый, явленный в творчестве мастера "фаворский свет", преображающий мир.

Проект "Свет фресок Дионисия - миру" уникален именно в этой связи. Его автор фотохудожник Юрий Холдин, попав в 1995 году в Ферапонтов монастырь, воочию столкнулся с "иным миром", и оставшиеся 12 лет своей жизни посвятил тому, чтобы этот нездешний свет явить людям, вслед за Дионисием, о работе которого на тот момент, кроме специалистов и узкого круга ценителей мало кто знал. И, по словам заслуженного художника России Бориса Денисовского "совершил героический поступок - на собственные деньги, в одиночку, создав редчайший материал, который раскрыл памятник мирового значения".

Дионисий совершенно отказался от чёрного цвета, высветлил палитру до акварельной прозрачности. Он очень широко использовал тёплые оттенки цветов, гармоничное сочетание которых раскрывается при полуденном освещении. Весь ХХ век фотографы снимали фрески ночью, избегая переменчивого света дня. Холдин впервые нашёл - как без теневых провалов показать колористическую ровность росписи при дневном освещении, которое возникает в соборе в момент Литургии. И ошибка восприятия исследователями - по неверной схеме освещения, которая почти столетие тиражировалась в полиграфии, голубого как основного цвета стенописи стала очевидна. Он - увязывающий, а ведущий цвет - охра, которая смягчает все, даже холодные оттенки цветов. Открылись совсем другие акценты. "Небо" Дионисия не холодное, а пространство тёплого света.

"Пишу светом", так с древнегреческого переводится "фотография". Юрий Холдин, через пятьсот лет после Дионисия, использовав совершенное другие инструменты и новейшие технологии своего времени, приблизил нас к Первообразу, на который взирал духовным оком великий "началохудожник" во время своей работы. Внутреннюю силу образа повторить невозможно, но, как утверждал Юрий Холдин - можно открыть пластикой другого искусства.

Кропотливейшая исследовательская работа, новаторский метод съёмки, создание издательства со своей системой допечатной подготовки, все это позволило фотохудожнику смоделировать светом объём и пространственную глубину стенописи, существующей в сложной свето-воздушной среде, включив в композиции фактурные элементы живой, словно пульсирующей стены и даже утраты предстали как художественный образ долгой жизни памятника. Этот титанический и вдохновенный труд, начиная с первой выставки в Третьяковской галерее в 2006 году, позволил огромному количеству зрителей увидеть фрески великого колориста и великого богослова "глаза в глаза". Фото-фрески Холдина открыли современному зрителю возможность всмотреться в гармонию цвета и света, что недостижимо даже в самом храме. Ведь многие образы находятся высоко, плохо освещены, а время, в силу музейных требований, ограничено пятнадцатью минутами.

"Принцип "осмысленного показа" у Холдина - по словам философа и профессора ВГИКа Вадима Михалёва - это позиция человека, который сам чувствует внутреннюю связь с Дионисием. Он чувствует его философию, чувствует его психологию, пытается увидеть его личность и творчество в сегодняшнем дне, потому что подошёл к древним фрескам с ощущением, что они необыкновенно актуальны". Но самое поразительное - "это путь двух художников навстречу друг другу, который и привёл впервые в мировой практике к появлению экспозиции, не иллюстрирующей фрески Ферапонтова монастыря, а создающей уникальную возможность войти в их мир", словами святителя Феофана Затворника - в мир "Неба земного".

Центральное место в росписи самого древнего Собора Ферапонтова монастыря занимает цикл композиций, связанных с прославлением Божией Матери, к которому примыкает единственный в целостности сохранившийся в России от этой эпохи "Акафист Пресвятой Богородице". Двадцать пять его сюжетов Дионисий выстроил последовательно - по часовой стрелке так, что во время крестного хода, что положен по уставу службы "Похвалы Богородицы" Великим постом, когда во всех православных храмах и по сей день звучит тот самый Акафист Благовещению, можно идти по храму, как по открытой книге. Роспись разворачивается как свиток в пространстве, композиции перетекают одна в другую и перекликаются друг с другом, при этом многократно повторенная фигура Богоматери ассоциируются у зрителя с постоянным рефреном Акафиста: "Радуйся, Невесто неневестная!" Этот уникальный цикл, бесценного содержательного, богословского значения и художественного совершенства, избран центральным и для экспозиции, которая будет работать в дни Великого Поста.

Запись на авторские экскурсии через сайт www.dionisy.ru или по тел.8-910-426-81-45.

Концертно-выставочный зал "В доме Нащокина"

Адрес: Москва, Гагаринский пер. 4/2, тел.: 8 (495) 695-07-06 (справки); 8-910-426-81-45 (экскурсии)

www.museum.ru/N72353
Ваше мнение »»

»»Фонд "Фрески Руси"
Адрес:город Москва, ул. Шипиловская, 64, корп. 1, офис 360
Телефоны:8-910-426-81-45
EMail:vcfr@bk.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 29.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru