МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

«Некто 1917»

c 28 сентября 2017 по 14 января 2018Москва
В течение последних лет главными событиями в Третьяковской галерее становились крупнейшие монографические выставки русских художников. Однако 2017 год музей решил посвятить художественному осмыслению двух переломных моментов в истории России ХХ века — периоду Оттепели (выставка «Оттепель», февраль–июнь 2017) и теперь, в начале нового выставочного сезона, — 1917 году, времени кардинальных изменений государственного строя и общественных отношений.

Названием выставки стали слова, которыми Велимир Хлебников закончил свои вычисления о времени падения государств, опубликованные в 1912 году в сборнике «Пощечина общественному вкусу». В тот момент современники не заметили высказывание поэта, но через несколько лет оно оказалось пророческим.

Выставка ставит вопрос о месте искусства в переломную эпоху. Цель проекта — отойдя от устойчивых стереотипов, приблизиться к пониманию сложной картины важнейшего периода в жизни России. Искусство перед неизвестной реальностью — так кураторы условно обозначили тему, избрав новый подход к ее презентации. Они отказались как от привычного иконографического принципа — показа работ, изображающих революционные события, так и от ставшего традиционным сближения политической революции с искусством авангарда. Выставка готовилась на протяжении более чем трех лет. Отобраны лучшие, знаковые произведения, созданные преимущественно в 1917 году. Они демонстрируют репрезентативный «срез» времени, показывают, как разнообразно реагировали на происходящее наиболее значительные представители эпохи. Это многоголосье — одна из характерных черт времени.

Многообразие творческих проявлений, яркость и неоднозначность художественных высказываний свидетельствуют о редкой ситуации, когда искусство не испытывало давления как со стороны государства, так и рынка, находившихся в состоянии нестабильности и распада. Старый «заказ» уже исчерпал себя, а новый еще не был сформулирован. В сложившихся условиях искусство осознало себя не формой «отражения действительности», не продуктом идеологии, а творческой силой, лабораторией идей и социальных проектов, большинство которых остались памятниками несбывшихся надежд и мечтаний. Документальный раздел дополняет эту сложную картину времени. Реальность показана такой, какой представала перед глазами художников: еще не подвергнутой анализу и изучению, противоречивой, неясной. Война, демонстрации, сменяющиеся политические лидеры, неустроенный быт, очереди за хлебом, страдания, ненависть и вражда — этот фон возникает на фотографиях, отражается в подлинных свидетельствах. Экспонаты передают атмосферу неотвратимости грядущих драматических событий. Кураторы выставки намеренно избегают оценочных комментариев представленного материала, предлагая делать выводы самостоятельно.

Экспозиция включает несколько разделов: «Мифы о народе», «Город и горожане», «Эпоха в лицах», «Прочь от этой реальности!», «Смутное», «Утопия нового мира», «Шагал и еврейский вопрос».

Демонстрируются работы как художников-мифотворцев, размышлявших о будущем России, так и утопистов-беспредметников, провозглашавших творческое преображение мира. Фигуративная живопись представлена произведениями Б. Григорьева, Б. Кустодиева, М. Нестерова, К. Петрова-Водкина, З. Серебряковой, а беспредметная — работами В. Кандинского, И. Клюна, К. Малевича, Л. Поповой, А. Родченко, О. Розановой и других художников авангарда.

В разделе "Мифы о народе" раскрывается важнейшая для русской культуры тема. В революционные годы она приобрела особое звучание - многих художников волновала "тайна народной души". От того, какую оценку живописцы давали своему коллективному герою, зависело, каким они видели будущее России. В понимании М.В. Нестерова это народ-богоносец, а национальное возрождение возможно на путях укрепления христианской веры. З.Е. Серебрякова, К.С. Петров-Водкин идеализировали образ крестьянина, чей труд на земле является источником его нравственности и красоты. В картинах Б.Д. Григорьева, напротив, подчеркнуты негативные стороны народного характера. Столь же неоднозначно оценивали художники и приметы города, и образы горожан.

«Прочь от этой реальности!» — так можно обозначить подход к искусству тех, кто в годы революции сознательно выбирал мотивы и жанры, далекие от современной? проблематики, лишенные драматизма, отмеченные особой? привлекательностью. Художественный эскапизм проявлялся по-разному: одни искали спасения в «чистом» искусстве, стремились достичь совершенства в живописном мастерстве. Другие выполняли заказные работы, угождая вкусам покупателей. Популярность получили произведения фантастического и ретроспективного характера, в моде были и эротические сюжеты. Так, в этом разделе представлена редко экспонирующаяся «Книга маркизы» — антология фривольных текстов XVIII века, собранная и проиллюстрированная К.А. Сомовым.

Раздел «Утопия нового мира» посвящен беспредметной живописи, история которой к 1917 году насчитывала всего несколько лет: в конце 1915-го К.С. Малевич обнародовал супрематизм, в 1917-м было образовано общество «Супремус». Первоначально новое направление рассматривалось как освобождение живописи от любых внеэстетических целей, но под воздействием общественного подъема в декларациях Малевича и его соратников появились новые смысловые акценты. Группа художников стала рупором революционных идей и устремлений, провозгласив тождество творческого радикализма и революции духа. Беспредметность стала метафорой новой жизни, в которой «вещи» и «старый разум» больше не властны закрепостить человеческий дух, ограничить его свободу.

Новаторское искусство М.З. Шагала, Н.И. Альтмана, И.Б. Рыбака и других художников представлено в разделе «Шагал и еврейский вопрос». Оно стало свидетельством взлета еврейской культуры, происходившего в ситуации революционных преобразований. Молодые мастера актуализировали национальные традиции, соединяя их с последними открытиями европейской и русской живописи.

Экспозицию завершают произведения 1919–1921 годов, когда были сделаны первые попытки осмысления исторических сдвигов. Прославленные полотна Кустодиева, Петрова-Водкина, Юона, с которых принято начинать историю советского искусства, не были однозначным панегириком революции: художники прибегали к условной аллегорической форме, предполагающей двоякое прочтение. Дальнейшая история продемонстрировала движение к реалистическому мышлению.

К выставке издан альбом-каталог, в который вошли статьи кураторов выставки и крупных исследователей искусства и культуры эпохи. Проект сопровождает обширная образовательная программа, включающая лекции, тематические экскурсии с кураторами, кинопоказы.

Специально к выставке при участии студии «Bazelevs» подготовлен видеоролик, в котором предпринята попытка передать в коротком формате сложную концепцию «Некто 1917».

Состав выставки: 147 экспонатов: 117 живописных, 27 графических, 3 скульптурных произведения, архивные документы

Участники: 34 собрания: 18 российских и 4 зарубежных музейных, 11 российских и 1 зарубежное частное собрание; среди участников: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Астрахани, Екатеринбурга, Краснодара, Пскова, Ростова Великого; Центр Жоржа Помпиду, Париж; Тейт Модерн, Лондон; Музей Людвига, Кёльн; Тель-Авивский музей искусств; архивы Москвы и Санкт-Петербурга

Специальный партнер: Проект «1917. Свободная история»

Где: Новая Третьяковка

Когда: 28 сентября 2017 - 14 января 2018

www.museum.ru/N67623
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:8 (499) 238-1378, 238-2054, (495) 953-5223
URL:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:tretyakov@tretyakov.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 26.02.2018
 x    ?  

Круглый стол "Богородице-Смоленский Новодевичий монастырь" в Российской академии художеств

В Сарапульском музее продолжают работу по оцифровке фондовых коллекций

Тимирязевская академия и Третьяковская галерея договорились о сотрудничестве

Научная историко-культурная конференция "В.И. Ленин. История. Культура. Современность"

Сарапульский музей в Национальном реестре ведущих учреждений культуры России!

XLIX Випперовские чтения 2018: Классика и современность. Отражения

IX научно-практическая конференция "Век реставрации пригородных дворцов: трагедия и триумф"

Московский Планетарий объявляет весенний набор на курсы астрономии для взрослых

Бахметьевскому гаражу - 90! Лекции западных историков архитектуры в Еврейском музее и центре толерантности

Департамент культуры Москвы формирует кадровый резерв главных хранителей музейных предметов

Международная научная конференция «Мариус Петипа. Империя балета: от возвышения до упадка»

Круглый стол "Философия музея: от герменевтики к эвристике музейного предмета"

Берестовские чтения 2018

Семинар по музейной педагогике «Детская музейная выставка»

Московский Планетарий впервые проведет Школу лектора

Зимний цикл конкурса «Музейный десант»

Открыт прием заявок на участие в Cultural Skills Academy

Конкурс на присуждение XIII Национальной премии "Культурное наследие"

Новый сезон образовательной программы ВДНХ

II конференция "Русский Север-2018. Опыт изучения и сохранения историко-культурного наследия", Тотьма

XVI Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Санкт-Петербурге

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru