МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Модернизм без манифеста. Часть 1. Собрание Романа Бабичева

c 27 сентября по 20 ноябряМосква
Представление личных коллекций в музейном пространстве — частое явление для мировых культурных институций, и, в том числе, для ММОМА. С истории частных собраний в России началась и история крупнейших музеев. На протяжении нескольких веков личные коллекции закладывали базис музейных фондов, а входившие в них работы составляют сегодня немаловажную часть национального культурного наследия. Собрание Романа Бабичева, формировавшееся на протяжении последних 25-ти лет и насчитывающее порядка 4 000 объектов отечественного искусства XX века, поистине уникально. Произведения из коллекции многократно экспонировались на выставках ведущих музеев России и послужили материалом для обширного искусствоведческого исследования. Результаты аналитической работы кураторской группы легли в основу 5-ти томного издания и выставочного проекта «Модернизм без манифеста». Впечатляющий объем художественного архива не позволил ограничиться одной экспозицией. Первая часть проекта, открывающаяся 27 сентября в ММОМА на ПЕТРОВКЕ 25, заявит тему исследования и представит ее широкий обзор. Вторая часть будет открыта следом, 28 ноября, и продемонстрирует зрителям одно из самых интересных и пока недостаточно известное широкому кругу явление искусства исследуемого периода — Ленинградскую школу 1920–1950-х.

Авторы исследования называют свой взгляд на советское искусство «взглядом из символистской перспективы» и вступают в диалог с «Энциклопедией русского авангарда» — крупнейшим проектом последних лет, легшим в основу трехтомного издания под редакцией Андрея Сарабьянова и Василия Ракитина. Кураторы задаются вопросом о том, нужно ли современному искусствознанию однозначное разделение советского архива на «авангард» и «арьергард», и где и почему пролегает граница между этими понятиями. Первая выставка проекта представит более 250 предметов отечественного искусства: живопись, скульптуру, станковую и архитектурную графику, эскизы театральных декораций — как известных мастеров (Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский, Александр Осмеркин, Надежда Удальцова и многих других), так и «невидимых» после 1932 года художников, пожертвовавших связью со зрителем ради формальных и пластических экспериментов. Экспозиция покажет разнообразие советских модернизмов, преемственность между отдельными точками в истории российской культуры и проследит ряд сквозных тенденций, восходящих к началу столетия. Кураторские тексты, сопровождающие каждый из 14 блоков выставки, погружают нас внутрь проведенной аналитической работы и раскрывают исторический контекст рассматриваемого явления, показывая его связь с художественными поисками предыдущих поколений и тот импульс, который он дал следующим.

Начиная отсчет модернизма в России с символистов и мастеров Союза русских художников, экспозиция выстраивает сразу несколько параллельных линий преемственности и раскрывает динамику и внутренние процессы тех периодов советского искусства, которые принято считать наиболее консервативными. Кураторы фокусируются на формальных поисках постреволюционных художников: от выпускников ВХУТЕМАСа, среди которых — Георгий Рублев, Леонид Хорошкевич, Александр Лабас, Юрий Пименов и другие, до мастеров «Сурового стиля» и представителей «неофициального» искусства. Продолжая логику формирования коллекции, выставка проявляет малоизученные пласты советского искусства: живопись основателя ленинградской школы книжной графики Владимира Лебедева, акварельные исследования цвета и формы Федора Платова. Живописные работы, основной материал, на котором авторы выстраивают свое повествование, дополнены скульптурой, включающей работы символистов Анны Голубкиной, Александра Матвеева и Сергея Коненкова, футуристический портрет Брюсова Нины Нисс-Гольдман и архитектонические композиции Меера Айзенштадта. Отдельная часть выставки будет отведена станковой и прикладной графике, где вплоть до 1960-х годов развивались многие находки довоенного модернизма. В этом разделе среди прочих будут показаны работы Антонины Софроновой, Бориса Голополосова, Дмитрия Митрохина. Другой самостоятельный блок экспозиции будет посвящен работам в жанре архитектурной графики, где привлечь внимание зрителя смогут вариации «бумажной архитектуры» проекта Дворца Советов Бориса Иофана.

К открытию первой части проекта «Модернизм без манифеста» приурочен выход первой из пяти книг о коллекции Романа Бабичева. В рамках выставки готовится образовательная и экскурсионная программа, а также будет запущен аудио-гид.

***

Кураторская группа

Роман Бабичев — коллекционер отечественного искусства XX века. Работы из собрания участвовали в выставочных проектах Государственной Третьяковской Галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Государственного Русского Музея, МВО «Манеж» и др.

Надежда Плунгян — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, критик, куратор. Автор монографии «Группа „13“ в контексте художественной жизни конца 1920-х — середины 1950-х годов», автор-составитель ряда изданий о советском искусстве 1930–1950-х гг. Куратор выставок-исследований о проблемах советского и современного искусства.

Ольга Давыдова — кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств, член Ассоциации искусствоведов России и Международной ассоциации художественных критиков (AICA). Специализируется в области изучения изобразительного искусства XIX–XXI веков. Автор книг и альбомов о модерне и современном искусстве.

Валентин Дьяконов — кандидат культурологии, историк искусства, куратор, критик. Автор монографии «Московская художественная культура 1950–1960-х гг.: возникновение неофициального искусства» и ряда просветительских инициатив и новаторских кураторских проектов в области современного и советского искусства. Колумнист газеты «Коммерсантъ».

Александра Селиванова — кандидат архитектуры, старший научный сотрудник Музея Москвы, куратор Галереи «На Шаболовке» и Центра авангарда, старший научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства. Историк советской архитектуры, куратор более 50 выставочных проектов, автор статей по истории архитектуры, градостроительства и искусства первой половины ХХ века. Автор книжной серии «Незамеченный авангард».

Мария Силина — кандидат искусствоведения, научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств при Российской академии художеств, автор монографии «История и идеология: монументально-декоративный рельеф 1920-1930 годов в СССР». Ассоциированный профессор факультета истории искусств Университета Квебека в Монреале (Канада).

ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 27 СЕНТЯБРЯ — 20 НОЯБРЯ, 2017

АДРЕС: ММОМА ПЕТРОВКА, 25

ЧАСТЬ 2: 28 ноября, 2017 — 14 января, 2018

www.museum.ru/N67539
Ваше мнение »»

»»Московский музей современного искусства
Адрес:город Москва, ул. Петровка, д. 25
Проезд:Здание на ул. Петровка, д. 25: ст. м. "Пушкинская". Здание в Ермолаевском пер. д. 17: ст. м. "Маяковская". Галерея "Зураб" Тверской бул., д.9: м. Пушкинская
Телефоны:(495) 694-2890, 231-4408
URL:www.mmoma.ru
EMail:pr@mmoma.ru, info@mmoma.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 17.10.2017
 x    ?  

Проектная лаборатория «Сделано в музее» грантовой программы «Музеи Русского Севера»

Школа наследия: семинар "Культурный ландшафт Русского Севера" и лекция "Белый кречет храма"

Конференция, посвященная 100-летию революции 1917 года, в Смоленском музее-заповеднике

XVI научные краеведческие Тихомировские чтения в Ярославле

Онлайн-курс «Ислам: история, культура, практика»

III международная конференция «Современные проблемы биологической эволюции» в Дарвиновском музее

Круглый стол, посвященный 200-летию со дня рождения герцога М. Лейхтенбергского

Конференция "Судьбы и карьеры художников ХХ-ХХI веков" (к 100-летию Октябрьской революции)

XI Евсеевские чтения в Национальном музее Республики Марий Эл им. Т. Евсеева

Конференция "Музей в культурном пространстве исторического города" в Угличе

Открыт прием заявок на Всероссийский конкурс для учреждений культуры

Конференция "Мурановские чтения-2017" (зима) в Музее-заповеднике "Усадьба "Мураново"

Департамент культуры Москвы запускает проект по бесплатному посещению школьниками музеев

Конференция «Литература одного дома»

Профессиональная стажировка для сотрудников музеев исторического профиля

Научные чтения памяти В.М. Василенко в Музее декоративно-прикладного и народного искусства

XLII Международные чтения "Достоевский и мировая культура"

Всероссийская научно-практическая конференция «Сибирь литературная. ХVIII-ХХI века»

Конференция "Неформальный подход к формальному образованию: место музеев в реформе образования"

«Лев Толстой и революция». Толстовские чтения – 2017

Конференция «Информационное обслуживание в век электронных коммуникаций — 2017»

7-я практическая конференция «Музей в XXI веке»

XVI Санкт-Петербургские этнографические чтения к 100-летию Революции 1917 года в России

Всероссийская научно-практическая конференция "Русская усадьба: мир, миф и миг действительности"

Ежегодная научная конференция «Наука в вузовском музее». Информационное письмо № 1

Выставка творчества "Арт-Красноярск-2017"

Международный музейный форум к 180-летию Архангельского краеведческого музея

XХIII Царскосельская научная конференция «Модерн в России. Накануне перемен»

Научная конференция "Академия художеств в прошлом и настоящем" в Музее академии художеств

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru