МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Фотобиеннале 2018. Тысячи солнц. Ядерные испытания 1945–1962 гг. по материалам американских архивов

c 11 апреля по 27 маяМосква
XII Международный месяц фотографии в Москве «Фотобиеннале 2018»

Центральный выставочный зал «Манеж»

Тысячи солнц. Ядерные испытания 1945–1962 гг. по материалам американских архивов

Куратор: Александр Михальченко

Роберт Оппенгеймер, американский физик-теоретик, которого нередко называют «отцом атомной бомбы», в свое время сравнил взрыв с сиянием тысячи солнц, процитировав древнеиндийскую поэму «Бхагавад-гита»: «Если сияние тысячи солнц вспыхнуло бы в небе, это было бы подобно блеску Всемогущего. Я становлюсь Смертью, Разрушителем Миров».

«Фотобиеннале 2018» представляет фотографию во всем ее многообразии. Выставка «Тысяча солнц» показывает фотографию как инструмент и объект научного исследования.

В экспозицию вошло более ста документальных снимков ядерных взрывов, произведенных в США между 1945 и 1962 годом. Это малая часть огромной коллекции, собранной Александром Михальченко за восемь лет: «Я делал десятки запросов в различные архивы, лаборатории, музеи и другие организации США. К счастью, мои просьбы не остались незамеченными, мне любезно помогали самые разные люди», — пишет куратор выставки. Сейчас Александр — студент географического факультета МПГУ, а началось все еще в школе, со спора с одноклассником о том, какой взрыв мощнее — атомный или водородный: «Я тогда и понятия не имел, чем они отличаются и как выглядят. Будучи еще школьником, я начал искать самую разнообразную информацию по ядерным испытаниям, исписывал тетради, заполнял таблицы...» Сегодня коллекция Михальченко насчитывает более тысячи фотографий, документирующих историю ядерных испытаний.

Фотографии для выставки «Тысячи солнц» отбирались по принципу научно-исторической значимости зафиксированных на них испытаний. К каждому снимку прилагаются базовые данные об испытании — кодовое название взрыва, точное время и дата, место, тип и мощность в тротиловом эквиваленте, а также описание цели, с которой испытание проводилось. Эти снимки изначально имели чисто прикладное значение, и их иерархия определялась, прежде всего, ценностью информации, которую из них можно было извлечь. Получить фотографию, которая содержит максимум научной информации, — отдельная и сложнейшая задача, в решение которой тоже вложены усилия ученых. При фотофиксации взрыва наиболее важная информация содержится в снимках, сделанных через миллионные доли секунды после начала взрыва, когда температура огненного шара превышает температуру Солнца. Чтобы ученые могли получить такие фотографии, Гарольд Эджертон, профессор Массачусетского технологического института и специалист в области высокоскоростной фото- и киносъемки, разработал по заказу Комиссии по атомной энергии США камеру Rapatronic: благодаря выдержке длиной в наносекунды она позволяла сфотографировать ядерный взрыв в первые мгновения после детонации. Поскольку камера без перезарядки могла делать только одну фотографию, для фотосъемки одного ядерного испытания обычно устанавливалось 40 камер. Объем фотографического и киноматериала, производимого в связи с любым испытанием — с разных ракурсов и расстояний, — поражает воображение: так, в ходе операции Crossroads было сделано около 50000 фотоснимков и отснято 457 км кинопленки.

Ядерные испытания сперва проводились на земной поверхности. В начале 1950-х годов президент США Гарри Трумэн разрешил производить взрывы в штате Невада. Ядерные грибы, поднимающиеся на горизонте, были отчетливо видны из Лас-Вегаса. Фотография 1953 года запечатлела отдыхающих у бассейна людей, внимание которых привлекло облако атомного взрыва. Их отделяло от эпицентра всего120 километров. Этот и подобные снимки, сделанные Джоном Инглишем, сегодня можно принять за кадры из фильма-антиутопии, а сам образ «атомного гриба» является одним из главных кошмаров коллективного сознания человечества. Однако в те годы «атомная тема» была модной: «атомные» названия получали товары домашнего обихода, рестораны, футбольные команды. Вплоть до конца 1950-х годов «атомные» титулы присваивали победительницам многочисленных конкурсов красоты, проводившихся в Лас-Вегасе. Весной 1953 года Пола Харрис была впервые коронована как «Мисс Атомная Бомба». За ней последовали «Мисс Атомный Взрыв» и «Мисс Радиация». Все девушки, принимавшие участие в этих конкурсах, должны были предстать перед жюри в «атомных» образах.

Позже испытания стали производить в воздух и в космосе. С 1963 года, после подписания Московского договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой — испытания ушли «под землю» и подальше от внимания общественности.

Кадры, представленные на выставке, имеют историческую ценность: ядерных взрывов мегатонной мощности под открытым небом больше никогда не производиться не будет. Сегодня ядерные испытания моделируются в суперкомпьютерах. Потребность в сверхмощных взрывах отпала с увеличением точности ракет — как бы цинично это ни звучало.

Выставка предоставлена:

Los Alamos National Laboratory (Los Alamos, USA)

Hiroshima Peace Memorial Museum/Library of Congress archives (Japan/U.S.A)

Nagasaki Atomic Bomb Museum (Nagasaki, Japan)

Library of Congress (Washington, USA)

Naval History and Heritage Command (Washington, USA)

National Archives and Records Administration (Washington, USA)

National Museum of Nuclear Science & History (Albuquerque, USA)

Nevada Field Office: US National Nuclear Security Administration/DOE (Las Vegas, USA)

Department of Energy’s, DOE Digital Archive (USA)

US Defense Special Weapons Agency (USA)

Lawrence Livermore National Laboratory (Livermore, USA)

Las Vegas News Bureau (Las Vegas, USA)

Hulton Archive

Frank Zodl\ThePhotoArchive (USA)

www.museum.ru/N69515
Ваше мнение »»

»»Центральный выставочный зал "Манеж"
Адрес:город Москва, Манежная пл., д. 1
Проезд:Ст. м. "Охотный ряд", "Александровский сад", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 645–92–77 - единая справ. служба
URL:moscowmanege.ru/
EMail:info@moscowmanege.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки


 
новости и события: 26.05.2018
 x    ?  

XXVIII научные чтения "Книжные редкости Российской национальной библиотеки"

XXI Всероссийская научно-практическая конференция "Словцовские чтения".

Майские сессии портфолио-ревю в Центре фотографии имени братьев Люмьер

Открыт прием заявок на 12-ю Премию Кандинского

Волгоград встречает Русский музей. Открытие виртуального филиала

Крымская музеологическая школа «Museum Studio»

Форум «Музейный гид-2018»

Публичная программа «Машина зрения» в рамках направления «Пушкинский XXI»

Новый образовательный курс KGallery и Дома Бенуа: "ХХ век русской живописи в шедеврах из частных собраний"

Всероссийский научно-практический обучающий семинар "Квестомания. Игры по правилам и без"

Подведены итоги первого этапа межмузейного конкурса фестиваля "Интермузей-2018"

Шолоховские чтения

Новый конкурс Фонда В. Потанина - «Музейный флагман»

Научная конференция "Наука в вузовском музее". Информационное письмо № 1

Конференция "Актуальные направления деятельности музеев" в Государственном историческом музее

XXII ежегодная международная научно-практическая конференция АДИТ-2018 в Саратове

Конференеция "Сохранение культурного наследия. Исследования и реставрация 2018"

XX международный фестиваль "Интермузей-2018"

Конференция «Города Центральной России: история, культура, предпринимательство» в Серпухове

XХIV Царскосельская научная конференция "Дворцы, особняки, усадьбы. Музейный формат"

Карабихские научные чтения в Музее-заповеднике Н.А. Некрасова "Карабиха"

Cтартовал крупнейший конкурс среди молодых художников "Взлет"

Конференция «Музей между Гражданской и Великой Отечественной войной: судьба людей, коллекций, зданий»

Научная конференция "История музейной коллекции", посвященная 260-летию Музея Академии художеств

Международная научная конференция «Мариус Петипа. Империя балета: от возвышения до упадка»

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru