МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка "Морская симфония Ивана Айвазовского"

c 15 июня по 1 октябряСанкт-Петербург
В выставочном комплексе Центрального военно-морского музея открыта выставка "Морская симфония Ивана Айвазовского".

На выставке, посвященной 200-летию со дня рождения Ивана Константино­вича Айвазовского, представлены работы, которые знакомят зрителя лишь с небольшой частью значительного наследия мастера. Однако произведения раскрывают весь диапазон творчества, охватывают период, начиная с Айва­зовского академиста и заканчивая годом его 80-летия.

В собрании произведений изобразительного искусства Центрального воен­но-морского музея хранится более 20 живописных работ мариниста. К началу творческого пути художника относится портрет вице-адмирала М.П. Лазаре­ва, созданный в 1839 году, когда молодой академист Ованес Гайвазян при­нимал участие в Кавказской экспедиции генерала Н.Н. Раевского. На портрете Лазарев изображен в полный рост на палубе корабля «Силистрия». При ма­лом размере произведения портрет написан по законам парадного портрета и передает значительность личности адмирала. Два полотна с изображением приморских городов - «Кронштадтский рейд. Форт «Император Александр I» и «Свеаборг» - первые работы, которые Айвазовский исполнил в 1844 году как заказ императора Николая I, сразу после возвращения из пенсионерской поездки по Европе.

В зале представлены полотна исторического и батального жанров, о жизни и быте моряков в мирное время. «Бой парохода “Веста” с турецким броненосцем “Фетхи-Буленд”», «Захват пароходом “Россия” турецкого транспорта “Мерсина”» — картины, написанные чрезвычайно быстро в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов. На склоне лет Айвазовский часто обращался к воспоминани­ям о счастливых годах молодости. Из-под кисти мастера выходят произведе­ния, напоминавшие о былом величии русского парусного флота и государе Николае I, такие как «Маневры Черноморского флота» (1886), «Эскадра Чер­номорского флота перед входом на Севастопольский рейд» (1895).

Маринист не раз бывал на Балтийском, Черном и Средиземном морях, пере­секал Атлантический океан. Наблюдал восходы и закаты, штормы и штили, лунные ночи и ясные дни, — они и стали излюбленными мотивами, из кото­рых складывалась морская симфония живописца. Все творчество художника пронизано музыкой и поэзией. Айвазовский сам играл на музыкальных ин­струментах, и может от того, его картины, особенно с изображением лунных ночей, ассоциируются с ноктюрнами, любимыми произведениями композиторов-романтиков. Полотно «Лунная ночь», с изображением Константинополя (Стамбула), раскрывает неповторимую индивидуальность мастера «лунных дорожек». Многочисленные мечети и минареты, купольный храм Айя-София, пряный запах базара, восточные наряды привлекали, по признанию Айвазов­ского, больше, чем итальянские города.

Он более всего любил изображать красоту и мощь бури, штормы. Количество картин на эту тему превышает 4000. Сюжет произведения «Крушение кора­бля “Ингерманланд” в Скагерраке» (1860-е) основан на реальном событии, которое произошло в августе 1842 года у норвежского побережья. Линейный корабль «Ингерманланд» в штормовую погоду налетел на подводные камни. Трагически погибли 389 человек. Айвазовский изобразил один из наиболее драматических моментов катастрофы. «Кораблекрушение у Афонской горы» относится к вымышленным произведениям, рождавшимся в фантазиях ху­дожника в его мастерской. В картинах такого плана художник соединял ро­мантические черты с реалистическим видением, в них трагедия сочетается с надеждой, человек — со стихией.

Привлекали художника библейские и евангельские сюжеты. На выставке представлена работа «Гибель корабля “Лефорт”», по замыслу художника и заказчика (морских офицеров Кронштадта) ее предполагалось поместить в кронштадтскую часовню. Образ затонувшего в 1857 году на Балтике корабля звучал бы как реквием всем погибшим на водах. Но Александр II повелел по­весить ее «как картину» в Кронштадтском Морском собрании.

И.К. Айвазовский в 1852 году создал несколько картин небольшого форма­та (28 х 38,5 см). Произведения запечатлели моменты посещения Севасто­поля Николаем I незадолго до начала Крымской войны. Вместе с императо­ром и великими князьями на пароходофрегате «Владимир» присутствовал и художник. Санкт-петербургский издатель А.М. Прево напечатал с картин литографии. На выставке представлены листы этой серии, подаренные в 1962 году Центральному военно-морскому музею бывшим русским офицером, капитаном 1 ранга П. Келлером. Несколько полотен этой серии были утраче­ны в годы Великой Отечественной войны. Только литографии сохранили нам представление о них.

Впервые в Санкт-Петербурге представлены графические работы из Го­сударственного музея-заповедника «Петергоф». Четырнадцать рисунков И.К. Айвазовского с изображением портовых городов Николаева и Севасто­поля исполнены в 1845-1846 годах. Графическая серия предшествовала ис­полнению императорского заказа, полученного Айвазовским, по составле­нию видов черноморских портов. Художник был прикомандирован к свите императора Николая I, и «ему было повелено сопутствовать Государю Импе­ратору при морских маневрах и смотре флота в Черном море для составления картин», параллельно с живописными полотнами возникали натурные гра­фические листы. Помимо документальной тщательности их отличает вирту­озность исполнения. Используя только рисунок графитным карандашом, не прибегая к светотени, Айвазовский достиг тончайших переходов эффектов в передаче объема и глубины.

Выставка «Морская симфония Ивана Айвазовского» предлагает зрителю еще раз встретиться с полотнами мастера, окунуться в стихии воды и неба и задуматься над феноменом творчества художника, который почти 200 лет остается одним из наиболее востребованных и любимых в мире.

www.museum.ru/N66846
Ваше мнение »»

»»Центральный военно-морской музей Министерства обороны РФ
Адрес:город Санкт-Петербург, ул. Большая Морская, д. 69а
Проезд:От ст. м. "Гостиный двор", "Невский проспект", "Адмиралтейская" наземным транспортом до ост. "Площадь Труда"
Телефоны:(812) 303-85-13 (экс. бюро)
URL:www.navalmuseum.ru/
EMail:info@navalmuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 17.12.2017
 x    ?  

Гиды дополненной реальности для экспозиций. Презентация в Русском музее

Воркшоп «Авторская фотокнига: от идеи до переплета»

Открыт прием заявок на участие в Cultural Skills Academy

Научно-практическая конференция сотрудников Пушкинского Заповедника

В Москве будут объявлены победители 11-ой Премии Кандинского

Бронзовую скульптуру А.В. Суворова отсняли в 3D

Конкурс для молодых художников «Мастерская «Сверчок»

Конкурс на присуждение XIII Национальной премии "Культурное наследие"

Презентация Национального портала «Театральные музеи России»

Новый сезон образовательной программы ВДНХ

Заявление Союза музеев России для средств массовой информации

Курс повышения квалификации "Музейные фонды: формирование, учет, хранение, использование"

Конференция «Революция и Космос в русской литературе, искусстве и философской мысли XX века»

II конференция "Русский Север-2018. Опыт изучения и сохранения историко-культурного наследия", Тотьма

XVI Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Санкт-Петербурге

Онлайн-курс «Ислам: история, культура, практика»

Департамент культуры Москвы запускает проект по бесплатному посещению школьниками музеев

7-я практическая конференция «Музей в XXI веке»

XVI Санкт-Петербургские этнографические чтения к 100-летию Революции 1917 года в России

Международный музейный форум к 180-летию Архангельского краеведческого музея

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru