МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Хаим Сутин. Ретроспектива

c 24 октября 2017 по 21 января 2018Москва
24 октября 2017 года в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина откроется первая в России выставка, посвященная творчеству ярчайшего представителя Парижской школы, французского художника русского происхождения Хаима Сутина (1893–1943) – мастера, который создал собственный неповторимый стиль, вдохновленный классическим искусством мастеров XV–XVIII веков, и дал направление творческим поискам многих живописцев последующих поколений.

Хаим Сутин родился в еврейском местечке Смиловичи близ Минска, учился в Вильно, а с 1913 года обосновался в Париже, где сначала поселился в коммуне художников «Улей», затем познакомился и сблизился с Амедео Модильяни, который принял активное участие в жизни своего товарища. 1923 год стал переломным в жизни Сутина. Американский коллекционер Альберт Барнс впервые увидел картины живописца. Под сильнейшим впечатлением от «Портрета кондитера» Барнс воскликнул: «Этого художника я искал всю жизнь!» У галериста Лео Зборовского, работавшего с Сутиным, коллекционер купил 52 работы. В этом же году они были показаны сначала на выставке в Париже, а затем в Академии изящных искусств Пенсильвании. Благодаря Барнсу к Сутину пришли всеобщее признание и материальное благополучие. Он стал главным персонажем европейской художественной сцены 1920–1930-х годов, а его имя упоминалось в одном ряду с Пикассо и Матиссом.

Выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива» – первая в России, максимально полно представляющая творчество художника. «Сутин – художник одновременно счастливой и чрезвычайно трудной судьбы. Творчество мастера высоко ценилось при жизни, он не был забыт и после своего раннего ухода. В мире не так много живописцев, которым при жизни было бы посвящено около 30 выставок, а после смерти ежегодно в разных странах открывалась хотя бы одна монографическая экспозиция. Хаим Сутин – художник, с каждым годом привлекающий все больше и больше внимания как исследователей и музейных кураторов, так и коллекционеров», – говорит директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

Картины Сутина отражают дух французской живописи и свидетельствуют об очевидном преклонении перед мастерством Рембрандта Харменса ван Рейна. По мнению куратора выставки Сурии Садековой, художник обладал уникальным умением выбрать все самое революционное в каждой из эпох и каждой из школ: Шарден важен для него революцией в жанре натюрморта, Фрагонар – особенным «тактильным» мазком, Пуссен – стройностью композиции, сложной драматургией и чистотой цвета. И, конечно же, завораживает Сутина Рембрандт, сумевший объединить божественное начало с материальной вещественностью, сделать живопись осязаемой, не лишив ее магии.

Невероятная экспрессивность живописи Сутина и драматизм его цветовой палитры вдохновляли художников последующих поколений американской и британской школ. Фрэнсис Бэкон, Франк Ауэрбах, Джексон Поллок, Марк Ротко учились у Сутина живописной технике и его неповторимой манере накладывать краску на холст, слой за слоем набирать цвета, аккумулировать их, собирать в единый ансамбль и создавать из нагромождения многочисленных пластов цвета чувственную и гиперэмоциональную живопись. «В послевоенном Нью-Йорке Сутина чествовали как пророка нового экспрессивного абстракционизма. Художники и критики видели в нем прорицателя, пионера нового течения в живописи, предтечу де Кунинга и Поллока. Они заново прочитывали творчество Сутина, но при этом не искажали его, а приближали, подавая крупным планом. Следуя их логике, творчество Сутина – это абстрактное искусство в деталях, а огромные полотна абстрактных экспрессионистов – это крупные планы», – говорит куратор от Музея Орсэ Клэр Бернарди.

«В основе творчества Сутина лежит европейское искусство, главным образом французское и голландское, и вместе с тем Сутин – новатор: избранный им путь не проходил ни один из современников художника Старого Света. Сутин одновременно познавал европейскую культуру, овладевал историей живописи и создавал собственный художественный язык и стиль. Именно его аутентичность, первозданность, даже некая незапятнанная вековой изобразительной культурой наивность и, безусловно, откровенная эмоциональность оказались столь близки американским художникам. Для них эмоциональный язык Сутина-неофита был ближе и понятнее, чем сложный стиль европейских художников, за плечами которых стояли века цивилизации. Он будто был одним из них, указал им кратчайший путь к пониманию европейского искусства и предоставил возможность выбора собственной творческой судьбы. Сутин смог уловить направление, в котором надо развиваться – познавать, не превращаясь в раба этих знаний. Одержимый страхами и комплексами в жизни, в своем творчестве он был абсолютно свободен», – полагает куратор выставки с российской стороны Сурия Садекова.

Выставка «Хаим Сутин. Ретроспектива» – пример фундаментального российско-французского межмузейного сотрудничества последних лет. ГМИИ им. А.С. Пушкина и Музей Орсэ связаны многолетними дружескими отношениями, несмотря на это, для московского и парижского музеев выставка Сутина – первый масштабный совместный проект и первая общая работа кураторов двух институций. «Этой выставкой мы открываем следующую страницу в истории нашего музея – начало нового этапа сотрудничества и научного взаимодействия с нашим давним партнером Музеем Орсэ, которые в дальнейшем мы будем сообща углублять и развивать, и не только в области совместных выставочных проектов», – убеждена директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Лошак.

«Сегодня, благодаря дальновидным приобретениям галериста и коллекционера Поля Гии?ома, в Музее Оранжери хранится выдающаяся коллекция произведении? Хаима Сутина – наряду с коллекцией Фонда Барнса в Филадельфии самая крупная в мире. Поэтому вполне естественно, что для проведения первой масштабной выставки в России, посвященной этому художнику, Пушкинский музеи? объединил усилия с Музеем Орсэ и Музеем Оранжери. Результатом сотрудничества стало исключительное предоставление для выставки 20 произведении? из Музея Оранжери и совместная работа комиссаров двух наших музеев», – отмечает в своем предисловии к каталогу выставки президент Музея Орсэ Лоранс де Кар.

В экспозиции представлено более 60 произведений: картины самого Сутина, работы старых мастеров, оказавших на него влияние, а также произведения современных художников, вдохновленных его полотнами.

Российским зрителям предоставлена возможность увидеть шедевры классического, модернистского и новейшего искусства из крупнейших французских музеев: Музея Оранжери, Центра Помпиду, Музея современного искусства города Парижа, Лувра, Музея Пикардии. На выставке представлены работы из собраний Швейцарии – ранняя абстракция Марка Ротко и полотно Фрэнсиса Бэкона 1969 года (Фонд Бейелер) – и Англии – картины классика британского современного искусства Франка Ауэрбаха (Тейт), а также более 20 работ из солидных российских частных коллекций, в том числе хрестоматийные: «Туша быка» (1924), «Сиеста» (1934), «Женщина, входящая в воду» (около 1931), «Курица на фоне кирпичной стены» (около 1927).

Экспозиция развернута в залах Главного здания ГМИИ им. А.С. Пушкина и состоит из трех разделов: «Портрет», «Натюрморт» и «Пейзаж». В каждой части представлены работы Сутина, картины мастеров старой школы и произведения классиков современного искусства.

К выставке издан научный каталог, оригинальные статьи для которого специально подготовили Клэр Бернарди (сокуратор выставки «Хаим Сутин. Ретроспектива»), Софи Кребс (главный хранитель Музея современного искусства города Парижа) и Сильви Патри (на момент подготовки выставки главный куратор Фонда Барнса, а в настоящее время главный хранитель Музея Орсэ).

В рамках выставки пройдет обширная образовательная программа.

Посетители выставки смогут воспользоваться бесплатным аудиогидом, размещенным в приложении IZI.travel.

Кураторы выставки:

Клэр Бернарди, куратор-хранитель Музея Орсэ

Сурия Садекова, заведующая отделом образовательно-выставочных проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина

www.museum.ru/N67573
Ваше мнение »»

»»Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
Адрес:город Москва, ул. Волхонка, 12
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая", "Библиотека им. Ленина"
Телефоны:(495) 697-95-78, 609-95-20
URL:pushkinmuseum.art/
EMail:finearts@arts-museum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 20.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru