МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Всеволод Тарасевич. Ретроспектива

c 9 февраля по 1 мая 2018Москва
В РАМКАХ XII МЕЖДУНАРОДНОГО МЕСЯЦА ФОТОГРАФИИ В МОСКВЕ «ФОТОБИЕННАЛЕ 2018»

Мультимедиа арт музей, Москва представляет выставку «Всеволод Тарасевич. Ретроспектива»

Кураторы: Анна Зайцева, Ольга Свиблова

Ретроспектива Всеволода Тарасевича представляет творчество классика российской фотографии, которого смело можно поставить в один ряд с великими основоположниками гуманистической фотографии: Анри Картье-Брессоном, Робером Дуано, Марком Рибу. Это событие, к которому МАММ шел 18 лет.

Фонд Тарасевича, поступивший в наш музей в 2000 году, насчитывает более 18 тысяч негативов и авторских отпечатков. На протяжении почти 20 лет научные сотрудники музея описывали и атрибутировали этот фонд. В 2013 году музей показал выставку Всеволода Тарасевича «Формула времени», в 2014 — «Всеволод Тарасевич. Эпизод II. Ленинград», в 2015 — «Норильск». Ретроспектива этого выдающегося фотографа дает возможность оценить разносторонность его таланта и демонстрирует эволюцию стиля Тарасевича на протяжении сорока с лишним лет — от первых военных снимков 1940-х годов до предперестроечных репортажей середины 1980-х. Из более 300 фотографий, представленных на выставке, около половины экспонируются впервые.

Всеволод Тарасевич (1919 — 1998) начал фотографировать во время войны — с 1941 по 1945 год он был военным фотокорреспондентом. Из съемок тех лет в негативах сохранилось немногое. Самые известные снимки Тарасевича военных лет были сделаны в блокадном Ленинграде и на полях сражений вблизи города. «Во время войны многое показывать было нельзя... Но я снимал. И по обязанности, и по долгу», — вспоминал фотограф. Военные кадры Тарасевича стали одним из самых пронзительных свидетельств главной трагедии ХХ века. Именно в военные годы закладываются основы того стиля и гуманистического мировоззрения, которые позже сделают Тарасевича главным выразителем «оттепели» 1960-х.

После войны Тарасевич работал в крупнейшем советском информационном агентстве — агентстве печати «Новости» (АПН), печатался в журналах «Советский союз», «Огонек», «Работница» и «Soviet Life». В 1950-е годы он отдает дань постановочной фотографии и одним из первых осваивает цветную съемку. Это соответствует духу времени. В 1950-е постановка доминирует в ведущих иллюстрированных советских изданиях. Жизнерадостные колхозники, смеющиеся пионеры, парторг, сосредоточенно беседующий с покорителями целины, — все эти персонажи фотографий Тарасевича узнаваемы и в обилии присутствуют на страницах «Огонька» тех лет. В это же время Тарасевич ищет свой путь. По фотографиям, сделанным в Свердловске в 1958 году, видно, как он оттачивает мастерство композиции, геометрическую выстроенность кадра, перерабатывая наследие конструктивизма. Еще одна важная черта его съемок 1950-х — умение поймать в объектив непосредственную человеческую эмоцию. В 1957 году на выставке научных и технических достижений в Харькове толпа на фотографиях Тарасевича рассматривает модель спутника и выставленную как экспонат стиральную машину с одинаковым неподдельным недоумением и восхищением. Умение снимать событие в динамике, способность сопереживания героям и удивительный дар передавать атмосферу происходящего окажутся востребованными в эпоху «оттепели», времени искренности, раскрепощенности и нетерпимости к постановочной фальши.

Конец 1950-х — середина 1970-х — это эпоха «физиков и лириков», время, когда в СССР заново осмысляется значение образования и науки. За короткий период с 1958 по 1978 советские ученые четырежды становятся лауреатами Нобелевской премии. Тарасевич снимает Московский университет, Новосибирский Академгородок, Институт физики высоких энергий в Протвино, Институт биологической физики РАН в Пущино, Научный центр РАН в Черноголовке… Студенты и ученые этих учебных и научных центров были героями своего времени, окрыленные романтической верой в безграничную мощь свободной человеческой мысли. А репортажи Тарасевича оказались лучшим визуальным выражением этой эпохи, атмосферу которой он сохранил в своем творчестве до конца жизни.

Начиная с конца 1950-х годов главным выразительным средством Тарасевича становится свет, который излучают как его дневные, так и ночные съемки. Свет становится самой тканью изображения и придает ему объем. Съемки ночного Ленинграда Тарасевича стали такой же визитной карточкой российской фотографии, как цикл «Ночной Париж» Брассая для французской.

В 1960-е — 1980-е годы Всеволод Тарасевич много ездил по СССР, снимал репортажи в Нарьян-Маре, Магнитогорске, Самотлоре, Тольятти, побывав буквально во всех самых отдаленных уголках огромной страны. Один из его лучших репортажей посвящен Норильску, куда в 1960-х — 1970-х Тарасевич возвращался неоднократно. Вплоть до 1953 года этот город имел статус «спецпоселения»: Норильский комбинат строился заключенными Норильлага и был одним из крупнейших проектов сталинской индустриализации. Норильск Тарасевича — это эпоха после ХХ съезда КПСС (1956 г.), съезда десталинизации. Суровейший климат, шквальные ветры и метели — постоянный фон для жителей Норильска — попадают, конечно, и в объектив фотографа, также как и будни рабочих металлургического комбината или досуг норильчан. Норильские снимки Тарасевича дышат свободой: танцы в кафе, выражения лиц, стиль одежды, поведение — точно такие, как на фотографиях, сделанных в 1960-е в Ленинграде. Каждая из этих работ — гимн гуманистической фотографии, в эти годы захватившей не только СССР, но и Европу, и весь мир.

Работы Тарасевича созвучны эстетике кино 1960-х годов. Внутренняя динамика, присущая каждому кадру, непроизвольно разворачивается в восприятии зрителя как киноистория. Поэтому невозможно смотреть на фотографии автора бегло и мельком. Они гипнотизируют. Встреча с работами Тарасевича — это возможность не просто узнать факты нашей истории, но и ощутить счастье живого переживания времени.

www.museum.ru/N68929
Ваше мнение »»

»»Мультимедиа арт музей, Москва
Адрес:город Москва, ул. Остоженка, д. 16
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Парк культуры" (рад.)
Телефоны:(495) 637-11-00 (спр.), 637-11-55
URL:mamm-mdf.ru/
EMail:info@mamm.art


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки


 
новости и события: 28.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru