МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Печать и революция. Издания 1917-1922 гг. в фондах Государственного Эрмитажа

c 26 октября 2017 по 14 января 2018Санкт-Петербург
25 октября 2017 года в Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца начинает свою работу выставка «Печать и революция. Издания 1917 – 1922 годов в фондах Государственного Эрмитажа».

Экспозиция включает более 200 экспонатов из фондов Научной библиотеки и пять литографий Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, увидевшие свет в первое послереволюционное пятилетие.

Издательская деятельность после революционного переворота – один из самых интересных периодов в истории книжного дела России. Это было время становления системы советского книгоиздательства, когда параллельно существовали как старые дореволюционные, ещё не национализированные, издательства и типографии, так и стремительно возникающие новые издающие организации – государственные, частные, кооперативные. Одним из первых законодательных актов советской власти был «Декрет о печати» от 27 октября 1917 года, по которому контрреволюционные органы печати подлежали закрытию. Этим декретом было положено начало ограничениям в отношении «классово чуждых» издательств, периодических изданий и книг. В труднейших экономических условиях революции и гражданской войны, при колебаниях цензурной политики и стремлении государства к национализации и централизации печатного дела, большинство издательств существовали недолго. Несмотря на это, многие из них все же успели выпустить интереснейшие образцы печатной продукции.

В настоящее время в библиотеке Эрмитажа хранится около 2000 экземпляров книг, выпущенных в 1917-1922 годы. При отборе особое внимание было уделено книгам, так или иначе связанным с разными аспектами художественной жизни – искусством, литературой, театром и музейным делом. Среди редких экспонатов – семь агитационных плакатов 1918–1920 годов, два детских лубка артели художников «Сегодня», поэма Александра Блока «Двенадцать» с иллюстрациями Юрия Анненкова, а также первое издание работы Владимира Ленина «Государство и революция». Большинство издательств представлены на экспозиции единичными экземплярами своей продукции, однако некоторым предприятиям посвящены отдельные витрины. Это, прежде всего, крупные государственные издательства – Наркомпрос и Госиздат.

Вероятно, самым грандиозным и утопичным издательским проектом этого периода является «Всемирная литература» – первое советское специализированное издательство переводной художественной литературы, созданное по инициативе группы литераторов и издателей во главе с Максимом Горьким. Издательство занималось выпуском классических произведений и новинок зарубежной литературы, привлекая для перевода лучших литераторов и переводчиков.

Центральное место в разделе ведомственных изданий на выставке отводится публикациям Государственного Эрмитажа. 12 декабря 1918 года было принято постановление «О реорганизации Эрмитажа и подлежащих ему задачах», в котором подчеркивалась необходимость многосторонней издательской деятельности в музее, прежде всего, выпуск каталогов и путеводителей по его экспозициям. За первое пятилетие после революции Эрмитаж подготовил 12 изданий – это каталоги первых временных выставок советского периода, путеводители по коллекциям и экспозициям музея, первый Сборник научных работ сотрудников музея. Отдельно стоит отметить Памятную записку, изданную в связи с реэвакуацией из Москвы коллекций Эрмитажа в ноябре 1920 года. Составленная на основании сообщений непосредственных участников этого важнейшего события в жизни музея, записка была отпечатана в ночь на 28 ноября 1920 года тиражом 200 экземпляров Российской Государственной Академической типографией. Издание было предназначено для раздачи приглашенным лицам на торжественном открытии для публики восстановленного в прежнем виде зала Рембрандта, в котором была развернута подготовленная Г. С. Верейским выставка офортов Рембрандта и его школы. Именно из собрания Георгия Семеновича Верейского поступил в библиотеку экземпляр этого редкого издания.

Среди частных и кооперативных издательств более полно представлены предприятия, выпускавшие продукцию высокого художественного качества и полиграфического исполнения. К их числу относится «Аквилон», основанный в Петрограде в 1921 году и до своей ликвидации в 1924 году выпустивший всего 22 издания ограниченными тиражами от 500 до 1500 экземпляров. Книги «Аквилона» иллюстрировали выдающиеся художники-графики: А.Н. Бенуа, Д.Н. Кардовский, М.В. Добужинский, В.М. Конашевич, Б.М. Кустодиев, Д.И. Митрохин, К.С. Петров-Водкин, К.А. Сомов.

Выставка включает и периодическую печать. Исключительный интерес представляют иллюстрированные сатирические журналы 1917 года, получившие широкое распространение в России ещё перед февральской революцией и исчезнувшие вскоре после Октября. Сатирические журналы живо и остро реагировали на события политической и общественной жизни, в них публиковались злободневные фельетоны и карикатуры. Эти издания были неоднородны в художественном отношении, но некоторые из них («Новый сатирикон», «Бич», «Барабан», «Будильник», «Пугач», «Пулемет») сотрудничали с интересными художниками-карикатуристами и литераторами-сатириками. Сатирические журналы объединяло негативное отношение к династии Романовых и к монархии в целом, неприязнь как к Временному правительству, так и к большевикам во главе с Лениным. На выставке демонстрируются также некоторые литературные и художественные журналы («Москва», «Новый мир» «Пламя», «Среди коллекционеров»), и литературные альманахи («Петербургский альманах», «Записки мечтателей», «Зеленая птичка» «Скифы»).

На выставке, посвященной русской революции, невозможно обойтись без портретов В. И. Ленина. В экспозицию включены два листа из литографированного альбома, в который вошли эскизы художника Натана Альтмана к скульптурному портрету вождя («Ленин у телефона» и «Ленин и представители английских профсоюзов»). Художник создавал свои рисунки в кабинете Ленина в Кремле в 1920 году. Альбом из девяти эскизов и одного листа с факсимиле подписи Ленина был выпущен Отделом изобразительных искусств Наркомпроса в 1921 году.

Революция резко изменила жизнь, как частных лиц, так и предприятий и учреждений в стране. Это в полной мере относится к Эрмитажу, превратившемуся в крупнейшее государственное учреждение культуры. К 1917 году в императорском Эрмитаже было несколько библиотек, насчитывавшие в своих фондах более 40 000 единиц книг. При каждом отделении музея имелась своя библиотека, книги которой были необходимы сотрудникам в их повседневной работе. На пополнение этих библиотек выделялись средства, принимались меры к их упорядочению.

Вопрос о создании единой библиотеки в Эрмитаже поднимался неоднократно. Однако это решение было осуществлено в полной мере уже в советское время. В 1924 году Центральная библиотека была переведена в Южный павильон Малого Эрмитажа, где находится и поныне.

Выставка подготовлена сотрудниками Научной библиотеки Государственного Эрмитажа. Куратор – Галина Викторовна Дорофеева, главный библиотекарь Сектора редких книг и рукописей Научной библиотеки Государственного Эрмитажа.

www.museum.ru/N67906
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2, Эрмитаж
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
URL:www.hermitagemuseum.org/
EMail:visitorservices@hermitage.ru, cancery@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки


 
новости и события: 23.01.2018
 x    ?  

Берестовские чтения 2018

Круглый стол «Антарктическая биеннале как социокультурный феномен»

Семинар по музейной педагогике «Детская музейная выставка»

Конференция "И зодчества краса в создании их зрима...": исторический комплекс зданий РНБ"

В Центре авангарда Еврейского музея стартует кураторская школа Avant-Garde LAB

Московский Планетарий впервые проведет Школу лектора

Зимний цикл конкурса «Музейный десант»

Конференция "Трансфуризм" в Музее нонконформистского искусства, С.-Петербург

Названы победители VIII грантового конкурса "Музеи Русского Севера"

Мультимедийный комплекс музея истории денег АО "Гознак" признан лучшим

Воркшоп «Авторская фотокнига: от идеи до переплета»

Открыт прием заявок на участие в Cultural Skills Academy

Конкурс для молодых художников «Мастерская «Сверчок»

Конкурс на присуждение XIII Национальной премии "Культурное наследие"

Презентация Национального портала «Театральные музеи России»

Новый сезон образовательной программы ВДНХ

II конференция "Русский Север-2018. Опыт изучения и сохранения историко-культурного наследия", Тотьма

XVI Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Санкт-Петербурге

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru