МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Напольные часы Жана-Пьера Латца. К завершению реставрации

c 25 мая по 2 сентября 2018Санкт-Петербург
25 мая 2018 года во Дворце Меншикова состоялось открытие выставки «Напольные часы Жана-Пьера Латца. К завершению реставрации». Особенностью ее является представление корпуса и механизма часов отдельно, чтобы можно было показать то, что в собранных часах увидеть невозможно.

После завершения выставки часы, уже в собранном и работающем виде, вернулись на экспозицию.

Часовая коллекция Эрмитажа - самая богатая в России, и одна из лучших в мире; она насчитывает около трех тысяч механических часов всех типов – от карманных до башенных.

Как известно, часы - комплексный объект, одновременно памятник технической и художественной культуры. В изготовлении часовых корпусов участвовали лучшие художники и скульпторы своего времени, а в конструкции механизмов использовались последние достижения науки и техники. Интерьерные часы – напольные, настенные, каминные – всегда были статусным объектом, символом состоятельности и просвещенности владельца.

Паркетные часы-регулятор созданы во Франции в серединеXVIII столетия. Сама модель и корпус часов сложного рокайльного силуэта считается работой выдающегося мебельного мастера Жана-Пьера Латца (1691-1754). Виртуозный мастер, он специализировался на создании мебели и часовых корпусов с набором из дорогих пород дерева или в технике «буль» с инкрустацией черепахой, латунью, перламутром и обильным декором из золоченой бронзы. Эти же особенности можно отметить и в часах из собрания Эрмитажа. Корпус часов фанерован венгерским ясенем и густо покрыт рельефными бронзовыми накладками. Обрамление верхней части корпуса состоит из рокайльных завитков с цветами, в них вплетены два небольших дракона. Венчающая часы фигура – бог Солнца, лучезарный Феб, одно из воплощений Аполлона. Под циферблатом, на облаках – богиня охоты Диана, согласно античной мифологии, она являлась олицетворением Луны. По замыслу Латца, бронзовый декор часов представляет аллегорию Дня и Ночи. В коллекции Эрмитажа напольные часы оказались после революции 1917 года. Они происходят из дома Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова (1837-1916) на Английской набережной (Английская наб., 10; Галерная ул., 9).

При национализации и поступлении в Эрмитаж или ранее у часов был утрачен механизм и циферблат XVIII века. В начале 1930-х годов классификация и распределение вещей, поступавших в музей, проходила по внешним признакам. Корпус напольных часов шел в фонд мебели, а их начинка - механизм, гири, маятник ? в фонд металла. Так появлялись "сироты": корпуса без механизмов, механизмы без корпусов, разрозненные гири и маятники. Желание восстановить статус-кво часто приводило к ситуации, именуемой "марьяж" ? соединению корпуса и механизма из разнородных часов. Что и произошло в своё время с французскими напольными часами, внутри роскошного барочного корпуса которых оказался добротный, но типично английский часовой механизм начала XIX века.

Чтобы исправить ситуацию, в Лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов подобрали механизм от французских напольных часов. Подпись на циферблате ? Barbier Lejeune / Paris ? свидетельствовала о том, что он является работой известного французского часовщика, получившего звание мастера в 1770 году. Интересная особенность этого механизма: маятник подвешен не сзади, а спереди, между механизмом и циферблатом. Поэтому сразу подобрался один из маятников-«сироток» с отверстием под ось часовых стрелок. Крупная и тяжёлая линза маятника соответствовала массивному и качественному механизму, а ее полированная лицевая сторона предполагала большое окно на фасаде часов. В результате, после примерки механизма, комплект часов сложился, как пазл.

Циферблат холодной белой эмали выглядел достаточно скромно. К середине XVIII века составные эмалевые циферблаты уже вышли из моды, а большие цельные были еще слишком сложны в изготовлении. Поэтому циферблат, расписанный «под эмаль», был распространённым вариантом. Деликатную реставрацию циферблата выполнили сотрудники Лаборатории научной реставрации станковой живописи.

В результате обследования корпуса часов и изучения исторических аналогов было решено изготовить подставку под корпус часов, утраченную верхнюю часть задней стенки корпуса и дубовую скамью для установки подобранного часового механизма; удалив петлю дверцы, восстановить авторскую конструкцию ее крепления, а также провести полную реставрацию каркаса, облицовки и лакового покрытия корпуса. Эта работа была выполнена в Лаборатории научной реставрации мебели.

Таким образом, в реставрации часов, как и в их изготовлении, взаимодействовали мастера различных специальностей.

Для часов в понятие авторского образа обязательно включается работа механизма, поскольку именно наличие механизма, механической жизни, выделяет часы из общей массы музейных экспонатов. То есть проявление жизнедеятельности часового механизма - движение стрелок, размеренное покачивание маятника, звон колокольчика - участвуют, наряду с внешним видом, в формировании полноценного образа часов. В музейном пространстве, ориентированном на визуальное восприятие появляется дополнительная акустическая составляющая.

Куратор выставки – Михаил Петрович Гурьев, заведующий Лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа.

www.museum.ru/N70047
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
URL:www.hermitagemuseum.org/
EMail:visitorservices@hermitage.ru, cancery@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки


 
новости и события: 24.02.2019
 x    ?  

XXIII международная научно-практическая конференция АДИТ-2019 «Цифровое развитие музеев»

Конференция "Русская художественная культура XVIII века: цитаты, реплики, образцы"

Научная конференция "Символы и аллегории"

Конференция "Исаакиевский собор - последний памятник классицизма в России и Европе"

Научная конференция "Тема смерти и бессмертия в изобразительном искусстве Нового и новейшего времени"

Семинар «Частно-государственное партнерство в выставочной деятельности» в Музее землеведения МГУ

Карабихские научные чтения - 2019

Международная научно-практическая конференция «Музей-заповедник: экология и культура»

XLVII международная научная конференция «Болдинские чтения»

Конференция "Творчество Ф.М. Достоевского: проблемы, жанры, интерпретации" в Новокузнецке

Продолжается реализация российско-финляндского проекта "ИнтерАктивная История" (InterActive History)

Конференция «Иконы Каргополья как уникальный вариант русских «северных писем». Программа

Круглый стол «Достоевский, свобода и право в цивилизованном мире»

VIII Всероссийская научно-фондовая конференция в Государственном музее Л.Н. Толстого

В Музее К.А. Федина состоится круглый стол «Евгений Замятин. Роман “Мыˮ: взгляд из XXI века»

Научно-практическая конференция «IХ Открытые Абакумовские чтения»

Круглый стол "Философия музея: метаморфозы коммуникации" в Санкт-Петербурге

Третьи Эйхенбаумовские чтения

Международная конференция "Музей в XXI веке" в Государственном Эрмитаже

Археологические лекции в музее «Тульские древности». Сезон 2019

Cеминар "Музеи и революция: к 100-летию Первой всероссийской конференции по делам музеев"

Конференция «Иконы Каргополья как уникальный вариант русских «северных писем»

Конференция "Художественная культура уральских заводов конца XVIII- первой половины XIX века"

Всероссийская молодежная конференция "Коллоквиум молодых реставраторов ResCon-2019" в Казани

Конференция «Рябининские чтения – 2019»

Конкурс музейно-образовательных занятий и уроков «Наследие - детям»

Конференция «Русский Север-2019. Проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия»

Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма-2019" в Государственном Эрмитаже

Международная конференция «Римский-Корсаков – 175. Год за годом»

Международная научная конференция «Мир исследователя». Прием заявок

II Международная научно-практическая конференция «Исторические Боткинские чтения»

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru