МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Волшебство узора на выставке в Музее-усадьбе «Архангельское»

c 21 июля 2017 по 25 января 2018Московская область
Музей-усадьба «Архангельское» и московские коллекционеры Оксана Григорьева и Константин Журомский дарят зрителям уникальную возможность познакомиться с западноевропейскими рисунками для вышивания XIX века и выполненными по ним декоративными вышивками.

Комплекс вещей Музея-усадьбы «Архангельское» представлен рисунками для вышивания из бывшей усадьбы князей Голицыных в Николо-Урюпине, мебелью и бытовыми предметами с образцами бисерного шитья.

Коллекция О.В. Григорьевой собиралась в течение нескольких лет. Кроме разнообразных схем и декоративных предметов XIX века, в отдельном зале демонстрируются вышивки, выполненные коллекционером по историческим образцам и рисункам, которые экспонируются на выставке.

Вышивание шелком, шерстью или бисером было неотъемлемой частью бытовой культуры русской дворянской усадьбы XIX столетия. Как и во многих других странах, в России девочек обучали рукоделию с детства. Вышивание считалось одним из немногих подобающих видов деятельности для дам и при императорском дворе. Искусство вышивания в России в XIX веке развивалось в общеевропейском русле. При выборе сюжетов и мотивов для рукоделия часто прибегали к готовым образцам.

Представленные на выставке рисунки в зарубежной историографии принято называть “Berlin Woolwork Рatterns”, т.е. «образцы для берлинской вышивки шерстью». Такое название они получили по месту их массового производства – Берлину – и самой распространенной форме их применения – модной, начиная со второй трети XIX века, вышивке шерстью по канве в технике счетного креста, полукреста, гобеленового шва. Их применяли и для вязания спицами и крючком, вышивания шелком, бисером. В России такие образцы назывались «канвовыми узорами», «канвовыми рисунками» или «узорами для шитья по канве».

Принято считать, что первые рисунки для «берлинской вышивки» были изданы в 1804–1805 годы А. Филипсоном. Изготавливались они в технике офорта и раскрашивались вручную в соответствии с условными символами, которыми обозначались все цвета и оттенки. Впоследствии трудоемкий процесс упростили, перейдя к раскрашиванию по шаблону, а затем и к типографским способам печати. Период расцвета «берлинской вышивки» пришелся на 1830–1870 годы. Основными центрами производства схем являлись Берлин и Вена. Крупнейшим берлинским издательством было издательство Людвига Вильгельма Виттиха (1809–1869), венским – издательство Генриха Фридриха Мюллера (1810–1848). Россия всегда была одним из крупнейших импортеров этих образцов.

Сюжеты рисунков для «берлинской вышивки» были самыми разнообразными. На ранних образцах часто встречаются аллегорические сцены, герои античных мифов, сценки в духе «шинуазри», эмблемы любви и дружбы: храмы, обелиски, урны, амуры, романтические руины... Им на смену пришли турки, арабы, охотничьи и жанровые сцены, представители разных регионов Европы в национальных костюмах. Жители Российской империи также не были обделены вниманием вышивальщиц: так называемые «русские типы» много раз повторялись в изделиях рукодельниц. Издатели рисунков для вышивания чутко реагировали на любые изменения модных тенденций, но самым распространенным мотивом «берлинской вышивки» были цветочные композиции: венки, букеты, гирлянды. Некоторые из них содержат цветочные шифры – акрограммы (имя или слово, составленное из первых букв названий изображенных цветов). Издатели образцов для вышивания охотно переводили в схемы картины художников XIX века, популярные гравюры и книжные иллюстрации.

По рисункам для «берлинской вышивки» рукодельницы XIX века во всех уголках земного шара создавали многочисленные кошельки, сумочки, шкатулки, подушки и т.д. Массовое увлечение этим видом рукоделия в литературе конца XIX–начала XX веков называли «сумасшествием». Несмотря на массовое производство, рисунки для вышивания берегли, передавали по наследству и активно использовали. Многие из них имеют следы укрепления основы, реставрации самыми разными способами. Именно это трогательное стремление сохранить в быту и передать по наследству доказывает, насколько высоко во все времена ценили вышивальщицы эти хрупкие образцы схем.

www.museum.ru/N67165
Ваше мнение »»

»»Государственный музей-усадьба "Архангельское"
Адрес:Московская область, Красногорский р-н, п. Архангельское
Проезд:См. здесь
Телефоны:(498) 653-86-60, (495) 363-13-75
URL:www.arhangelskoe.su/
EMail:info.arkhangel@gmail.com


Смотрите также:
    · афишу: музея, , региона
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 18.10.2017
 x    ?  

Проектная лаборатория «Сделано в музее» грантовой программы «Музеи Русского Севера»

Школа наследия: семинар "Культурный ландшафт Русского Севера" и лекция "Белый кречет храма"

Конференция, посвященная 100-летию революции 1917 года, в Смоленском музее-заповеднике

XVI научные краеведческие Тихомировские чтения в Ярославле

Онлайн-курс «Ислам: история, культура, практика»

III международная конференция «Современные проблемы биологической эволюции» в Дарвиновском музее

Круглый стол, посвященный 200-летию со дня рождения герцога М. Лейхтенбергского

Конференция "Судьбы и карьеры художников ХХ-ХХI веков" (к 100-летию Октябрьской революции)

XI Евсеевские чтения в Национальном музее Республики Марий Эл им. Т. Евсеева

Конференция "Музей в культурном пространстве исторического города" в Угличе

Открыт прием заявок на Всероссийский конкурс для учреждений культуры

Конференция "Мурановские чтения-2017" (зима) в Музее-заповеднике "Усадьба "Мураново"

Департамент культуры Москвы запускает проект по бесплатному посещению школьниками музеев

Конференция «Литература одного дома»

Профессиональная стажировка для сотрудников музеев исторического профиля

Научные чтения памяти В.М. Василенко в Музее декоративно-прикладного и народного искусства

XLII Международные чтения "Достоевский и мировая культура"

Всероссийская научно-практическая конференция «Сибирь литературная. ХVIII-ХХI века»

Конференция "Неформальный подход к формальному образованию: место музеев в реформе образования"

«Лев Толстой и революция». Толстовские чтения – 2017

Конференция «Информационное обслуживание в век электронных коммуникаций — 2017»

7-я практическая конференция «Музей в XXI веке»

XVI Санкт-Петербургские этнографические чтения к 100-летию Революции 1917 года в России

Всероссийская научно-практическая конференция "Русская усадьба: мир, миф и миг действительности"

Ежегодная научная конференция «Наука в вузовском музее». Информационное письмо № 1

Выставка творчества "Арт-Красноярск-2017"

Международный музейный форум к 180-летию Архангельского краеведческого музея

XХIII Царскосельская научная конференция «Модерн в России. Накануне перемен»

Научная конференция "Академия художеств в прошлом и настоящем" в Музее академии художеств

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru