МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Напольные часы Жана-Пьера Латца. К завершению реставрации

c 25 мая по 2 сентября 2018Санкт-Петербург
25 мая 2018 года во Дворце Меншикова состоялось открытие выставки «Напольные часы Жана-Пьера Латца. К завершению реставрации». Особенностью ее является представление корпуса и механизма часов отдельно, чтобы можно было показать то, что в собранных часах увидеть невозможно.

После завершения выставки часы, уже в собранном и работающем виде, вернулись на экспозицию.

Часовая коллекция Эрмитажа - самая богатая в России, и одна из лучших в мире; она насчитывает около трех тысяч механических часов всех типов – от карманных до башенных.

Как известно, часы - комплексный объект, одновременно памятник технической и художественной культуры. В изготовлении часовых корпусов участвовали лучшие художники и скульпторы своего времени, а в конструкции механизмов использовались последние достижения науки и техники. Интерьерные часы – напольные, настенные, каминные – всегда были статусным объектом, символом состоятельности и просвещенности владельца.

Паркетные часы-регулятор созданы во Франции в серединеXVIII столетия. Сама модель и корпус часов сложного рокайльного силуэта считается работой выдающегося мебельного мастера Жана-Пьера Латца (1691-1754). Виртуозный мастер, он специализировался на создании мебели и часовых корпусов с набором из дорогих пород дерева или в технике «буль» с инкрустацией черепахой, латунью, перламутром и обильным декором из золоченой бронзы. Эти же особенности можно отметить и в часах из собрания Эрмитажа. Корпус часов фанерован венгерским ясенем и густо покрыт рельефными бронзовыми накладками. Обрамление верхней части корпуса состоит из рокайльных завитков с цветами, в них вплетены два небольших дракона. Венчающая часы фигура – бог Солнца, лучезарный Феб, одно из воплощений Аполлона. Под циферблатом, на облаках – богиня охоты Диана, согласно античной мифологии, она являлась олицетворением Луны. По замыслу Латца, бронзовый декор часов представляет аллегорию Дня и Ночи. В коллекции Эрмитажа напольные часы оказались после революции 1917 года. Они происходят из дома Иллариона Ивановича Воронцова-Дашкова (1837-1916) на Английской набережной (Английская наб., 10; Галерная ул., 9).

При национализации и поступлении в Эрмитаж или ранее у часов был утрачен механизм и циферблат XVIII века. В начале 1930-х годов классификация и распределение вещей, поступавших в музей, проходила по внешним признакам. Корпус напольных часов шел в фонд мебели, а их начинка - механизм, гири, маятник ? в фонд металла. Так появлялись "сироты": корпуса без механизмов, механизмы без корпусов, разрозненные гири и маятники. Желание восстановить статус-кво часто приводило к ситуации, именуемой "марьяж" ? соединению корпуса и механизма из разнородных часов. Что и произошло в своё время с французскими напольными часами, внутри роскошного барочного корпуса которых оказался добротный, но типично английский часовой механизм начала XIX века.

Чтобы исправить ситуацию, в Лаборатории научной реставрации часов и музыкальных механизмов подобрали механизм от французских напольных часов. Подпись на циферблате ? Barbier Lejeune / Paris ? свидетельствовала о том, что он является работой известного французского часовщика, получившего звание мастера в 1770 году. Интересная особенность этого механизма: маятник подвешен не сзади, а спереди, между механизмом и циферблатом. Поэтому сразу подобрался один из маятников-«сироток» с отверстием под ось часовых стрелок. Крупная и тяжёлая линза маятника соответствовала массивному и качественному механизму, а ее полированная лицевая сторона предполагала большое окно на фасаде часов. В результате, после примерки механизма, комплект часов сложился, как пазл.

Циферблат холодной белой эмали выглядел достаточно скромно. К середине XVIII века составные эмалевые циферблаты уже вышли из моды, а большие цельные были еще слишком сложны в изготовлении. Поэтому циферблат, расписанный «под эмаль», был распространённым вариантом. Деликатную реставрацию циферблата выполнили сотрудники Лаборатории научной реставрации станковой живописи.

В результате обследования корпуса часов и изучения исторических аналогов было решено изготовить подставку под корпус часов, утраченную верхнюю часть задней стенки корпуса и дубовую скамью для установки подобранного часового механизма; удалив петлю дверцы, восстановить авторскую конструкцию ее крепления, а также провести полную реставрацию каркаса, облицовки и лакового покрытия корпуса. Эта работа была выполнена в Лаборатории научной реставрации мебели.

Таким образом, в реставрации часов, как и в их изготовлении, взаимодействовали мастера различных специальностей.

Для часов в понятие авторского образа обязательно включается работа механизма, поскольку именно наличие механизма, механической жизни, выделяет часы из общей массы музейных экспонатов. То есть проявление жизнедеятельности часового механизма - движение стрелок, размеренное покачивание маятника, звон колокольчика - участвуют, наряду с внешним видом, в формировании полноценного образа часов. В музейном пространстве, ориентированном на визуальное восприятие появляется дополнительная акустическая составляющая.

Куратор выставки – Михаил Петрович Гурьев, заведующий Лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Отдела научной реставрации и консервации Государственного Эрмитажа.

www.museum.ru/N70047
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
URL:hermitagemuseum.org/
EMail:cancery@hermitage.ru, excursof@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки


 
новости и события: 28.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru