МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка "Под прозрачным льдом глазури. Фарфор Петербурга" в центре «Эрмитаж-Казань»

c 18 октября 2017 по 20 мая 2018Республика Татарстан
18 октября 2017 года в центре «Эрмитаж – Казань» Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль» открылась выставка «Под прозрачным льдом глазури. Фарфор Петербурга».

Масштабная экспозиция представляет около 500 произведений мастеров XVIII-XXI веков первого в России фарфорового завода из собрания Государственного Эрмитажа и АО «Императорский фарфоровый завод». Фарфор первого в РоссииИмператорского завода в Петербурге – явление особенное. Воспринимаявсе лучшее, что было создано фарфоровыми производствами востока и запада, российский императорский фарфор уже с XVIII века представлялискусство самобытное, в котором нашло отражениеразвитие русского искусства в целом.

Пять разделов выставки включают в себя, как шедевры, исполненные по заказам дома Романовых, так и произведениясоветского времени иработысовременных художников завода. Предметы исторической коллекции тематически объединены с авторским фарфором, что дает возможность увидеть, как, при всем различии художественного языка, сохраняются традиции старейшего фарфорового предприятия. Вазыи другие предметы интерьера, сервизы и настольные украшения для императорского стола, изделия с копиями картин из собрания Эрмитажа, галантерейные вещи и фарфоровая скульптура демонстрируют всевозможные техники декорирования фарфора и уникальное мастерство художников.

Фарфоровый альбом Петербурга

Созданные в фарфоре образы Петербурга дают возможность не только любоваться архитектурой одного из красивейших городов мира, но и перелистывать страницы его истории. В росписях фарфоровых предметов предстает парадный Петербург, революционный Петроград,блокадный Ленинград и романтические образы северной Венеции нашего времени.

Виды Петербурга и пригородных императорских резиденций появляются в конце XVIII века. Для первой трети XIX века характерны красочные росписи, дополненные сияющим золотом. При императоре Александре 1, после того, как на заводе была организована печатная мастерская, позволявшая тиражировать изделия, стало возможным украшение фарфора печатными «ландшафтами». Уникальна масштабная скульптурная серия, представляющая офицеров императорской конной гвардии, запечатлевшая офицеров в обмундировании своего времени.

После революции 1917 года искусство фарфора советская власть использует как одно из средств государственной политики. Появляется агитфарфор – изделия с лозунгами, эмблемами, портретами вождей.

Тема Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда прозвучала в произведениях, созданных на Ленинградском фарфоровом заводе в 1943 году.

Искусство в Петербурге

Особый дух и неповторимая красота Петербурга вдохновили появление многих блистательных страниц русского искусства. Поколениями литераторов и художников, создано множество петербургских сюжетов и художественных образов, которыенашли отражение в фарфоре

На выставке показан сервиз с миниатюрами сюжетов из «Евгения Онегина», исполненный в 1914 году на Императорском фарфоровом заводе.

Петербург Гоголя, Достоевского Блока стал основной темой в творчестве художника Ленинградского фарфорового завода А.В. Ларионова.

Театр, балет, карнавал- это темы неотъемлемые отПетербурга. В фарфоре были созданы скульптурные портреты балеринИмператорских театров А. Павловой, Т. Карсавиной,в росписях и пластике появились герои Дягилевских «Русских сезонов» и образы артистов советских классических балетов.

Образы античности (боги, герои, квадриги, маски, львы) в архитектуре зданий, в интерьерах, оградах, витражах Петербурга живут и в произведениях художников-фарфористов. В этой традиции представлена Нева в предметах миниатюрного бисквитного кабинетного ансамбля, создана композиция «Античный мотив».

Особой темой, не перестающей волновать мастеров, остается Эрмитаж. Работа «Эрмитаж вчера, сегодня, завтра?» - это размышление автора о природе искусства, навеянное выставкой современного скульптора Энтони Гормли в античных залах музея в непосредственном диалоге с античными памятниками.

Флора

Популярными темамив искусстве фарфора во все времена были цветы и анималистика. Экспонаты выставки позволяют проследить развитие этих жанров до настоящего времени, представляя подлинные шедевры из музейной коллекции, а также уникальныепроизведения и образцы для тиражирования современного производства.

Первый парадный Собственный сервиз императрицы Елизаветы Петровны был украшен сразу несколькими видами цветочного орнамента: полихромные гирлянды лепных цветов, незабудки с росписью пурпуром и «разбросанные» по внутренней поверхности мелкие цветочные веточки.

В конце XVIII – начале XIX века образцами для росписи служили ботанические атласы, к 1840-м годам эта традиция уходит. «Цветошники», как называли художников, занимающихся цветочной росписью, обратились к живой природе. На экспозиции можно увидеть уникальные работы наиболее известных мастеров завода этого направления сервиз-денеже с букетами И. Тычагина и пласт-столешницу «Сибирская флора» Ф. Красовского.

Декоры с цветами остались востребованными и после революции, популярны они и в настоящее время. Свидетельством тому изысканные произведения С. Чехонина и красочные композиции З. Кобылецкой. Оригинальным пластическим решением стали формы сервиза «Белый цветок», созданные Н. Славиной для костяного фарфора.

Лики живой природы

В изделиях Императорского фарфорового завода XVIII века пейзажные росписи и анималистика занимали скромное место.

В XIX столетии на фарфоровых вазах и пластах воспроизводились картины с анималистическими сюжетами, в том числе произведения Ф. Воувермана и П. Поттера. Росписи с охотничьими сценами часто появляются в 1870-е годы, что объясняется пристрастием к охоте императора Александра II.

Императрице Марии Александровне нравились зоологические коллекции «Известнейших животных», изготавливавшиеся в 1860-х – 1880-х годах и включающие в себя до сотни фигурок зверей.

С 1897 года по 1914 год скульптурную мастерскую завода возглавил А. Тимус, создавший за время работы множество моделей для фарфора. Среди них выделяется серия фигурок животных, выполненная в жанре пародийной анималистики. Каждая из них имеет яркий индивидуальный характер, аллегорически представляя характерные типы героев «человеческой комедии».

В советский период к анималистам, создавшим основной фонд моделей этого жанра, относятся Б. Воробьев, П. Веселов, И. Ризнич.

Фарфор – искусство тиражное, в этой области анималистика является одним из самых распространенных видов коллекционирования.

Фарфор всех надобностей

Являясь придворным, Императорский фарфоровый завод в своей деятельности ориентировался на вкусы императорской семьи. На начальном этапе, когда технический уровень оборудования позволял выпускать небольшие вещи, для Елизаветы Петровны изготавливали мелкую посуду, фигурки, галантерейные предметы.

С развитием возможностей производства основной обязанностью завода становится обеспечение императорских столов праздничной и повседневной посудой. Парадные сервизы второй половины XVIII века, согласно европейской моде, дополняли настольные украшения «сюрту-де-табль» в виде скульптурных композиций, отвечающих определенной тематике. Примером могут служить парадные сервизы, заказанные для Екатерины II. В начале XIX века на смену«сюрту-де-табль» приходят вазы или корзины для десерта на скульптурных основаниях.

На время Николай I приходится расцвет моды на исторические стили в фарфоре. Император увлекался рыцарским средневековьем. Для летней резиденции царской четы в парке Александрия в Петергофе в стиле неоготики был создан Собственный сервиз,предметы которого украшает герб дворца в виде щита с венком белых роз, пронзенным рыцарским мечом.

В этот же период установилась традиция копировать на фарфор произведения из императорского собрания. В Старом Эрмитаже художники завода занимались воспроизведением на фарфоре картин в специально отведенном для этого помещении.

Одним из лучших парадных сервизов Императорского фарфорового завода XIX века стал Рафаэлевский сервиз, созданный по заказу Александра III для Царскосельского дворца. Его декор варьирует росписи Лоджий Рафаэля в Ватикане.

Для дворцовых интерьеров также создавались фарфоровые камины, рамы для зеркал, канделябры, люстры, письменные, туалетные и умывальные приборы и многое другое.

После Октябрьской революции завод стал выпускать новый по тематике, агитационный фарфор. Вместе с тем сохранялись государственные заказы на репрезентативные изделия для полномочных представительств Советской России за рубежом. С. Чехонин, художественный руководитель Государственного фарфоровогозавода, относящийся к младшему поколению творческого объединения «Мир искусства», привнес в роспись фарфора изысканную графику, которая стала особенностью произведений раннего советского фарфора.

Изготовление уникальных по художественному качеству изделий, как и в императорские времена, продолжало оставаться одним из направлений в разнообразной деятельности Ленинградского фарфорового завода имени М. Ломоносова.

В настоящее время стали особенно востребованы изделия прошлых эпох. По музейным образцам восстанавливаются старинные формы ваз, сервизов, скульптуры. Для них художники создают новые проекты росписей, придавая вещам современный вид.

Куратор выставки «Под прозрачным льдом глазури. Фарфор Петербурга» - Анна Владимировна Иванова, заведующая отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (СПб., изд-во «Славия», 2017)

www.museum.ru/N67905
Ваше мнение »»

»»Центр "Эрмитаж-Казань"
Адрес:Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, а/я 20
Проезд:Ст. м. "Кремлевская". Все виды наземного транспорта до ост. "Центральный стадион"
Телефоны:(843) 567-80-32, 567-80-34
URL:www.kazan-kremlin.ru
EMail:hermitage-kazan@mail.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 19.10.2018
 x    ?  

Открытие Ре-школы, новой школы сохранения и ревалоризации культурного наследия в Москве

МоМА Сан-Франциско: новый музей в динамично меняющемся городе. Лекция Кори Келлер (США)

X юбилейные Чтения по истории и культуре Древней и Новой России в Ярославле

Образовательная лаборатория грантовой программы "Музеи Русского Севера"

Красная книга Архнадзора

Международный научный журнал "Музей-памятник-наследие" приглашает к сотрудничеству

Орнитологическая экспедиция вернулась с Куликова поля

18-я научная конференция "Константиновские чтения"

Конференция «Проблемы изучения и восстановления ландшафтов лесостепной зоны»

VII Московские Анциферовские чтения

XVIII Международная научно-практическая конференция «Рериховское наследие»

Фотография в Ленинграде-Петербурге в 1970-х — 1990-х годах

Центр развития компетенций UNIVERSUM+ приглашает принять участие в программе повышения квалификации

Музей и новые медиа. Лекция Шэннона Дарроу, МоМА (Нью-Йорк, США)

Программа конференции "В.И. Суриков и его современники. К 170-летию со дня рождения художника"

Конференция "Цифровой музей. Инновационные технологии для музеев и выставочных пространств"

Курс подготовки волонтеров Музея Достоевского

XIII Лермонтовские чтения в Музее Достоевского

Галерея на Солянке: школа медиа и перформанса открывает новое направление

Государственная галерея на Солянке начинает цикл лекций о видеоарте

Стартовал Всероссийский конкурс «Слово менеджерам культуры»-2018

Лекционный курс «Всеобщая история искусств». Искусство Древнего мира

Образовательный проект «История современной России. Учим и учимся»

Международная научная конференция «Мир исследователя». Прием заявок

Конференция "В.И. Суриков и его современники. К 170-летию со дня рождения художника"

XLIII Международные чтения «Достоевский и мировая культура»

Конференция "Музей в культурном пространстве исторического города" в Угличском музее

Тургеневские чтения-2018

II Международная научно-практическая конференция «Исторические Боткинские чтения»

XIII Всероссийская научно-практическая конференция "Электронные ресурсы библиотек, музеев, архивов"

Международная научно-исследовательская конференция "И.С. Тургенев и Русский мир"

Профессиональная стажировка для работников музеев в Музее современной истории России

Толстовские чтения-2018

Научная конференция "Н.В. Овчинников и чувашское изобразительное искусство ХХ века"

XVII Санкт-Петербургские этнографические чтения «Вещь в трансляции этничности»

XXI Всероссийская научно-практическая конференция "Словцовские чтения".

Научная конференция "Наука в вузовском музее". Информационное письмо № 1

Конференеция "Сохранение культурного наследия. Исследования и реставрация 2018"

Конференция «Города Центральной России: история, культура, предпринимательство» в Серпухове

XХIV Царскосельская научная конференция "Дворцы, особняки, усадьбы. Музейный формат"

Конференция «Музей между Гражданской и Великой Отечественной войной: судьба людей, коллекций, зданий»

Научная конференция "История музейной коллекции", посвященная 260-летию Музея Академии художеств

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru