МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Ловец света. Обновленная экспозиция проекта "Свет фресок Дионисия - миру"

c 3 по 18 мартаМосква
Памяти фотохудожника Юрия Холдина

Организаторы: Центральный совет ВООПИиК и Фонд "Фрески Руси"

Фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, принадлежащие кисти выдающегося мастера Дионисия, в последние годы получили дыхание новой жизни. Словно оторвавшись от места, уже более десятка лет светописный образ знаменитой стенописи путешествует по России, по миру, периодически снова возвращаясь в Москву, где следов творчества "началохудожника" Золотого века русской иконописи, известных по летописным источникам, почти не осталось. Столь первозданно и цельно как в далёкой от культурных центров вологодской глубинке - селе Ферапонтово, Дионисий не уцелел нигде. Полный цикл его фресок - зримое воплощение духовного опыта Святой Руси - это около 300 композиций, созданных в 1500-1502 годах. Они занесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, включены в Свод особо ценных объектов народов России. Возможность увидеть этот непревзойдённый шедевр, сопоставимый по художественной ценности с произведениями современников Дионисия - Микеланджело и Леонардо да Винчи, не выезжая из Москвы, не была бы столь удивительна, учитывая достижения технологий XXI века, если бы мы не имели дело с трудом ещё одной уникальной личности. Юрий Холдин, автор этого необычного опыта "сокровенной встречи с фресками Дионисия Мудрого", быть может, впервые в истории жизни этой стенописи, нашёл - как показать то, что при обычных условиях экскурсионного знакомства не получается воспринять в Ферапонтово. Сегодня глазами мастера фотоискусства, вглядываясь в образы знаменитой росписи, мы видим, улавливаем и понимаем значительно больше, чем на месте исторического пребывания этого бесценного памятника художественной культуры. Юрий Холдин трагически погиб в 2007 году, оставив нам поистине бесценное наследие, внимание к которому не ослабевает. Говоря о потребности возвращения на выставку, зрители нередко указывают на впечатления, связанные с её посещением: они не похожи на результат обычного знакомства с искусством, они скорее подобны моменту встречи с чем-то надмирным. Каждое обновление экспозиции это всегда и новая ступень работы с культурой живого восприятия оригинала, и - новые нюансы разворачивания многопланового замысла проекта "Свет фресок Дионисия - миру" в комментариях одного из его авторов - искусствоведа Екатерины Даниловой.

Вопрос о жанре объёмного произведения, о приоритетном предмете экспозиции - фресках или фотографии, как правило, уходит на отдалённый план по мере погружения зрителя в пространство света. Мы, бегущие в сумасшедшем ритме XXI века, вдруг останавливаемся... То, что когда-то зацепило в Ферапонтово взгляд именитого мастера светописи и не отпускало уже до последнего дня, теперь останавливает и нас. "Искусство - всегда таинство. Я благодарен судьбе, что соприкоснулся в своём творчестве с временем и произведениями Дионисия. Таинство - всегда непостижимо. Если вслушиваться - оно откроет вам некоторые секреты, но чувство тайны всё равно останется. Я не стремлюсь раскрыть тайну, я хочу её показать людям", - говорил Юрий в одном из последних интервью.

Ещё в 2006 году на первой выставке проекта, стартовавшего в Третьяковой галерее, её назвали фотооткрытием, видя, что за пробуждением интереса к древнерусскому искусству языком искусства современного стоят невероятные подвижнические усилия. "Юрий Холдин - удивительное творческое явление в русской фотографии, это особый взгляд на сюжет и особый подход к делу, если просто говорить, то это - творческий подвиг". В достигнутом был бесспорный прорыв. Но всякое новое явление в искусстве несёт в себе язву противоречия с негативным опытом прошлого, а потому не может двигаться без ощутимого противодействия старого. А дело в том, что весь ХХ век некачественно тиражируемым Дионисием пытались "иллюстрировать" различные искусствоведческие фолианты. Художник в таких изданиях уходил на второй план. "Но это изобразительное искусство: Дионисия надо прежде показать, а потом уже говорить о нём!" Была и копийная тенденция выставочной демонстрации малодоступного оригинала, но и это метод не давал существенного приближения к подлиннику. Сложившаяся система взглядов на образ представления публике пространственной стенописи оказалась лишённой полноты смыслового восприятия, художественности и вкуса. Осмысление мира и художественного дара Дионисия выпадали из системы координат тех, кто снимал фрески до Холдина. Условие, которое он считал единственно допустимым для работы мастера фотографии с искусством фрески, для многих казалось перфекционизмом, задачей невыполнимой. Но его утверждения не были голословны, он смог наглядно продемонстрировать совершенно другой опыт видения вопросов, подвергнутых жёсткому анализу.

Не пытаясь вступать в непосредственный спор с оппонентами, Холдин взял на себя решение сложнейшей задачи - показать то, что в соборе, при переменчивом дневном свете, "глаза в глаза" никто никогда не видел. В результате - светоносность фресок, которая долгие годы нивелировалась при многократных попытках их репродуцирования и копирования, открылась в свете солнечного дня. Они стали предметом изучения и созерцания не только узкого круга специалистов, не рассматривавших фотографию как Искусство, но и широкой, массовой аудитории, получившей беспрецедентный путь доступа к достоянию русской и мировой культуры.

Более полутысячелетия назад Дионисий жил и творил на изломе эпох, когда после падения Константинополя, а позднее - "стояния на Угре" и окончательной победы над татаро-монгольским игом в 1480 году происходило массовое пробуждение веры и национального самосознания - след этого хранит Ферапонтовский шедевр. Труд Холдина, увидевшего в наследии Дионисия поразительное созвучие своему времени, с его внимательным всматриванием в прошлое с мыслью о будущем, уже вошёл в историю как уникальное художественное высказывание о судьбе России на рубеже XX-XXI веков. Есть много неслучайных совпадений в этом необычном сплетении судеб, путей двух художников, живших в разное время, творивших в разных сферах искусства, но встретившихся на пути своих устремлений - в равной степени воодушевлённых верой и стремлением к совершенной Красоте.

Авторские экскурсии искусствоведа Е.В. Даниловой ежедневно: в будние дни - с 15.00, в субботу и воскресенье - с 14.00 (по предварительной договоренности, тел. 8-910-426-81-45)

Концертно-выставочный зал "В доме Нащокина" ЦС ВООПИиК

Адрес: Гагаринский пер., 4/2; тел.: (495) 695-07-06 (справки); 8-910-426-81-45 (экскурсии)

www.museum.ru/N68978
Ваше мнение »»

»»Фонд "Фрески Руси"
Адрес:город Москва, ул. Шипиловская, 64, корп. 1, офис 360
Телефоны:8-910-426-81-45
EMail:vcfr@bk.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 25.06.2018
 x    ?  

Музею-заповеднику «Гатчина» переданы картины, похищенные в годы Великой Отечественной войны

В Музее М.А. Булгакова оцифрованы учётные документы

Лекция "Русский изразец: история изучения" в Музее-заповеднике «Абрамцево»

XXVI международная научная конференция "Санкт-Петербург и белорусская культура"

Выставки Русского музея можно будет смотреть онлайн

Научная конференция "Н.В. Овчинников и чувашское изобразительное искусство ХХ века"

Международный форум "Музейный гид". Итоги

Музей истории и культуры Среднего Прикамья принял участие в ХХ юбилейном фестивале «Интермузей-2018»

Главные итоги фестиваля "Интермузей-2018". Гран-при получил Государственный музей истории ГУЛАГа

Практический курс по арт-фотографии в Центре фотографии имени братьев Люмьер

Интеллектуальный марафон "Без названия" в Государственном Эрмитаже

Проект Староладосжкого музея-заповедника победил в конкурсе "Музейный ГИК"

Музей-заповедник «Царское Село» получил три международные награды

Объявлен старт IX грантового конкурса проектов программы «Музеи Русского Севера»

Выбран лучший экскурсовод Москвы

Конференция "Алексей Николаевич Толстой и Детскосельская художественная колония 1930-х годов"

XVII Санкт-Петербургские этнографические чтения

XXI Всероссийская научно-практическая конференция "Словцовские чтения".

Открыт прием заявок на 12-ю Премию Кандинского

Волгоград встречает Русский музей. Открытие виртуального филиала

Новый образовательный курс KGallery и Дома Бенуа: "ХХ век русской живописи в шедеврах из частных собраний"

Всероссийский научно-практический обучающий семинар "Квестомания. Игры по правилам и без"

Шолоховские чтения

Научная конференция "Наука в вузовском музее". Информационное письмо № 1

Конференция "Актуальные направления деятельности музеев" в Государственном историческом музее

XXII ежегодная международная научно-практическая конференция АДИТ-2018 в Саратове

Конференеция "Сохранение культурного наследия. Исследования и реставрация 2018"

Конференция «Города Центральной России: история, культура, предпринимательство» в Серпухове

XХIV Царскосельская научная конференция "Дворцы, особняки, усадьбы. Музейный формат"

Карабихские научные чтения в Музее-заповеднике Н.А. Некрасова "Карабиха"

Конференция «Музей между Гражданской и Великой Отечественной войной: судьба людей, коллекций, зданий»

Научная конференция "История музейной коллекции", посвященная 260-летию Музея Академии художеств

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru