МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Между абстракцией и фигуративностью. Поэтика испанского искусства 50-60-х годов ХХ века

c 30 марта по 19 августаМосква
Дата проведения: 30.03.2018. – 19.08.2018.

Институт Сервантеса в Москве и Российская академия художеств при поддержке Московского музея современного искусства представляют выставку «Между абстракцией и фигуративностью. Поэтика испанского искусства 50 – 60-х годов ХХ века». Экспозицию составят 36 произведений живописи, рисунка и скульптуры из частных коллекций.

Кураторы проекта: Marisa Oropesa и María Toral

Участники выставки:

7 художников из группы «Мадридские реалисты»: Esperanza Parada, Amalia Avia, Julio López, Francisco López, María Moreno, Antonio López, Isabel Quintanilla.

10 художников из группы «Эль Пасо»: Manuel Millares, Manuel Rivera, Luis Feito, Antonio Saura, Rafael Canogar, Martín Chirino, Juana Francés, Antonio Suárez, Manuel Viola, Pablo Serrano.

И художник Lucio Muñoz – как «связующее звено» между двумя школами.

«Группа «Эль Пасо» возникло как объединение художников и писателей, которые разными путями пришли к осознанию этической необходимости что-то сделать для своей страны».

Так начинается манифест, который в марте 1957 года подписали Рафаэль Каногар, Луис Фейто, Хуана Франсес, Мануэль Мильярес, Антонио Саура, Мануэль Ривера, Пабло Серрано и Антонио Суарес, а также писатели Мануэль Конде и Хосе Айльон. После публикации манифеста к группе присоединяются скульптор Мартин Чирино и живописец Мануэль Виола. Манифест порожден потребностью в переменах, которую явственно ощущала эта группа художников. С конца Гражданской войны Испания находилась в культурной изоляции и искусство, казалось, утратило свое значение, в то время как Европа и США переживали культурный бум.

В 50-е годы группа молодых художников «Эль Пасо» положила конец долгому летаргическому сну испанского искусства. Они мечтали об обновлении эстетики и с 1955 года собирались, обсуждая возможные пути развития и споря о тенденциях и культурной ситуации своего времени. Эти художники оказались под общим знаменем информализма, а основополагающими для развития группы стали взгляды испанского художника и писателя Хосе Гутьерреса Солану. Точек соприкосновения между художниками группы было немало: ведь они принадлежали к одному поколению, социальной среде, все они бывали в Париже, где видели работы Жана Дюбюффе, Жана Фотрие и Жоржа Матьё.

Художникам группы «Эль Пасо» удалось покончить с господством академизма и привнести новые техники, до того неизвестные в Испании. Под влиянием абстрактного экспрессионизма, разрушившего стереотипы того времени, они применяли дриппинг, вместо холста использовали мешковину или металлизированную ткань, сыпали на картины песок, приклеивали предметы к холсту, царапали его, писали пастозно. Так создавалось новое понятие живописного пространства.

В то же время реализм, отодвинутый на задний план революционными «измами» XX века, благодаря американским художникам снова стал занимать ведущие позиции. В это же самое время группа испанских художников решительно включилась в обновление художественной панорамы Испании, предпочитая отражение личных переживаний простой констатации реальности, обратившись к темам из повседневной, обыденной жизни. Семь художников решили вернуться к фигуративности: Эсперанса Парада, братья Хулио и Франсиско Лопес, Мария Морено, Амалия Авиа, Исабель Кинтанилья и Антонио Лопес. Их роднит не только принадлежность к одному поколению, дружеские и семейные связи, но и сходные мотивы в творчестве, близкие взгляды на саму природу искусства.

Поражает, как эти живописцы и скульпторы, сделав фигуративность своим творческим языком, смогли выработать собственный уникальный стиль. Амалия Авиа рассказывает в воспоминаниях: «Явление Антонито на пике абстракции стало спасательным кругом для тех, кто, подобно мне, выбрал путь фигуративности. Личность Антонио и его талант, быстро получивший признание, подняли на новый уровень и освежили реалистическую живопись, сумев утвердить ее в авангарде искусства в период расцвета абстракционизма, когда реализм считался реакционным и академичным. Наряду с Антонито братья Лопес Эрнандес - Хулио и Пако - совершили нечто подобное в скульптуре».

Интересно, что художники-реалисты не рассмотривали себя как группу, у них не было желания объединиться и следовать общим схемам и правилам. Каждый из них стремился к независимости, однако их нередко называют творческой группой исходя из связывающих их семейных и дружеских уз. Они вместе учились и даже работали и, разумеется, участвовали в совместных выставках. Кроме того, все они родились до Гражданской войны и свои первые творческие шаги сделали в пятидесятые годы в Мадриде.

В этом реалисты отличались от «Эль Пасо», художественного объединения с официально опубликованным манифестом, примкнувшего к господствовавшему тогда движению абстракционизма. «Мадридские реалисты» стали катализаторами фигуративности, обновили и модернизировали ее. Однако, при всех различиях, они поддерживали тесные отношения с абстрактным искусством. Здесь важна фигура Лусио Муньоса, соученика художников-реалистов по Академии изящных искусств Сан Фернандо и супруга Амалии Авиа. Муньос повлиял на абстракционистов, в том числе на их эстетику, что демонстрирует «материальный» характер некоторых работ.

Несмотря на кажущиеся противоречия между абстракцией и фигуративностью, легко обнаруживается их взаимовлияние и множество точек соприкосновения. Недаром Люсьен Фрейд замечал, что «чем дольше смотришь на предмет, тем абстрактнее он становится, и при этом, будто нарочно, еще реальнее». Немаловажно отметить, что половину «группы» сторонников фигуративности составляли женщины: Эсперанса Парада, Амалия Авиа, Мария Морено и Исабель Кинтанилья, в то время как в состав «Эль Пасо» входила лишь одна женщина, Хуана Франсес, к тому же, супруга скульптора Пабло Серрано. Еще одно отличие состоит в том, что, в то время как абстракционисты ездили в Париж для знакомства с тенденциями art informel, художники-реалисты совершали обязательное путешествие в Рим, чтобы, напитавшись итальянским классицизмом, возродить его в новой форме.

Но что, без сомнения, связывает две группы художников, так это борьба за возвращение искусству той роли, какую оно имело в Испании в прежние времена, и им удалось этого добиться через творчество в стилях, которые на первый взгляд представляются оппозиционными. Кроме того, художники совпали во времени и в пространстве: первые творческие шаги они совершают в Мадриде в 1950-е годы, и именно там вынашивают свои замыслы.

Все эти художники уже вошли в историю испанского искусства как инициаторы и ключевые фигуры художественного переворота. На выставке впервые вместе представлены работы всех членов группы «Эль Пасо» и мадридских реалистов. Художники находятся между собой в удивительной гармонии. Хотя это не должно удивлять нас, если мы вспомним, что все они являются продолжателями испанской живописной традиции. Они впитали в себя живительный сок тех источников, которые определили их творчество: мазок Веласкеса, суровость Сурбарана, напряженность Гойи. Это влияние великих мастеров очевидно.

Это уникальная возможность перенестись в ключевой для испанского искусства момент, который определил последующее развитие художественных течений в Испании. Работы восемнадцати художников прекрасно иллюстрируют мысль Альбера Камю: «чтобы быть революционером, надо еще во что-то верить там, где верить не во что».

www.museum.ru/N69315
Ваше мнение »»

»»Галерея искусств Зураба Церетели
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, д. 19
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", выход на Гоголевский бульвар, тролл. № 15, авт. №№ 5, 15 до ост. "Академия художеств"
Телефоны:(495) 637-4150, 637-2569 (автоотв.)
URL:rah.ru/
EMail:kanz@rah.ru, gid.tsereteli.@yandex.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 26.05.2018
 x    ?  

XXVIII научные чтения "Книжные редкости Российской национальной библиотеки"

XXI Всероссийская научно-практическая конференция "Словцовские чтения".

Майские сессии портфолио-ревю в Центре фотографии имени братьев Люмьер

Открыт прием заявок на 12-ю Премию Кандинского

Волгоград встречает Русский музей. Открытие виртуального филиала

Крымская музеологическая школа «Museum Studio»

Форум «Музейный гид-2018»

Публичная программа «Машина зрения» в рамках направления «Пушкинский XXI»

Новый образовательный курс KGallery и Дома Бенуа: "ХХ век русской живописи в шедеврах из частных собраний"

Всероссийский научно-практический обучающий семинар "Квестомания. Игры по правилам и без"

Подведены итоги первого этапа межмузейного конкурса фестиваля "Интермузей-2018"

Шолоховские чтения

Новый конкурс Фонда В. Потанина - «Музейный флагман»

Научная конференция "Наука в вузовском музее". Информационное письмо № 1

Конференция "Актуальные направления деятельности музеев" в Государственном историческом музее

XXII ежегодная международная научно-практическая конференция АДИТ-2018 в Саратове

Конференеция "Сохранение культурного наследия. Исследования и реставрация 2018"

XX международный фестиваль "Интермузей-2018"

Конференция «Города Центральной России: история, культура, предпринимательство» в Серпухове

XХIV Царскосельская научная конференция "Дворцы, особняки, усадьбы. Музейный формат"

Карабихские научные чтения в Музее-заповеднике Н.А. Некрасова "Карабиха"

Cтартовал крупнейший конкурс среди молодых художников "Взлет"

Конференция «Музей между Гражданской и Великой Отечественной войной: судьба людей, коллекций, зданий»

Научная конференция "История музейной коллекции", посвященная 260-летию Музея Академии художеств

Международная научная конференция «Мариус Петипа. Империя балета: от возвышения до упадка»

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru