МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Сходства. Выставка живописи Вугара Мурадова

c 7 по 22 октября 2017Санкт-Петербург
Музей современного искусства Эрарта представляет выставку азербайджанского художника Вугара Мурадова и его серию картин на основе национальных ковров

Свежий взгляд на консервативную визуальную традицию ковроделия

«Оживление» ковра

Встреча восточно-исламского и дальневосточно-буддийского приемов построения композиции

Возможность сделать на фоне «ковра» фото, за которое не будет стыдно

Азербайджанский живописец Вугар Мурадов в последнее время работает сериями, последовательно разрабатывая художественные идеи. На этот раз в своих поисках он замахнулся на святая святых азербайджанской культуры — ковeр! А ведь азербайджанский ковeр — это не просто древняя, но еще и крайне консервативная традиция. Любое новшество в этой сфере встречается прохладно и с недоверием. Но Вугар Мурадов нашел оптимальный путь разработки этой щепетильной темы. Он применил к изображению скульптурный подход.

Еще Микеланджело говорил, что скульптуры уже имеются в готовом виде внутри природных кусков мрамора, и ему нужно лишь отсечь лишнее, чтобы их высвободить. Аналогичным образом поступает и художник. Он берет заинтересовавший его ковер, принадлежащий к той или иной школе ковроделия (их несколько — Бакинская, Гянджинская, Газахская, Ширванская, Шамахинская, Карабахская, Губинская, Ардебильская и Тебризская), внимательно рассматривает орнаменты и находит в них скрытые от чужих глаз контуры условных, но вполне фигуративных композиций.

Затем он как бы мысленно покрывает остальную, «лишнюю», часть ровным тоном и получает новое изображение. Остается только воспроизвести его кистью на холсте. Удивительно, но автор все делает от руки, никакой печати.

Со стороны наблюдателю кажется, что ковер накрыли каким-то трафаретом. Но это не просто случайное наложение «вырезанных» фигур. Художник выбирает такие места и так накладывает «фигуры» на ковровые узоры, что последние оказываются прочно связанными с этим изображением. Определенные орнаменты становятся условными глазами, лицом, головным убором или частью одежды новых фигур. Одним словом, получается новая условно-фигуративная композиция, где на ровном, залитом одним цветом фоне появляются ковровые фигуры людей или животных.

Примечательно, что автор не вмешивается в традиционную изобразительную структуру ковра, оставляя все, как есть. Он лишь привносит некий новый композиционный прием, который позволяет орнаментам зажить новой жизнью.

Что касается творческого подхода художника, то он давно отказался от принципов перспективного, глубинного пространства, что иллюзорно отображает видимую действительность. Картины художника воспевают декоративную плоскость и живописуют поверхность — автор остается верен восточным принципам построения композиции, восходящим к тому же ковру и миниатюре.

В «ковровых» композициях Вугара Мурадова мы видим не столько органичное проникновение двух разнородных визуальных структур — ковра и «трафаретной» фигуративной композиции, сколько тонкое противоборство, еле заметный «драматургический» конфликт, который не только не нарушает гармонию целого, но наоборот придает ему особую пикантность.

Здесь можно провести параллель с принципами построения живописной композиции, существующими в дальневосточном изобразительном искусстве, в частности, в китайской и японской живописи. Известно, что дальневосточное искусство питает «слабость» к незаполненному пространству (влияние буддистской философии и традиции дао, в рамках которых тщательно разрабатывалась концепция «пустоты»). В работах китайских и японских художников активные изобразительные элементы, как правило, заполняют не слишком большой участок пространства, которое в значительной степени остается пустым.

В «ковровой» серии Мурадова проявляется такой неожиданный, возможно, неосознаваемый самим автором синтез двух концептуальных подходов к решению изобразительной композиции — восточно-исламского и дальневосточно-буддийского. Этот синтез придает современному искусству неоднородного Востока стилистическую цельность, которую раньше было сложно представить, ведь она базировалась на совершенно разных религиозно-философских традициях. Таким образом, в творчестве Вугара Мурадова происходит символическая встреча «двух Востоков».

www.museum.ru/N67649
Ваше мнение »»

»»Музей современного искусства Эрарта
Адрес:город Санкт-Петербург, ВО, 29-я линия, д. 2
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 324-0809
URL:www.erarta.com/
EMail:info@erarta.com


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 19.09.2018
 x    ?  

Стартовал Всероссийский конкурс «Слово менеджерам культуры»-2018

Конференция «Гетеротопии и семантика культурного ландшафта: проблемы визуализации»

IХ Международные Цветаевские чтения в Елабуге

В Москве пройдет X Всероссийский фестиваль-конференция «Кремль - детям»

II Международный научный симпозиум Национального комитета ИКОМОС, Россия в Великом Новгороде

Лекционный курс «Всеобщая история искусств». Искусство Древнего мира

Образовательный проект «История современной России. Учим и учимся»

Международная научная конференция «Мир исследователя». Прием заявок

Конференция "В.И. Суриков и его современники. К 170-летию со дня рождения художника"

XLIII Международные чтения «Достоевский и мировая культура»

Конференция "Музей в культурном пространстве исторического города" в Угличском музее

Тургеневские чтения-2018

II Международная научно-практическая конференция «Исторические Боткинские чтения»

XVI Международный научно-творческий симпозиум «Волошинский сентябрь»

Кураторская школа в Еврейском музее. Второй сезон

XIII Всероссийская научно-практическая конференция "Электронные ресурсы библиотек, музеев, архивов"

Международная научно-исследовательская конференция "И.С. Тургенев и Русский мир"

Профессиональная стажировка для работников музеев в Музее современной истории России

Всероссийская научная конференция "Наука в музее", г. Саратов

Толстовские чтения-2018

Научная конференция "Н.В. Овчинников и чувашское изобразительное искусство ХХ века"

Конференция "Алексей Николаевич Толстой и Детскосельская художественная колония 1930-х годов"

XVII Санкт-Петербургские этнографические чтения «Вещь в трансляции этничности»

XXI Всероссийская научно-практическая конференция "Словцовские чтения".

Всероссийский научно-практический обучающий семинар "Квестомания. Игры по правилам и без"

Шолоховские чтения

Научная конференция "Наука в вузовском музее". Информационное письмо № 1

Конференция "Актуальные направления деятельности музеев" в Государственном историческом музее

Конференеция "Сохранение культурного наследия. Исследования и реставрация 2018"

Конференция «Города Центральной России: история, культура, предпринимательство» в Серпухове

XХIV Царскосельская научная конференция "Дворцы, особняки, усадьбы. Музейный формат"

Конференция «Музей между Гражданской и Великой Отечественной войной: судьба людей, коллекций, зданий»

Научная конференция "История музейной коллекции", посвященная 260-летию Музея Академии художеств

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru