МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Голос времени. Советский фарфор: искусство и пропаганда

c 23 декабря 2017 по 1 апреля 2018Санкт-Петербург
Из цикла «Поднесение к Рождеству»

С 23 декабря 2017 года в Западине Восточной галереи Зимнего дворца (зал 152) будет открыта выставка «Голос времени. Советский фарфор: искусство и пропаганда» из цикла «Поднесение к Рождеству». В составе экспозиции более ста фарфоровых произведений из коллекции Государственного Эрмитажа и АО «Императорский фарфоровый завод».

После революции 1917 года начинается новый период в истории отечественной культуры. На пропаганду и построение нового общества работали писатели и поэты, художники и скульпторы, мастера декоративно-прикладного искусства. Для художников той поры характерен революционный романтизм и патетическое восприятие революции, стремление показать ломку и переделку старого мира.

В первые послереволюционные годы возникло и достигло своего расцвета искусство агитационного фарфора – своеобразного феномена в истории русского искусства, – блестяще реализовавшего пропаганду идей революции через лозунги, эмблемы и портреты исторических деятелей. Хрупкий и нежный материал стал остросоциальным по содержанию; впервые в нем мощно прозвучала политическая тема.

Местом рождения нового фарфора стал Государственный фарфоровый завод в Петрограде, лидером нового направления – художественный руководитель завода Сергей Васильевич Чехонин. На выставке представлены работы авторов самых разных художественных направлений искусства того времени: С.В. Чехонина, Н.И. Альтмана, В.П. Белкина, М.В. Лебедевой, З.В. Кобылецкой, А.В. Щекотихиной, Р.Ф. Вильде, В.П. Тиморева.

Традиции агитационного фарфора, его темы и приемы были развиты в последующие десятилетия. Советский фарфор стал «голосом времени», рассказывающим о сложной и драматичной эпохе и ее людях.

Героика и романтика «будней великих строек» и другие направления строительства социалистического общества проявились в творчестве молодых художников Государственного фарфорового завода имени М. В. Ломоносова, пришедших на завод в конце 1920-х – начале 1930-х годов: М.Н. Моха, А.В. Воробьевского, И.И. Ризнича, Т.Н. Безпаловой-Михалёвой, Л.В. Протопоповой, Л.И. Лебединской, Л.К. Блак, А.М. Ефимовой. Работы Л.В. Протопоповой – наиболее яркие произведения на темы современности, большой удачей автора является сервиз, посвященный строительству московского метро.

Блестящей находкой для советской пропаганды стало освоение Севера; тема всесторонне развивалась в искусстве фарфора. Она представлена произведениями Н.Я. Данько, Т.Н. Безпаловой-Михалевой, Л.В. Протопоповой.

Основными направлениями культурной революции, изменения идеологии общества и воспитания нового типа личности были советские праздники, борьба с безграмотностью и антирелигиозная пропаганда. Этапом формирования нового человека рассматривалось также советское детство. Пионерская тема активно разрабатывалась в 1930-е годы художниками М.Н. Мохом, М.В. Лебедевой, Т.С. Кучкиной. Произведения на тему детства, выполненные разными авторами, в разное время и в разных общественно-политических условиях, обладают особой теплотой и притягательностью.

Одной из самых актуальных в аспекте пропаганды к середине 1930-х годов стала тема колхозной деревни. Изменения патриархальных устоев в деревне нашли отражение и в фарфоре, преломляясь в наивно-искренней вере авторов в те перемены, которые несла в деревню государственная политика и идеология.

Эффективным средством воздействия на широкие массы стали физкультура и спорт, в 1920–1930-е годы страна переживала настоящий спортивный бум. Вместе с тем уже начиная с 1930-х годов, и особенно в следующие десятилетия, создавалось немало посвященных спорту произведений, в которых агитационное, идеологическое начало было сведено к минимуму или вовсе отсутствовало.

Объектом пристального внимания художников на протяжении всего советского времени были армия и флот; армейская тематика – одна из самых востребованных и постоянных в искусстве фарфора на протяжении нескольких десятилетий.

Многофигурная композиция «Под солнцем Сталинской конституции» (1951-1952), выполненная на исходе сталинского периода истории – своеобразная квинтэссенция своего времени. Это выразительный и характерный памятник первых послевоенных лет, когда стали популярны и востребованы изображения торжеств, многофигурные композиции, парадные портреты.

Произошедшие в стране после XX съезда изменения и наступивший период «оттепели» не могли не отразиться в фарфоре. Активно и плодотворно шли поиски новых тем и новых форм выражения. В 1960-е и следующие за ними годы доминировало несколько тем: историко-революционная, тема Великой Отечественной войны, темы современных строек, космоса, борьбы за мир, разнообразных юбилеев. Эти сюжеты вызвали на Ленинградском фарфоровом заводе имени М. В. Ломоносова появление большого количества работ. Художники тех лет обратились к наследию 1920-х годов и развивали основные направления агитационного фарфора, согласуясь с реалиями и темами своего времени. Созданные тогда произведения – яркие памятники той, уже далекой от нас, эпохи.

В творчестве ведущих мастеров постсоветского периода по-прежнему звучат гражданские мотивы. Одно из значимых произведений такого плана – композиция «Чечня» И.С. Олевской. На выставке представлено несколько современных работ художников: С.К. Русакова, Т.М. Чапургиной, В.В. Бакастовой, С.Н. Соколова, Ю.Л. Жуковой, где нашли свое продолжение или эмоциональный отклик традиции агитационного фарфора. Таким образом, старейший в России фарфоровый завод и в XXI веке, уже в русле современных тенденций развития декоративно-прикладного искусства, продолжает следовать своим историческим традициям.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог «Голос времени. Советский фарфор: искусство и пропаганда», Издательство Государственного Эрмитажа, 2017.

Куратор выставки – Татьяна Васильевна Кумзерова, старший научный сотрудник Отдела «Музей императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа, хранитель коллекции советского фарфора 1918-1941 годов. Заведующая Отделом «Музей императорского фарфорового завода» - Анна Владимировна Иванова

www.museum.ru/N68526
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2, Эрмитаж
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
URL:www.hermitagemuseum.org/
EMail:visitorservices@hermitage.ru, cancery@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 23.01.2018
 x    ?  

Берестовские чтения 2018

Круглый стол «Антарктическая биеннале как социокультурный феномен»

Семинар по музейной педагогике «Детская музейная выставка»

Конференция "И зодчества краса в создании их зрима...": исторический комплекс зданий РНБ"

В Центре авангарда Еврейского музея стартует кураторская школа Avant-Garde LAB

Московский Планетарий впервые проведет Школу лектора

Зимний цикл конкурса «Музейный десант»

Конференция "Трансфуризм" в Музее нонконформистского искусства, С.-Петербург

Названы победители VIII грантового конкурса "Музеи Русского Севера"

Мультимедийный комплекс музея истории денег АО "Гознак" признан лучшим

Воркшоп «Авторская фотокнига: от идеи до переплета»

Открыт прием заявок на участие в Cultural Skills Academy

Конкурс для молодых художников «Мастерская «Сверчок»

Конкурс на присуждение XIII Национальной премии "Культурное наследие"

Презентация Национального портала «Театральные музеи России»

Новый сезон образовательной программы ВДНХ

II конференция "Русский Север-2018. Опыт изучения и сохранения историко-культурного наследия", Тотьма

XVI Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Санкт-Петербурге

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru