МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Артур Фонвизин (1883-1973). Остановись, мгновенье...». Акварель, литография...

c 17 октября по 18 ноября 2018Москва
Российская академия художеств представляет выставку произведений легендарного мастера акварели Артура Фонвизина (1883-1973) «Остановись, мгновенье...». Экспозицию дополнят литографии Аллой Беляковой (1914-2006). Всего представлено около 70 графических листов из частных коллекций.

Выставка открыта для посещения с 17 октября по 18 ноября 2018 года в Галерее искусств Зураба Церетели (Москва, Пречистенка, 19).

Инфанта Фонвизина

Каждая выставка большого художника открывает нам что-то новое в хорошо известном, любимым мире созданных им образов. Выставка произведений А.В. Фонвизина в этом отношении не исключение. Но, что можно увидеть в его удивительных, всегда узнаваемых акварелях?

Фигурки очаровательных наездниц и милых лошадок, по детски наивных, кружащихся в необыкновенном мире грез и воспоминаний, личных для каждого и как в волшебном кристалле собранных в загадочной палитре мастера, или воздушные и совершенно материальные, реальные и иллюзорные, поражающие необыкновенными переливами, игрой цветовых вспышек букеты – утренние, вечерние, свежие, умиротворяющие, грустные, восторгающие, - все это, хорошо известно зрителю, как и его загадочные образы современников, запечатленные на портретах реальных и идеальных, в смысле идеи образа, отношения к нему мастера. Портреты А.В. Фонвизина всегда не просто красивые с большим вкусом написанные лица, но каждый цвет, его удивительные волны, его переливы и сочетания создают не только настроение, воссоздают характер образа, его восприятие мира, но и ясно повествуют о мастере, его общении с моделью, беседе, отношении к ней.

А.В. Фонвизин не психолог в портрете, не льстец и не восхищенный юноша. Он – любящий мастер. Цвет и краски для него азбука, их сочетания складываются в повествования о том чудесном мире, которым одарил Бог художника. Акварели А.В. Фонвизина это маленькие окошки в удивительный мир его жизни, его души, лица в них – гости, свободно располагавшиеся у гостеприимного хозяина настороженные или восхищенные, порой умиротворенные… Все они превращались в портретах мастера в неотъемлемую часть его фантастического и феерического мира.

Жизнь А.В. Фонвизина довольно хорошо известна, как и его творчество. Даже манера, страсть, движения, в которых он создавал свои акварели, описаны биографами, близкими, учениками. Почти во всех мемуарах, упоминаниях о маэстро присутствует рассказ, о том, как он, вооружившись множеством кистей, сжав их в кулаке левой руки, выхватывал поочередно и писал, ваял, создавал свои акварели. А.В. Фонвизина сравнивали с дирижёром, Творцом… Одержимость его личности, страсть – всегда в его работах, он восхищался миром, который преображался в его душе и в феерии выплескивался на бумагу.

А.В. Фонвизин создал не только свой неповторимый стиль, манеру, методику, но и технику акварели.

Последнее нередко ставило вопрос перед исследователями его творчества и биографами. Кто был его истинным учителем, от кого он воспринял свои приемы, кто и что побудило к их созданию. Здесь видели и специфику его зрения, личности, психики, последствия болезни (аутизм). Писали об учителях в Москве, Мюнхене, общении с современными художниками, влиянием идей художественных объединений и т.п. Наконец, рассуждали о непосредственном восприятии природы, долгих размышлениях и наблюдениях бесконечных цветовых переходов в пейзажах Поволжья, где художник проводил долгие годы. Уединенные размышления неизбежно сопровождали А.В. Фонвизина в период странствий по русской провинции, после учебы, изучения различных систем живописного искусства. «Я остро полюбил природу, крестьянскую жизнь, немногословных деревенских людей», - признавался А.В. Фонвизин. Эта созерцательность, любование красотами средней полосы, цветущими лугами, дымкой исчезающих в небо лесных далей находило удивительные, фантастические отклики в душе художника, его внутреннем видении.

Были и еще учителя у А.В. Фонвизина, чьи творения столь же причудливо преломились в его волшебном зрении, рождали новые ассоциации, позволили огранить, создать новый образ реальности. Такими учителями А.В. Фонвизина были гении прошлого – старые мастера, творчество которых завораживало А.В. Фонвизина, а размышления, изучение их манеры оттачивало подсознательные поиски.

А.В. Фонвизин увлекался Рембрантом, Веласкесом. Это были его любимые мастера прошлого, его кумиры. Известно, что он делал копии с их картин. В 1920-х А.В. Фонвизин буквально «болел» Рембрандтом. Он восхищался его Эсфирью («Артаксеркс, Аман и Эсфирь», 1660 г., ГМИИ им. А.С. Пушкина). Мерцающий, играющий, золотой отблеск, рембрандтовский цвет завораживал А.В. Фонвизина и перерождался в его сознании в причудливые, неповторимые колористические сочетания. Свои ощущения мастер воплощал в копиях картин Рембрандта. Сегодня местонахождение этих работ неизвестно. Можно лишь предполагать, как живопись Рембрандта влияла на воображаемую фантастическую живописную феерию А.В. Фонвизина. Эти ощущения, живописные размышления были дороги художнику. В 1922 году на выставке «Искусство – жизнь» он выставил свою копию-реплику, размышление об Эсфири Рембрандта.

«Он обожал Веласкеса, - вспоминала его ученица А.М. Белякова. Без конца копировал портрет инфанты Маргариты, восхищаясь, как просто и легко выписано лицо, как свободно сотворены складки платья, кружева, банты».

С Веласкесом А.В. Фонвизин прожил всю жизнь. Можно сказать, что в «беседах» с ним, всматривании в его движения цвета, пластику, он размышлял и создавал свои портреты.

Но, как!

До последнего времени ни одной копии, ни одной реплики с работ великого испанца А.В. Фонвизина не было известно.

Настоящая выставка открывает нам эту удивительную загадку творческой работы А.В. Фонвизина, влияния на его внутренний мир творчества великого мастера. Впервые не воспоминания, а живое произведение А.В. Фонвизина свидетельствует о его отношении к любимому им произведению Веласкеса.

Представленная на выставке «Инфанта Маргарита» повторяет довольно точно композицию хорошо известного портрета Веласкеса «Инфанта Маргарита Австрийская» (1660).

Но узнаваемую работу А.В. Фонвизина, при всей очевидной схожести нельзя назвать копией и даже репликой. Перед нами не копия, а своеобразное художественное исследование, разглядывание эффектов в соотношении цветовых и пластических решений. А.В. Фонвизин передает в своей акварели не точные цвета Веласкеса, а их эффекты при определенном освещении, игру его блестящей живописи в солнечных лучах. Эта картина – настоящее исследование, штудия и блестящее свидетельство удивительной интеллектуальной работы А.В. Фонвизина, его не похожее на обычное зрение взгляд на шедевр, его понимание, додумывание и продолжение работы великого мастера, поиск и изучение красоты столь по-разному проявляющейся в искусстве. Это – Инфанта Фонвизина, переселившаяся в его волшебный мир.

Рассматривая Инфанту можно лишь удивляться широте, неординарности его гения акварельного живописца, генетически не отделимого от классики и абсолютно свободного и незабываемого мастера.

Академик Российской академии художеств Олег Ростиславович Хромов

Акварель Аллы Беляковой – исцеляющее искусство.

Алла Белякова родилась в 1914 г. в семье высшей аристократии России (Куколь - Яснопольских). Между тем, на ее жизнь пришлись две Мировые войны, самая жестокая революция, и самая бесчеловечная из всех войн – Гражданская. Не считая сталинских репрессий, искалечивших судьбу ее отца, оставившего дочери высокую родословную, абсолютно неприемлемую в советском обществе.

Семью сослали в Узбекистан. Детство и юность будущая художница провела в узбекской среде, даже волосы заплетала как узбечка. С такими косичками и приехала в Москву, поступать в архитектурный. В институте, узнав о ее происхождении, даже документы не приняли. Отправилась на архитектурные курсы. Но тут грянула Великая Отечественная.

Возвращение в Москву из эвакуации совпало с настоящим чудом: ей помогли устроиться в архитектурную Академию, о которой и мечтать не могла.

Известные архитекторы, искусствоведы, не скрывая симпатий, ввели в свой круг. Александр Георгиевич Габричевский, шутливо-серьезно окрестивший ее «солнечной энергией», так и отрекомендовал Аллу Михайловну своим друзьям, знаменитым пианистам Генриху Густавовичу Нейгаузу и Владимиру Владимировичу Софроницкому. И она окунулась в мир музыки, зазвучавшей позже в ее акварелях. Она производила на творческих людей удивительное впечатление. Так бывает, когда в человеке счастливым образом соединяются ум, красота и талант. Как-то ее пригласили на концерт Святослава Рихтера, перед концертом познакомили с маэстро. В тот вечер она была необычайно хороша. На ней были кораллы и черное платье в японском стиле. Увидев ее, Рихтер вдруг сложил руки на груди и весь как-то сжался. (Говорят, такова была его манера, когда его что-то особенно восхищало). Опомнившись, спросил: «Скажите, кто ваш любимый композитор?» - «Дебюсси». Рихтер никогда не играл «бисы» на своих концертах. Каково же было изумление меломанов, когда, закончив программу, он поднял руку, усмиряя восторженный зал, и объявил: «Дебюсси!»

А время акварели приближалось. Судьба готовила Алле Беляковой встречу, от которой она уже не уйдет никуда. Однажды архитектор Рашель Моисеевна Смоленская, с которой Белякова работала в одном проекте, как-то вдруг сказала: «А акварелью заняться не хотите?»

И в один прекрасный день привела Аллу к своему другу, художнику-акварелисту Артуру Фонвизину.

Первый урок состоялся 8 марта, как подарок женщине, в которой сразу почувствовал незаурядный талант. Она все схватывала на лету. И с такой жаждой ушла в акварель, что вскоре оставила и Академию, и архитектуру.

Похвалы учителя не кружили голову, а придавали смелости. На протяжении всей жизни Артура Фонвизина, Алла Белякова была вдохновением его творчества.

В 1955 году в театре «Ромэн» на ее первой персональной выставке к Алле Беляковой подошел седой человек с необыкновенно живыми проницательными глазами. Это был Роберт Фальк. Она, конечно, слышала о нем. Блистательный художник, он, как и Фонвизин, был зачислен официальным искусством в «формалисты». Похвалил ее работы. И вдруг предложил заниматься в его мастерской. Училась у Фалька два года, переняв у него ощущение пространства, движения в живописи. Сравнивая двух своих учителей, Алла Белякова заметила: «Артур Фонвизин – это сказка, порыв, вдохновение. Роберт Фальк – философия, разум».

Работая преимущественно в технике акварели, Алла Белякова сумела стать «академиком цветов». В своих многочисленных букетах она старалась передать легкость, прозрачность техники Артура Фонвизина и мудрость и одухотворенность работ Роберта Фалька, которые являлись ее творческими учителями.

Всю жизнь она творила красоту. Ее творчество заняло достойное место в мировом искусстве, место, которое ей отведено не нами, а свыше. Работы Аллы Беляковой находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаже и других частных коллекциях и музеях Франции, России и Индии.

Акварели Аллы Беляковой имеют глубокий психологический смысл и обладают сильным терапевтическим эффектом. Врачи говорят: «Настоящее искусство всегда лечит. Созерцание полотен является отличным анальгетиком». Арт-терапевтические техники эффективны в преодолении кризисных ситуаций, а также в качестве социально-психологической поддержки и реабилитации.

Таким терапевтическим эффектом являются ее волшебные букеты, наполненные красотой и свежестью, в которых собраны все цвета России: ромашки и колокольчики, васильки, сирень, рябина, черемуха, флоксы, пионы и гортензии.

Нина Пони (Подгорненская)

www.museum.ru/N71161
Ваше мнение »»

»»Галерея искусств Зураба Церетели
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, д. 19
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", выход на Гоголевский бульвар, тролл. № 15, авт. №№ 5, 15 до ост. "Академия художеств"
Телефоны:(495) 637-4150
URL:rah.ru/
EMail:kanz@rah.ru, gid.tsereteli.@yandex.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 28.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru