МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка "Ремесло как искусство. Предметы из коллекции оружия Государственного Эрмитажа" в Омске

c 1 ноября 2017 по 28 января 2018Омская область
1 ноября 2017 года в Омском музее изобразительных искусств имени М.А. Врубеля откроется выставка «Ремесло как искусство. Предметы из коллекции оружия Государственного Эрмитажа». На экспозиции, организованной в рамках Дней Эрмитажа в Омске, представлено шесть предметов из собрания Арсенала. Последний раз выставка из Эрмитажа проходила в Омске более 20 лет назад.

На экспозиции представлены уникальные предметы оборонительного вооружения XVI века. Среди них два шлема, созданные в Германии. Форма закрытого шлема «Closed helmet» – верх эволюции защитного вооружения. Такая модификация с глухим забралом и узкой прорезью использовалась для пеших турниров. Золоченый шлем с полями – морион был изготовлен для офицеров почетной стражи саксонских курфюрстов. На нем можно увидеть герб саксонской правящей династии Веттинов и знак курфюршеского достоинства – скрещенные имперские маршальские мечи.

Большой интерес представляют круглые щиты – рондаши, способные защитить владельцев от холодного и даже огнестрельного оружия. Созданные итальянскими мастерами XVI века, они содержат батальные сцены в античном стиле. На одном щите мы видим битву христиан с мусульманами под знаменем испанского ордена святого Якова – покровителя испанской реконкисты. Изображения наполнены действующими лицами в античном вооружении. На другом щите, выполненном в технике высокой чеканки, сюжет соотносится с исторической битвой Александра Македонского с персами.

Несомненно, привлечет внимание зрителей итальянская парадная кираса XVI века. Ее силуэт «гусиная грудь», или «стручок гороха» перешел на воинское облачение с придворного платья и полностью копирует фасон аристократического костюма – на нем даже есть имитация пуговиц. Такая кираса была атрибутом дворянина, желавшего не только подчеркнуть свою принадлежность к военному сословию, но и продемонстрировать приверженность моде.

Эрмитажное собрание старинного оружия считается одной из лучших в мире. Оно насчитывает более пятнадцати тысяч предметов парадного, охотничьего, турнирного, дуэльного и боевого вооружения, которые отличаются не только техническим совершенством, но и богатым художественным убранством. Постепенно утрачивая свои боевые качества, с развитием военной техники, эти предметы становились объектами коллекционирования, превращаясь в реликвии большой исторической и художественной ценности. Старинные доспехи и шлемы, ружья и пистолеты, шпаги и кинжалы из разных стран составляют основу этого собрания.

Начало коллекции положил великий князь Николай Павлович (впоследствии император Николаем I), который страстно любил и собирал старинное оружие, имеющее историко-мемориальную и художественную ценность или отличающееся высокими техническими характеристиками. Коллекция пополнялась за счёт трофеев, а также благодаря многочисленным покупкам на западноевропейских аукционах и подаркам от глав государств, дипломатов, собирателей старины, оружейных мастеров, знавших о пристрастии русского императора к старинному оружию.

К началу 1830-х годов для ее размещения было построено специальное здание в Царском селе, открывшееся для посетителей в 1834 году. В 1840–1860-е годы к Царскосельскому Арсеналу присоединили собрания художника А. О. Орловского, дипломата и коллекционера Д. П. Татищева, великого князя Михаила Павловича, князей Салтыковых и других коллекционеров, а в 1885 году, при Александре III, коллекция была перемещена в Эрмитаж, где она сейчас и находится.

В собрание старинного оружия Эрмитажа входит комплекс первоклассного по численности и подбору западноевропейского вооружения X–XIX столетий – оборонительного, холодного и огнестрельного. Их эволюция всегда находилась во взаимосвязи, и усовершенствование одного из них сразу же требовало улучшения другого вида оружия. Вслед за падением Римской империи в V веке на западе Европы последовал и упадок производства, в частности, индустрии изготовления вооружения. Только начиная с XII–XIII столетия, оно начало постепенно подниматься. XIV век – один из самых ярких периодов в истории Европы, известный как начало эпохи Возрождения, давшей миру великих художников, архитекторов, ученых. Расцвет науки и искусства отразился и на военном деле – произошли изменения в тактике ведения боя, появились новые виды вооружения. XV век стал знаковым временем для развития всех видов вооружений, в том числе и оборонительного – появился латный доспех, отличавшийся не только функциональными достоинствами, но и благородством пропорций, изяществом и красотой линий. Лучшие образцы органично восприняли черты готики, художественного стиля, характерного для того времени.

Внимание воина и оружейника было направлено не только на функциональные особенности защитного снаряжения, но и на его художественную отделку. Работу большой группы оружейных мастеров, металлургов и кузнецов, завершали плакировщики – мастера, украшавшие пластины доспеха. Многие из них были настоящими художниками. Нередко они пользовались специальными «орнаментальными» альбомами, откуда вместе с заказчиками выбирали рисунки для декорирования.

Кроме стилизованной растительности и гротесков, на доспехах изображали античных героев, известных исторических личностей, батальные сцены и сюжеты из священного писания. Мастера-оружейники использовали разнообразные методы декорирования. Основной техникой была гравировка по металлу. Для того чтобы придать оружию нарядный вид, мастера использовали техники, влияющие на цвет металла – золочение и воронение. Довольно часто золочение наносили на вороненый фон, создавая великолепный цветовой эффект.

Большой популярностью у мастеров-оружейников пользовалась техника инкрустации благородных металлов в сталь (таушировка).

Лидерство по производству и качеству оружия с первой половины XV столетия прочно удерживала Италия, а центром военной индустрии всей Европы был Милан, где производили лучшие изделия того времени. В Италии существовали давние традиции металлургии, хорошо развитая инфраструктура и, конечно же, большой спрос на предметы вооружения. C конца XV века конкуренцию Италии составила Германия, где оружие производилось в нескольких центрах, прежде всего, в Аугсбурге, Нюрнберге, Ландсхуте и Дрездене.

Кураторы выставки - Мадина Гадельяновна Зайченко, главный хранитель отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа, и Фарида Мухаматшарыповна Буреева, директор Музея имени М. А. Врубеля.

www.museum.ru/N68029
Ваше мнение »»

»»Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Адрес:Омская область, г. Омск, ул. Ленина, 23 (Генерал-губернаторский дворец), ул. Ленина, 3 (Врубелевский корпус)
Проезд:Все виды городского транспорта до ост. "Музей" (Генерал-губернаторский дворец), до ост. "Госпиталь" (Врубелевский корпус)
Телефоны:спр.: (3812) 24-15-64, 31-36-77; экс.бюро 20-00-47
URL:www.vrubel.ru
EMail:vrubel_omsk@mail.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 23.01.2018
 x    ?  

Берестовские чтения 2018

Круглый стол «Антарктическая биеннале как социокультурный феномен»

Семинар по музейной педагогике «Детская музейная выставка»

Конференция "И зодчества краса в создании их зрима...": исторический комплекс зданий РНБ"

В Центре авангарда Еврейского музея стартует кураторская школа Avant-Garde LAB

Московский Планетарий впервые проведет Школу лектора

Зимний цикл конкурса «Музейный десант»

Конференция "Трансфуризм" в Музее нонконформистского искусства, С.-Петербург

Названы победители VIII грантового конкурса "Музеи Русского Севера"

Мультимедийный комплекс музея истории денег АО "Гознак" признан лучшим

Воркшоп «Авторская фотокнига: от идеи до переплета»

Открыт прием заявок на участие в Cultural Skills Academy

Конкурс для молодых художников «Мастерская «Сверчок»

Конкурс на присуждение XIII Национальной премии "Культурное наследие"

Презентация Национального портала «Театральные музеи России»

Новый сезон образовательной программы ВДНХ

II конференция "Русский Север-2018. Опыт изучения и сохранения историко-культурного наследия", Тотьма

XVI Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Санкт-Петербурге

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru