МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Дионисий. Пасхальные встречи

c 18 апреля по 28 мая 2018Москва
ПРОЕКТ "СВЕТ ФРЕСОК ДИОНИСИЯ - МИРУ"

Выставка Юрия Холдина

Организаторы: Центральный Совет ВООПИиК и Фонд "Фрески Руси"

18 апреля, в Международный день охраны памятников в Доме Телешова ЦС ВООПИиК вновь начинает работу известный выставочный проект - "фототкрытие" одного из самых загадочных и притягательных памятников мирового культурного наследия - стенописи Ферапонтова монастыря. Полный цикл, единственный чудом сохранившийся от более чем полутысячелетней культуры в первозданной целостности - это около 300 композиций, созданных Дионисием с сыновьями в 1500-1502 годах в соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Дионисий завершает эпоху Золотого века иконописи на Руси, его имя стоит в ряду его великих предшественников Феофана Грека и преподобного Андрея Рублева. Ферапонтовские фрески - итог творческой жизни зрелого мастера - занесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, включены в Свод особо ценных объектов народов России. Встреча с этим шедевром, в недостижимой прежде степени приближения к нему, в последнее десятилетие связана с именем фотохудожника и издателя Юрия Холдина, который с поразительным искусством сделал неперемещаемую ценность XV столетия живым явлением современной культуры. Шедевр, живущий в далёкой вологодской глубинке теперь можно время от времени изучать, не выезжая далеко из Москвы.

Поразившись при первой встрече с фресками силой их художественного и духовного величия, Холдин одновременно был потрясён несопоставимостью оригинала с его полиграфическим и копийным воспроизведением. А попытавшись разобраться с проблемой представления памятника, он увидел те "узкие места", которые уходили из поля зрения специалистов. Попытки показать широкому зрителю малодоступный, удалённый от культурных центров памятник предпринимались за ХХ столетие неоднократно, но вопросы качества, аутентичности до Холдина не ставил никто.

Цвет фресок, живущих в объёмном пространстве собора, постоянно меняется в зависимости от спектрального состава света, падающего на них, - и в разное время дня, года, мы их видим по-разному. Холдин, исследуя как влияет свет на наше восприятие фресок, пришёл к заключению, что цвет и светоносность образов раскрываются в узком диапазоне светового времени: в полдень солнечного дня. А значит, тот "правильный цвет", который правилен только по отношению к цифровой системе координат, будет жёстким препятствием для передачи живого соприкосновения с шедевром Дионисия. В том, как мы воспринимаем фрески в соборе есть, в зависимости от акцентов нашего внимания, определённая чёткость, но есть и мягкость, которые неуловимы при фронтальном освещении. Поэтому ведущим в схеме работы с фресками Холдина был мягкий рассеянный свет. И при съёмке, и в дальнейшем длительном процессе обработки слайда для печати, он сумел привлечь к работе высокотехнологичные достижения своего времени, но не они стояли во главе угла. Любой метод воспроизведения сам по себе работает с формой, а воспроизведение внешнего вида подобно телу без души. В таком процессе отсутствует главное, ведущее звено - художник и тот сокровенный опыт связи с миром Дионисия, донесению которого Холдин посвятил фундаментальный альбом "Сквозь пелену пяти веков" и масштабный выставочный проект. Весь замысел от съёмки - до его воплощения в печати, он подчинил единой авторской воле.

Внутреннюю силу образа повторить невозможно, но, как утверждал Юрий Холдин - можно открыть пластикой другого искусства. Поиск камертона освещённости - задача не техники, а художника, способного ей управлять. Ведь проблема состояла не в том только, чтобы ровно осветить фрески, чтобы мы видели то, что пропадает из нашего поля зрения в теневых участках, а найти световой ключ к передаче колористической гармонии стенописи и того тёплого свечения, которое исходит от неё. Человека, входящего в поле дионисиевских фресок, более всего впечатляет нематериальность образа общего пространства этого собора - мы словно попадаем в пространство тёплого света, пронизанного пасхальной радостью. Подобного эффекта созерцания светописного Дионисия в выставочном формате добивался и Холдин. Работая с пространством Ферапонтовского собора он, потрясённый гением иконописца, искал, общаясь с миром языком светописи, как достичь на своём пути полноты восприятия смыслов.

Помощью для более объёмного погружения в мир образов Дионисия будут постоянные экскурсии Екатерины Даниловой, одного из авторов проекта.

Адрес: Дом Телешова, Москва, Покровский бульвар, 18/15

Телефоны: 8 (495) 695-07-06 (справки); 8-910-426-81-45 (экскурсии)

Часы работы зала: с 11.00 до 19.00 в будние дни, в субботу и воскресенье - только в часы экскурсий

Авторские экскурсии искусствоведа Екатерины Даниловой: понедельник-пятница - начало в 15.00, суббота, воскресенье - в 14.00

Запись на лекции-экскурсии на сайте www.dionisy.ru или по тел. 8-910-426-81-45

www.museum.ru/N69520
Ваше мнение »»

»»Фонд "Фрески Руси"
Адрес:город Москва, ул. Шипиловская, 64, корп. 1, офис 360
Телефоны:8-910-426-81-45
EMail:vcfr@bk.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 28.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru