МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Гипноз пространства. Воображаемая архитектура. Путь из древности в сегодня

c 24 июля по 23 сентябряМосква
В Большом дворце музея-заповедника "Царицыно" открывается выставка-инсталляция, посвященная архитектурным фантазиям. Ее цель: помочь понять, как мир воображаемой архитектуры конструировал творческое сознание людей прошлого. Самые невероятные идеи, свобода проектирования воздушных чертогов раскрепощали фантазию людей эпохи барокко и Просвещения, замыслы которых воплотились в оформлении театральной сцены. Но это не значит, что все осталось в истории. Умопомрачительные визуальные аттракционы XVIII века сегодня нашли применение в виртуальной реальности, компьютерных играх, анимации. Сам способ постижения мира современным человеком, создающим образы "на экране" собственного восприятия, во многом наследует механике театральных феерий. Таким образом, изучая воображаемую архитектуру барокко, мы познаем себя и свой аппарат понимания Вселенной.

Жанр воображаемой (эфемерной, "бумажной") архитектуры берет начало в театрах ренессансной Италии - именно там в первой половине XVI века при оформлении сцены начали применяться перспективные изображения условных площадей и улиц, на фоне которых разыгрывалось действие. В XVIII столетии благодаря прежде всего болонским архитекторам-сценографам из семейства Галли-Бибиена, эта выдуманная театральная архитектура переживает настоящий бум: виды фантастических дворцов и соборов особенно востребованы в пафосных постановках в жанре "серьезной оперы" (opera seria) с сюжетами из древней истории или античной мифологии. Одновременно жанр расширяется - к приемам воображаемой архитектуры обращаются при украшении интерьеров, устройстве фейерверков, иллюминаций, придворных торжеств.

Театральное происхождение воображаемой архитектуры продиктовало структуру экспозиции: куратор, искусствовед Сергей Хачатуров создал выставку-инсталляцию, которая служит декорацией к спектаклю во многих частях - действу, посвященному зодчеству и театру, а также идее подобия здания целому миру и формирования образа мироздания в каждом конкретном объекте.

"Гипноз пространства" предполагает путешествие. В залах выставки выстраиваются мосты между культурой XXI и XVIII века. Задаются перспективы отношения этих разных и одновременно родственных эпох к темам несвободы и веры, созидания и разрушения, праздников и утрат. Архитектором выставки-спектакля стал Степан Лукьянов, ведущий художник "Электротеатра Станиславский".

Произведения искусства прошлых веков соседствуют с работами, созданными современными мастерами - признанными (М. Алексеева, С. Эстрин, А. Бродский, И. Уткин, Ю. Аввакумов, Е. Кошелев) и молодыми (А. Оленев, В. Карташов, А. Филатов). Раздел "Волшебный фонарь" посвящен режиссеру Андрею Хржановскому и неожиданной роли сценической архитектуры в устройстве его мультипликационных новелл.

Открывает выставку гигантская гравюра "Ихнография, или План Марсова поля в античные времена" (1757), шедевр Джованни Баттисты Пиранези (1720-1779), которого считают основателем современной концептуальной бумажной архитектуры. Вопреки названию, "План Марсова поля" - отнюдь не историческая реконструкция части Древнего Рима, а скрупулезно вычерченная схема фантастического пространства, возникшего в воображении авангардиста эпохи Просвещения. Некоторые ее детали читаются в масштабных элементах оформления выставки.

Первым актом выставки стали графические листы Пьетро ди Готтардо Гонзаги, идеолога "театра архитектуры", чистый образец которого был продемонстрирован в 1818 году в театре князя Юсупова в Архангельском. Представление состояло из двенадцати смен декораций (из них сохранились четыре - "Римский Храм", "Таверна", "Тюрьма", "Малахитовый зал"). Будучи первым теоретиком, философом и психологом эфемерной архитектуры, Гонзага считал подобный театр более интересным, чем представление с сюжетом, актерами и музыкой.

Один из ключевых разделов выставки, Opera Seria, занимает три зала. "Серьезная опера" XVII - XVIII веков предполагает исторический или мифологический сюжет, речитативы, виртуозные арии и действия в роскошных декорациях. Художники соревновались в стремлении поразить зрителя архитектурными иллюзиями. Кроме подлинных эскизов XVIII века в одном из залов огромный экран-ниша "впускает" в себя зрителей, дабы они поучаствовали в перемещениях по пространствам волшебных сказок старинного театра. Еще один сюрприз: записанная на видео мини-опера про архитектуру в исполнении артистов театра "ИюльАнсамбль" (композитор Ираида Юсупова, режиссер - Андрей Сильвестров). В зале "Кибербарокко" посетители становятся участниками постинтернетовской игры, попадая в придуманный молодым художником Владимиром Карташовым лабиринт из фигур-обманок. Сам лабиринт вдохновлен образами компьютерных игр. А они в свою очередь - парафраз темы старинных сценических иллюзий с пещерами, замками, тайниками и сокровищницами.

Куратор выставки: Сергей Хачатуров

Архитектор: Степан Лукьянов

Координатор: Дарья Колпашникова

Участники проекта: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина; Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А.В. Щусева; Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина; Московский музей-усадьба Останкино; Музей Большого театра.

Частные собрания И.Б. Баженовой, А.Л. Кусакина, А.Н. Севастьянова, С.А. Подстаницкого.

Даты работы выставки "Гипноз пространства. Воображаемая архитектура. Путь из древности в сегодня": 24 июля - 23 сентября 2018 года

Место проведения: Большой дворец музея-заповедника "Царицыно"

www.museum.ru/N70276
Ваше мнение »»

»»Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно"
Адрес:город Москва, ул. Дольская, д. 1
Проезд:Ст. м. "Царицыно", "Орехово", далее 10 мин. пешком; заезд на автомобиле с Новоцарицынского шоссе
Телефоны:(495) 322-6843, (499) 725-7248 (спр.)
URL:tsaritsyno-museum.ru/
EMail:gmz@tsaritsyno.net


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 17.10.2018
 x    ?  

МоМА Сан-Франциско: новый музей в динамично меняющемся городе. Лекция Кори Келлер (США)

X юбилейные Чтения по истории и культуре Древней и Новой России в Ярославле

Образовательная лаборатория грантовой программы "Музеи Русского Севера"

Красная книга Архнадзора

Международный научный журнал "Музей-памятник-наследие" приглашает к сотрудничеству

Орнитологическая экспедиция вернулась с Куликова поля

18-я научная конференция "Константиновские чтения"

Конференция «Проблемы изучения и восстановления ландшафтов лесостепной зоны»

VII Московские Анциферовские чтения

XVIII Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие»

Фотография в Ленинграде-Петербурге в 1970-х — 1990-х годах

Центр развития компетенций UNIVERSUM+ приглашает принять участие в программе повышения квалификации

Музей и новые медиа. Лекция Шэннона Дарроу, МоМА (Нью-Йорк, США)

Программа конференции "В.И. Суриков и его современники. К 170-летию со дня рождения художника"

Конференция "Цифровой музей. Инновационные технологии для музеев и выставочных пространств"

Курс подготовки волонтеров Музея Достоевского

XIII Лермонтовские чтения в Музее Достоевского

Галерея на Солянке: школа медиа и перформанса открывает новое направление

Государственная галерея на Солянке начинает цикл лекций о видеоарте

Стартовал Всероссийский конкурс «Слово менеджерам культуры»-2018

Лекционный курс «Всеобщая история искусств». Искусство Древнего мира

Образовательный проект «История современной России. Учим и учимся»

Международная научная конференция «Мир исследователя». Прием заявок

Конференция "В.И. Суриков и его современники. К 170-летию со дня рождения художника"

XLIII Международные чтения «Достоевский и мировая культура»

Конференция "Музей в культурном пространстве исторического города" в Угличском музее

Тургеневские чтения-2018

II Международная научно-практическая конференция «Исторические Боткинские чтения»

XIII Всероссийская научно-практическая конференция "Электронные ресурсы библиотек, музеев, архивов"

Международная научно-исследовательская конференция "И.С. Тургенев и Русский мир"

Профессиональная стажировка для работников музеев в Музее современной истории России

Толстовские чтения-2018

Научная конференция "Н.В. Овчинников и чувашское изобразительное искусство ХХ века"

XVII Санкт-Петербургские этнографические чтения «Вещь в трансляции этничности»

XXI Всероссийская научно-практическая конференция "Словцовские чтения".

Научная конференция "Наука в вузовском музее". Информационное письмо № 1

Конференеция "Сохранение культурного наследия. Исследования и реставрация 2018"

Конференция «Города Центральной России: история, культура, предпринимательство» в Серпухове

XХIV Царскосельская научная конференция "Дворцы, особняки, усадьбы. Музейный формат"

Конференция «Музей между Гражданской и Великой Отечественной войной: судьба людей, коллекций, зданий»

Научная конференция "История музейной коллекции", посвященная 260-летию Музея Академии художеств

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru