МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «Скрута девиц и молодиц». Народная праздничная женская одежда

c 16 февраля по 15 апреляНовгородская область
16 февраля в Музее изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника (пл. Софийская-Победы, 2) состоится открытие выставки «Скрута девиц и молодиц». На выставке представлены девять комплексов женской одежды из фондов Новгородского музея-заповедника и двадцать пять праздничных костюмов из собрания Сергея Глебушкина (Москва). Известный в России собиратель и исследователь русского народного костюма привез в Великий Новгород предметы одежды представительниц Архангельской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Рязанской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Нижегородской, Орловской, Смоленской, Тульской областей и Бурятии (конца XIX – первой половины XX вв.). Костюмы дополнены экспедиционными материалами и фотографиями из коллекции Натальи Шабельской, предоставленными Российским Этнографическим музеем (Санкт-Петербург).

На открытии состоится творческая встреча с Сергеем Глебушкиным, а также при участии фестиваля русского костюма «Сарафан» (Великий Новгород) планируется демонстрационный показ русских народных костюмов, реконструированных в мастерской Софьи Владыкиной «Славутница» (Санкт-Петербург) с использованием традиционной техники и материалов. Выставка продлится по 15 апреля.

Сергей Анатольевич Глебушкин – член Союза художников России и Международной федерации художников, Общественного совета при Государственном Российском Доме народного творчества, Международной Ассоциации искусствоведов и художественных критиков, Русского географического общества, Центрального совета Общероссийского общественного движения «Одарённые дети – будущее России», лауреат Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей фольклора.

«Скрута», «уряда», «выряд», «окрута», «сряда» – праздничная девичья и женская одежда в Новгородской губернии XIX в. Молодёжь принимала активное участие в деревенских праздниках. Отказ от гуляний вызывал осуждение старшего поколения. Во время «проходок» в нарядной одежде по улицам, в ярмарочных рядах, весёлых танцах и плавных хороводах парни высматривали себе невест. «Девица, девчоночка, девонька, девчужка, дева, девуня, деушка» – так ласково было принято обращаться к девушкам.

Вступление в прекрасный период жизни сопровождалось кардинальным изменением костюма. В этом случае скромность и дешевизна тканей не приветствовалась. Родители «справляли» для дочери на выданье несколько праздничных костюмов. Да и сама «невеста», девушка брачного возраста, должна была приготовить добротное приданое, овладев всеми видами женского рукоделия. Выход замуж для продолжения рода был главным предназначением девушки в деревенской общине. За время свадебного обряда молодые переодевались не меньше трёх раз. В одной одежде стояли под венцом, затем переодевались для застолья и третий раз для «княжого стола» на второй день.

На территории Новгородской, Архангельской, Олонецкой, в некоторых селениях Воронежской, Нижегородской, Тульской, Рязанской, Калужской, Курской губерний, а также у русских старообрядцев Забайкалья бытовал комплекс одежды с сарафаном (упоминается в XIV – XVII вв.). Сарафан – длинная одежда на широких плечиках или лямках. Известно 4 типа. Самый древний тип сарафана: глухой косоклинный. Глухие сарафаны шились из домашнего сукна красного цвета, шерстяной домотканины, холста белого и синего цветов. Второй тип: распашной косоклинный сарафан, в боковые швы которого вшивались косые клинья с подклинками, расширяющими подол. Третий тип: круглый или прямой сарафан на узких лямках, который шили из 4-8 прямых полотнищ ткани, сборенных на груди. Этот тип сарафана пользовался популярностью у молодых женщин. Четвертый тип: сарафан с лифом. Сарафан носили с рубахой с прямыми поликами, душегреей, головным убором на жесткой основе (корона, кокошник, головодец).

Комплекс одежды с понёвой – древнейший тип русской крестьянской одежды (первые упоминания X – XIII вв.). Бытовал в Орловской, Воронежской, Рязанской, Нижегородской, частично Смоленской губерниях. Понёва, панёва, понька, понява – поясная одежда замужних женщин, надевали с белой рубахой с косыми поликами, широким поясом, передником, кичкообразным головным убором. В основе поневы всегда лежали 3 полотнища черной, синей, реже красной шерстяной клетчатой ткани. Существовало несколько типов понёв: распашная, понёва с прошвой, понёва-юбка, глухая (более поздняя).

Комплекс одежды с юбкой – андараком, (упоминается с XVI в.), Тульская губерния. Такую юбку, сшитую из 5-7 полотнищ, верхний край которых собран в складки и обшит тканью, носили с рубахой, широким поясом и передником. На территории Новгородской, Архангельской губернии, наряду с сарафанным, бытовал юбочный комплекс, включавший в себя кофту либо баску, передник, пояс, головной убор с платком. Баски шили из тафты, чтобы «огнём горели и шуршали». Кофта – «казачёк», баска составляли женский костюм – «парочку». Передники по крою делились на несколько типов: повязываемые на талию или надеваемые через голову.

Праздничные костюмы дополняли различные шейные (наборошник, ошейник), нагрудные украшения (бусы, грибатки, чёпки) и жемчужные серьги. Белый цвет камня ассоциировался у крестьян с невинностью и молодостью. Русская народная одежда отличается высокой художественностью и разнообразием. Мастерство, с которым женщины пряли, ткали, вышивали, сохраняя вековые традиции, удивляют всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с народным костюмом. Знание истоков его художественной природы дает нам возможность приобщиться к традиционной русской культуре.

www.museum.ru/N69103
Ваше мнение »»

»»Новгородский государственный объединенный музей-заповедник
Адрес:Новгородская область, г. Великий Новгород, Кремль, 11
Проезд:От ж/д вокзала - авт. №№ 4, 7, 7а, 9, 20; с Торговой стороны – авт. №№ 1а, 2к, 4, 17, 19, 27
Телефоны:(8162) 77-37-38, 77-37-70 (заказ экскурсий)
URL:www.novgorod-museum.ru/museums
EMail:adm@novgorodmuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 11.12.2018
 x    ?  

Научная конференция «Кучумовские чтения» в Государственном музее-заповеднике "Павловск"

Всероссийская молодежная конференция "Коллоквиум молодых реставраторов ResCon-2019" в Казани

Конференция «Рябининские чтения – 2019»

Москвичи решили, как будут развиваться столичные музеи. Итоги краудсорсинг-проекта "Музеи Москвы"

Конкурс музейно-образовательных занятий и уроков «Наследие - детям»

Международная конференция "Рубцовские чтения - 2019" в Тотьме

Конференция «Музей в городе - Город в музее»

Конференция «Русский Север-2019. Проблемы изучения и сохранения историко-культурного наследия»

Чеховские чтения-2019 в Литературно-художественном музее книги А.П. Чехова «Остров Сахалин»

Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма-2019" в Государственном Эрмитаже

XXIX-е Алпатовские чтения. «Садово-парковое искусство Востока и Запада. Диалог и формы идентичности»

IV Международный форум литературных музеев пройдет в Орле и Спасском-Лутовинове

Международная конференция «Римский-Корсаков – 175. Год за годом»

Русский музей. Начался прием работ на Девятый молодежный поэтический конкурс им. К.Р.

Проект "ИнтерАктивная История" для музеев Финляндии и Карелии

8-я практическая конференция «Музей в XXI веке»

Открыт прием заявок на очередной цикл конкурса «Музейный десант»

Конференция «Власть и общество в России: кризисы и пути взаимодействия. Конец XIX – начало XXI в.»

Международный научный журнал "Музей-памятник-наследие" приглашает к сотрудничеству

VII Московские Анциферовские чтения

Международная научная конференция «Мир исследователя». Прием заявок

II Международная научно-практическая конференция «Исторические Боткинские чтения»

XVII Санкт-Петербургские этнографические чтения «Вещь в трансляции этничности»

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru