|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Модернизм без манифеста. Часть 2: Ленинград
Московский музей современного искусства представляет вторую часть проекта «Модернизм без манифеста», основанного на крупной личной коллекции отечественного искусства XX века Романа Бабичева. Выставка-исследование продолжает основную мысль проекта, оспаривающую традиционное разделение советского искусства на «авангард» и «социалистический реализм», и концентрируется на одном из самых богатых, сложных и ярких пластов «советского модернизма» — ленинградской школе 1920–1950-х годов.
Масштабное собрание Романа Бабичева, насчитывающее около 4 000 произведений искусства, дает широкую панораму малоизученной культуры Ленинграда между Первой и Второй мировыми войнами. Память о модерне и символизме, влияние Академии художеств и «Мира искусства» соединились здесь с новейшими художественными течениями российского и зарубежного искусства. В Петрограде-Ленинграде шло динамичное взаимодействие крупных модернистских школ, стремящихся заложить основы современной картины, создать «стиль эпохи». В то же время именно на ленинградской сцене в 1930-е начала разворачиваться государственная кампания против формализма и натурализма в искусстве, вследствие которой были запрещены независимые творческие объединения, а художники лишились возможности свободно продолжать пластические эксперименты.
Авторы проекта «Модернизм без манифеста», не фокусируясь на исторических вехах (двух мировых войнах и трех революциях), предлагают альтернативную официальной историю развития искусства Ленинграда 1920–1950-х годов — основанную на деятельности неформальных художественных сообществ и самых ярких их представителей. На примере более 250 произведений живописи, скульптуры и графики из коллекции Романа Бабичева выставка проследит взаимосвязь художественных направлений, «невидимых» для официальной критики того времени, и найдет в их удивительной плотности и силе внутренних связей существующую преемственность художественных течений XX века.
Экспозиция, состоящая из 14 частей, представит работы учеников Кузьмы Петрова-Водкина из общества «Круг художников»; учеников Павла Филонова из объединения «Мастера аналитического искусства»; бывших сотрудников Гинхука из «Группы живописно-пластического реализма» под руководством Веры Ермолаевой; мастеров литографии из Экспериментальной полиграфической мастерской ЛОСХ; художников круга Владимира Лебедева из Детгиза и сфокусирует внимание на Ленинградской пейзажной школе. Отдельными частями выставки станут монографические залы Александра Ведерникова, Александра Русакова и Владимира Гринберга. Кураторские тексты, сопровождающие каждую из частей выставки, дадут представление о судьбах героев выставки, проследят связь их произведений с мировой и отечественной художественными практиками, а также обозначат след, оставленный ими в искусстве следующих поколений.
К открытию выставки приурочен выход второй из пяти книг о коллекции Романа Бабичева, которая будет посвящена творчеству Александра Ведерникова. В рамках выставки готовится образовательная и экскурсионная программа. Кураторская группа Роман Бабичев — коллекционер отечественного искусства XX века. Работы из собрания участвовали в выставочных проектах Государственной Третьяковской Галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Русского Музея, МВО «Манеж» и др.
Надежда Плунгян — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, критик, куратор. Автор монографии «Группа „13“ в контексте художественной жизни конца 1920-х — середины 1950-х годов», автор-составитель ряда изданий о советском искусстве 1930–1950-х гг. Куратор выставок-исследований о проблемах советского и современного искусства.
Мария Силина — кандидат искусствоведения, научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств, автор монографии «История и идеология: монументально-декоративный рельеф 1920-1930 годов в СССР». Ассоциированный профессор факультета истории искусств Университета Квебека в Монреале (Канада).
Александра Струкова — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, автор монографий «Владимир Гринберг. 1896–1942. Художник Ленинграда» и «Ленинградская пейзажная школа. 1930–1940-е годы», автор статей в научных сборниках, альманахах, журналах. Адрес: ММОМА, МОСКВА, ПЕТРОВКА, 25 www.museum.ru/N68244 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: художественные, выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |