МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка "Песня вещих птиц" в Государственной Третьяковской галерее

c 21 ноября 2017 по 21 января 2018Москва
Выставка Третьяковской галереи, организованная при поддержке Сергиевского мемориального фонда, посвящена 170-летию со дня рождения художника В.М. Васнецова и 100-летию со дня гибели великой княгини Елизаветы Федоровны.

Впервые за долгие годы в постоянной экспозиции Третьяковской галереи вновь представлена картина В.М. Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», традиционно хранящаяся в запасниках музея. Этот проект продолжает серию выставок-фокусов, которые привлекают внимание к избранному произведению искусства, меняют привычную экспозицию и дополняют представление посетителей о русском искусстве прошлых веков. Экспонирование знаменитого полотна сопровождается мультимедийной программой с показом документов, эскизов, рисунков, фотографий и предметов, раскрывающих историю взаимоотношений художника Виктора Васнецова и великой княгини Елизаветы Федоровны.

Жизненный и творческий путь Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926) во многом связан с судьбой великой княгини Елизаветы Федоровны (1864–1918), причисленной Русской православной церковью к лику святых. Урожденная принцесса Гессенская, Елизавета вышла замуж за великого князя Сергея Александровича (1857–1905), приняла православие и переехала в Москву, где ее муж занял пост генерал-губернатора. Знаток и покровитель искусства, великий князь часто общался с художниками, оказывая им поддержку, и приобщил супругу к русской культуре.

Личное знакомство великокняжеской четы с В.М. Васнецовым произошло в 1893 году. Художник не раз бывал в доме Сергея Александровича и Елизаветы Федоровны, дарил им свои рисунки и акварели, а также изготовленные по его эскизам киоты для икон. Позднее он пожертвовал великой княгине копии некоторых своих произведений на благотворительные нужды. Виктора Михайловича и семью генерал-губернатора сближала православная вера, им одинаково были дороги народные традиции, русская история и национально-романтическое направление в искусстве.

В 1894 году Елизавета Федоровна купила мужу в качестве рождественского подарка работу Васнецова «Спас Нерукотворный», а год спустя её кабинет украсил вышитый по рисунку Васнецова стяг с изображением фантастической вещей птицы из славянского фольклора. Через два года мастер по тому же эскизу написал картину «Птица Гамаюн» (Дагестанский музей изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой), приобретенную великокняжеской четой.

В 1895 году художник приступил к работе над большим полотном «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали» (1896, ГТГ). Оно создавалось в контексте тех же размышлений автора, отразившихся в картине «Птица Гамаюн». Здесь та же тревога, то же предчувствие трагизма грядущего ХХ века. Но если в картине «Птица Гамаюн» звучит пророчество предстоящих ужасов, то композиция «Сирин и Алконост» символизирует двоякость бытия, единство его светлой и темной сторон.

Образы птиц с женскими ликами почерпнуты художником из славянской мифологии. На протяжении столетий они получали различную трактовку. В русских духовных стихах роли Сирина и Алконоста схожи. Сирин представал райской птицей, чье пение на земле зачаровывало людей, но, даже разгоняя тоску и обещая блаженство, он оставался опасным существом, способным погубить человека. Алконост — райская птица, прилетавшая, согласно легендам, с берегов Евфрата. Ее пение так же прекрасно и так же небезопасно, как пение Сирина. Оно считалось утешительным и ассоциировалось с тихой печалью.

Васнецов впервые противопоставил этих птиц друг другу, наделив их принципиально разным значением, которое подчеркнул на полотне живописными средствами. Фактически художник создал новый миф о Сирине и Алконосте. Его белая птица наполнена счастьем, она улыбается. Черная олицетворяет горе, подчеркнутое темным цветом оперения и увядающими листьями вокруг. Сирин полон ожидания обещанного рая, Алконост оплакивает рай, потерянный и невозвратный.

Картина «Сирин и Алконост» была закончена 16 января 1896 года, и уже через два дня ее доставили в дом великого князя Сергея Александровича. Спустя три года владельцы предоставили полотно на первую персональную выставку Васнецова.

Елизавета Федоровна занималась благотворительностью все годы, проведенные в России, и возглавляла общественные организации. Основав знаменитую Марфо-Мариинскую обитель и покидая светскую жизнь, Елизавета Федоровна безвозмездно передала произведения искусства из семейной коллекции крупнейшим музеям России. Среди картин, подаренных Третьяковской галерее, было и полотно «Сирин и Алконост», переданное в 1908-м году.

Выставка открыта по адресу: Москва, Лаврушинский переулок, 10, зал 26

www.museum.ru/N68225
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
URL:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:tretyakov@tretyakov.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 20.07.2018
 x    ?  

День Национального музея Султаната Оман в Эрмитаже

Дискуссия «Нужны ли правила в музее?»

Международная научно-исследовательская конференция "И.С. Тургенев и Русский мир"

Начался прием заявок на второй поток конкурса тревел-грантов программы "Музеи Русского Севера"

Профессиональная стажировка для работников музеев в Музее современной истории России

Четвертый международный художественный пленэр по фарфору и керамике «Фарфоровая сказка Алтая»

Всероссийская научная конференция "Наука в музее", г. Саратов

Толстовские чтения-2018

XXVI международная научная конференция "Санкт-Петербург и белорусская культура"

Научная конференция "Н.В. Овчинников и чувашское изобразительное искусство ХХ века"

Проект Староладосжкого музея-заповедника победил в конкурсе "Музейный ГИК"

Объявлен старт IX грантового конкурса проектов программы «Музеи Русского Севера»

Конференция "Алексей Николаевич Толстой и Детскосельская художественная колония 1930-х годов"

XVII Санкт-Петербургские этнографические чтения

XXI Всероссийская научно-практическая конференция "Словцовские чтения".

Открыт прием заявок на 12-ю Премию Кандинского

Всероссийский научно-практический обучающий семинар "Квестомания. Игры по правилам и без"

Шолоховские чтения

Научная конференция "Наука в вузовском музее". Информационное письмо № 1

Конференция "Актуальные направления деятельности музеев" в Государственном историческом музее

Конференеция "Сохранение культурного наследия. Исследования и реставрация 2018"

Конференция «Города Центральной России: история, культура, предпринимательство» в Серпухове

XХIV Царскосельская научная конференция "Дворцы, особняки, усадьбы. Музейный формат"

Карабихские научные чтения в Музее-заповеднике Н.А. Некрасова "Карабиха"

Конференция «Музей между Гражданской и Великой Отечественной войной: судьба людей, коллекций, зданий»

Научная конференция "История музейной коллекции", посвященная 260-летию Музея Академии художеств

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru