МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Мишель Сима. Гении в мастерских. Закулисье парижской арт-сцены

c 1 июня по 2 сентябряСанкт-Петербург
Музей Эрарта представляет выставку выдающегося французского скульптора и фотографа, снявшего художественно-литературную элиту Парижа XX века

Портреты художников, среди которых Пабло Пикассо, Анри Матисс, Франсис Пикабиа, Ман Рэй, Марсель Дюшан и другие легендарные лица

Снимки не столько фотографа, сколько близкого друга героев

Работы, красноречиво рассказывающие о феномене «Парижской школы»

Настоящее имя Мишеля Сима было Михал Змаевский. Сима прежде всего считал себя скульптором. Фотография была для него скорее хобби, чем профессией, но именно она принесла ему мировую известность. На протяжении 10 лет он создавал портреты своих друзей-художников, среди которых были Пабло Пикассо, Анри Матисс, Франсис Пикабиа, Осип Цадкин, Альберто Джакометти, Жан Кокто, Ман Рэй, Марсель Дюшан, Андре Дерен, Ле Корбюзье, Марк Шагал, Хуан Миро и многие другие. Дружбе с художниками он обязан и своим именем. Его псевдоним — это анаграмма, идею которой подсказал Поль Элюар: SIMA — перевернутое слово AMIS (друзья).

Михал Змаевский родился в 1912 году в городке Слоним на юго-востоке Польши в еврейской семье. В 17 лет он уговорил родителей отпустить его в Париж, где поступил в Academie de la Grande Chaumiere и начал учиться на скульптора. В академии он провел всего год, решив, что лучше учиться, работая непосредственно в мастерских у скульпторов. Это было судьбоносное решение, так как работа у скульпторов позволила ему познакомиться и завязать дружбу с художниками и литераторами. Сима был учеником Осипа Цадкина, одного из известнейших скульпторов того времени. В мастерской Цадкина на него обратил внимание Жан Кокто. Через него Сима познакомился с Полем Элюаром и Франсисом Пикабиа, к которому вскоре стал приходить на воскресные встречи, где собирался весь цвет литературно-художественного Парижа.

В эти годы Сима начал фотографировать. Он делал фоторепортажи для пресс-агентств, время от времени получая заказы на портреты, но не ощущал себя фотографом. Он видел себя скульптором и именно в этом качестве пытался найти свое место в мире искусства. В Париже он делил мастерскую с художником Рене Бессе на улице Impasse Ronsin. Его соседом был Константин Бранкузи, у которого Сима тоже работал какое-то время. Вскоре он завязал дружбу со звездами парижского художественного мира — Пабло Пикассо и Максом Эрнстом.

Париж был сердцем художественного мира довоенной Европы. В это время и возник уникальный феномен, получивший название «Парижская школа». Мишель Сима был полноправным участником этого движения. Он получал заказы как скульптор и принимал участие в групповых выставках. Когда началась война, из-за преследования евреев Сима покинул Париж и переехал в Гольф-Жюан к Пикабиа, в свободную, неоккупированную зону, но и там ему не удалось избежать ареста. В августе 1942 года французские власти задержали его и выдали немцам, которые депортировали Сима в Освенцим. Освободившись из концлагеря, сломленный душевно и физически, Сима вернулся на Лазурный Берег в надежде на встречу с друзьями. В Гольф-Жюане он снова встретил Пикассо, который в прямом смысле слова вернул Сима к жизни.

После войны Пабло Пикассо, обосновавшись в замке Гримальди, в Антибе, работал над “La joie de vivre” («Радость жизни»), доказывая всем вокруг, что война не смогла уничтожить радости бытия, предчувствия счастья и творческой свободы в новом мире. Пикассо предложил Сима ежедневно документировать процесс работы над картиной с помощью фотокамеры. Уже в первые часы работы Сима расширил задание, посчитав, что из этого процесса нельзя исключить присутствие самого художника, ведь произведение живет энергией того, кто его создал. Результатом работы стал альбом «Пикассо в Антибе» (1948), который полностью соответствовал представлениям Сима о том, что художник и его творчество представляют собой единое целое.

Фотография не только стала для Сима спасательным кругом, вернувшим ему вкус к творчеству, но и определила направление его творчества: он нашел свой стиль и свою тему. В следующее десятилетие он стал фотографом, хорошо известным среди художников.

В начале 50-х Сима вернулся в Париж и поселился в знаменитой колонии художников «Ля рюш» («Улей»). Среди его постояльцев были художники, скульпторы, фотографы, писатели, поэты. Сима любил это место, в «Улье» вырос его сын, родившийся там в 1962 году. Когда пришлось спасать «Улей» от сноса, Сима был среди художников, которые лично выступили за сохранение артистической колонии.

Сима с огромным удовольствием снова начал фотографировать друзей, ведь почти все его довоенные знакомые вернулись после войны в Париж. За несколько лет он создал портреты шестидесяти художников постепенно возрождавшейся после войны «Парижской школы». Он составил фотолетопись «плавильного котла искусств», уникальный по своей значимости исторический документ. В 1958 году в издательстве Nathan вышел его фотоальбом «Лица двадцати одного художника», в который вошли портреты Жана Кокто, Франсиса Пикабиа, Осипа Цадкина, Альберто Джакометти, Ханса Арпа, Доры Маар, Фернана Леже, Макса Эрнста, Огюста Эрбена, Вифредо Лама, Ман Рея, Марселя Дюшана, Андре Дерена, Кеса ван Донгена, Ле Корбюзье, Хуана Миро и других. Фотографии Мишеля Сима раскрывают перед нами огромное многообразие стилей и движений, параллельно существовавших в Париже, взаимодействие разных поколений художников.

Увлечение Сима фотографией закончилось в тот момент, когда он взял в руки фотоальбом «Лица двадцати одного художника». Разочарование качеством печати было безмерным. Сима решил никогда больше не публиковать ни одной фотографии и посвятил себя работе скульптора до самой своей кончины в 1987 году.

Карьера Сима-фотографа продлилась всего десять лет. Но за это десятилетие он успел невероятно много.

Кураторы: Куно Фишер, Алиса Лабас.

Проект представлен: Куно Фишером, галерея Фишера, Швейцария.

Организовано совместно c Мультимедиа Арт Музеем, Москва

www.museum.ru/N69963
Ваше мнение »»

»»Музей современного искусства Эрарта
Адрес:город Санкт-Петербург, ВО, 29-я линия, д. 2
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 324-0809
URL:www.erarta.com/
EMail:info@erarta.com


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки


 
новости и события: 23.07.2018
 x    ?  

Новые технологии и их применение. Международная конференция в Мраморном дворце

День Национального музея Султаната Оман в Эрмитаже

Дискуссия «Нужны ли правила в музее?»

Международная научно-исследовательская конференция "И.С. Тургенев и Русский мир"

Начался прием заявок на второй поток конкурса тревел-грантов программы "Музеи Русского Севера"

Профессиональная стажировка для работников музеев в Музее современной истории России

Четвертый международный художественный пленэр по фарфору и керамике «Фарфоровая сказка Алтая»

Всероссийская научная конференция "Наука в музее", г. Саратов

Толстовские чтения-2018

XXVI международная научная конференция "Санкт-Петербург и белорусская культура"

Научная конференция "Н.В. Овчинников и чувашское изобразительное искусство ХХ века"

Проект Староладосжкого музея-заповедника победил в конкурсе "Музейный ГИК"

Объявлен старт IX грантового конкурса проектов программы «Музеи Русского Севера»

Конференция "Алексей Николаевич Толстой и Детскосельская художественная колония 1930-х годов"

XVII Санкт-Петербургские этнографические чтения «Вещь в трансляции этничности»

XXI Всероссийская научно-практическая конференция "Словцовские чтения".

Открыт прием заявок на 12-ю Премию Кандинского

Всероссийский научно-практический обучающий семинар "Квестомания. Игры по правилам и без"

Шолоховские чтения

Научная конференция "Наука в вузовском музее". Информационное письмо № 1

Конференция "Актуальные направления деятельности музеев" в Государственном историческом музее

Конференеция "Сохранение культурного наследия. Исследования и реставрация 2018"

Конференция «Города Центральной России: история, культура, предпринимательство» в Серпухове

XХIV Царскосельская научная конференция "Дворцы, особняки, усадьбы. Музейный формат"

Карабихские научные чтения в Музее-заповеднике Н.А. Некрасова "Карабиха"

Конференция «Музей между Гражданской и Великой Отечественной войной: судьба людей, коллекций, зданий»

Научная конференция "История музейной коллекции", посвященная 260-летию Музея Академии художеств

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru