МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка "Жены" в Музее русского импрессионизма

c 1 февраля по 15 маяМосква
Портреты жен великих русских художников

С 1 февраля по 15 мая Музей русского импрессионизма представит выставку "ЖЕНЫ", куда войдут более 40 портретов возлюбленных великих русских художников. Среди них Илья Репин, Михаил Врубель, Валентин Серов, Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Петр Кончаловский, Борис Григорьев, Кузьма Петров-Водкин, Александр Дейнека, Роберт Фальк, Константин Юон, Сергей Судейкин, Юрий Пименов и многие другие.

Эта выставка призвана показать, как развивалось русское искусство в период с конца XIX до середины XX века через призму портретов жен великих мастеров. Художественные изменения, которые претерпел женский портрет на рубеже веков, во многом основаны на социальных и политических потрясениях этого непростого времени. От классических образов, тяготеющих к декоративности и воспеванию женственности, через слом художественных основ русское искусство приходит к образу новой амазонки - советской женщины. Светские красавицы в корсетах, мехах и шелках, трогательные и пленительные в своей простоте хранительницы очага предстают на портретах конца XIX века. Им на смену приходят решительные революционерки, женщины с прямыми взглядами и крутым разворот плеч - они строят новый мир наравне с мужчинами.

Посетителей ждет встреча со множеством женских образов, среди которых портрет верной спутницы Валентина Серова Ольги Трубниковой, полностью посвятившей себя мужу и подарившей ему шестерых детей. Константин Коровин, лучший друг художника, был восхищен этой женщиной и при возможности одаривал ее драгоценностями с сапфирами и жемчугом, браня Серова, что тот не покупает Ольге Федоровне украшений.

Однако для многих жены были настоящими музами. Например, портрет супруги Кузьмы Петрова-Водкина, прибывший в Музей из Таллина, передает образ нежной возлюбленной художника. Их связывало больше 30 лет трогательных отношений. Петров-Водкин встретил свою будущую жену Марию-Жозефину в окрестностях Парижа. Художник был так очарован дочерью хозяйки пансиона, что попросил разрешения написать ее портрет (тот самый, что будет представлен на выставке), а через некоторое время он здесь же, за работой, сделал ей предложение. Мара станет ему верной спутницей на всю жизнь, а после его смерти издаст книгу воспоминаний "Мой великий русский муж". Еще для одного известного мастера, Михаила Врубеля, жена была неиссякаемым источником вдохновения. Артистические образы выдающейся оперной певицы, любимицы Саввы Мамонтова Надежды Забелы-Врубель не раз появлялись в работах художника. Один из таких примеров - майолика "Девушка в венке" из Абрамцева.

Еще одна муза и актриса немого кино Вера Судейкина, вторая жена Сергея Судейкина, даже составила список "Обязанностей жены художника", где так и сказано: "Быть физическим идеалом, а потому быть его вечной моделью". На выставке представлена примечательная работа художника - "Моя жизнь", где изображены две его жены, его любовник и, возможно, несколько возлюбленных первой супруги. Некоторые персонажи картины узнаются в "Поэме без героя" Анны Ахматовой.

Выбивается из стройного ряда изящных муз экстравагантная писательница и борец за права женщин Наталья Нордман-Северова, жена Ильи Репина. Ее портреты сразу выдают натуру смелую и эксцентричную. Друзья художника не раз отмечали, что Натали завела странные порядки в их доме в "Пенатах": прислуга обедала за одним столом с хозяином, было принято самообслуживание, о чем гостям сообщалось на специальных табличках "Прислуга - позор человечества", но самое главное - котлеты подавались из сена, а бифштексы готовились из клюквы. Убежденная вегетарианка и защитница животных, Нордман-Северова даже зимой носила не шубу, а тонкое пальто, с тем же сеном под подкладкой - для тепла. Корней Чуковский защищал Наталью Борисовну от нападок остряков и говорил, что в основе ее "чудачеств" лежит искренняя забота о муже.

Подобное свободомыслие в то время не было редкостью. Конец XIX и начало XX века отмечены развитием идеи равноправия, а после революции женщина и вовсе встанет в один ряд с мужчиной. Такое изменение роли женщины в обществе находит свое отражение и в искусстве. Портрет жены Николая Ионина, ученика Кузьмы Петрова-Водкина, "Женщина в красном" яркий тому пример. Екатерина Самохвалова-Ионина была сестрой известного советского художника Александра Самохвалова. Тесное общение с мастером позволило Ионину стать одним из пионеров в создании образа советской женщины, специфического и самобытного символа эпохи, впоследствии растиражированного в виде многочисленных "работниц" и "спортсменок" на плакатах. Как идеал женщины эпохи социализма, той самой "физкультурницы", что наказывает "работать, строить и не ныть!" изображает свою первую жену Александр Дейнека. Строгая и решительная, она олицетворяет образ советской женщины, способной наравне с мужчиной строить новый мир.

Здесь стоит отметить еще одну работу - скульптурный портрет Маргариты Конёнковой, жены советского скульптора Сергея Конёнкова, по праву получившего титул "русского Родена". Нежный, чувственный образ под названием "Весна", для которого позировала его супруга, никак не увязывается с историей советской разведчицы. До встречи с известным скульптором ей приписывали романы с Федором Шаляпиным и Сергеем Рахманиновым, а уже после своего замужества и переезда в США, где Конёнковы задержатся на 20 лет, она станет любовницей Эйнштейна и через него познакомится c Оппенгеймером и кругом ядерщиков. Говорят, во многом благодаря ее работе советское правительство получило ценные сведения об американской атомной бомбе.

Специально для выставки основная коллекция Музея пополнилась работой скульптора Павла (Паоло) Трубецкого "Мать и дитя", где изображена его жена Элин Сундстрём.

К выставке будет издан иллюстрированный каталог, который впервые объединит под одной обложкой несколько десятков портретов и личных историй жен русских художников.

www.museum.ru/N68761
Ваше мнение »»

»»Музей русского импрессионизма
Адрес:город Москва, Ленинградский проспект, д. 15, стр. 11
Проезд:Ст. м."Белорусская", далее 10 мин. пешком
Телефоны:(495) 145-7555 (колл-центр)
URL:rusimp.su/
EMail:pr@rusimp.org, hello@rusimp.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 19.09.2018
 x    ?  

Стартовал Всероссийский конкурс «Слово менеджерам культуры»-2018

Конференция «Гетеротопии и семантика культурного ландшафта: проблемы визуализации»

IХ Международные Цветаевские чтения в Елабуге

В Москве пройдет X Всероссийский фестиваль-конференция «Кремль - детям»

II Международный научный симпозиум Национального комитета ИКОМОС, Россия в Великом Новгороде

Лекционный курс «Всеобщая история искусств». Искусство Древнего мира

Образовательный проект «История современной России. Учим и учимся»

Международная научная конференция «Мир исследователя». Прием заявок

Конференция "В.И. Суриков и его современники. К 170-летию со дня рождения художника"

XLIII Международные чтения «Достоевский и мировая культура»

Конференция "Музей в культурном пространстве исторического города" в Угличском музее

Тургеневские чтения-2018

II Международная научно-практическая конференция «Исторические Боткинские чтения»

XVI Международный научно-творческий симпозиум «Волошинский сентябрь»

Кураторская школа в Еврейском музее. Второй сезон

XIII Всероссийская научно-практическая конференция "Электронные ресурсы библиотек, музеев, архивов"

Международная научно-исследовательская конференция "И.С. Тургенев и Русский мир"

Профессиональная стажировка для работников музеев в Музее современной истории России

Всероссийская научная конференция "Наука в музее", г. Саратов

Толстовские чтения-2018

Научная конференция "Н.В. Овчинников и чувашское изобразительное искусство ХХ века"

Конференция "Алексей Николаевич Толстой и Детскосельская художественная колония 1930-х годов"

XVII Санкт-Петербургские этнографические чтения «Вещь в трансляции этничности»

XXI Всероссийская научно-практическая конференция "Словцовские чтения".

Всероссийский научно-практический обучающий семинар "Квестомания. Игры по правилам и без"

Шолоховские чтения

Научная конференция "Наука в вузовском музее". Информационное письмо № 1

Конференция "Актуальные направления деятельности музеев" в Государственном историческом музее

Конференеция "Сохранение культурного наследия. Исследования и реставрация 2018"

Конференция «Города Центральной России: история, культура, предпринимательство» в Серпухове

XХIV Царскосельская научная конференция "Дворцы, особняки, усадьбы. Музейный формат"

Конференция «Музей между Гражданской и Великой Отечественной войной: судьба людей, коллекций, зданий»

Научная конференция "История музейной коллекции", посвященная 260-летию Музея Академии художеств

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru