МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка «“Времен минувших небылицы…”: “Руслан и Людмила”. Сказка для взрослых»

c 6 июня по 6 октябряСанкт-Петербург
Выставка стала частью фестиваля «ПушкинFest», который проходит на всех площадках музея и дает возможность по-новому взглянуть на творческое наследие великого поэта.

Всероссийский музей А. С. Пушкина обладает уникальной коллекцией иллюстраций к сказкам Пушкина и эскизов к театральным постановкам по его произведениям.

Истории создания и издания пушкинской поэмы посвящен первый раздел выставки, где можно увидеть портреты современников поэта — В. А. Жуковского, А. Н. Тургенева, Н. М. Карамзина, П. А. Вяземского, А. А. Шаховского. Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, изображен рядом со своим любимым псом Русланом. Разнообразные книжные издания и журналы представляют круг чтения Пушкина: от классиков иностранной литературы — Вольтера, Ариосто, Макферсона, Лафонтена до произведений соотечественников — Карамзина, Жуковского, Батюшкова и других.

«Автору было двадцать лет от роду, когда кончил он “Руслана и Людмилу”. Он начал свою поэму, будучи еще воспитанником Царскосельского Лицея, и продолжал ее среди самой рассеянной жизни. Этим до некоторой степени можно извинить ее недостатки», — писал Пушкин в 1828 году в предисловии ко второму изданию поэмы. Отрывки из «Руслана и Людмилы» публиковались в журнале «Сын Отечества» весной 1820 года; летом того же года она вышла отдельным изданием. Это был первый публичный успех — и первая, подчас несправедливая, публичная критика. Недоброжелатели упрекали молодого поэта в «смешении жанров» и «невыдержанности стиля».

Лирический эпилог поэмы («Так, мира житель равнодушный…») был написан Пушкиным позже, во время путешествия по Кавказу. И интонация, и идейное содержание эпилога резко отличаются от шутливо-беззаботного тона поэмы.

В 1828 году вышло второе издание «Руслана и Людмилы». Текст поэмы был существенно переработан: Пушкин значительно исправил стиль, убрал ряд мелких «лирических отступлений», сократил и смягчил некоторые эротические сцены. Теперь поэму открывал пролог «У лукоморья дуб зеленый…»: в нем «Руслана и Людмилу» Пушкин представил читателям как одну из сказок, рассказанных ученым котом.

Следуя за поэтическим вдохновением Пушкина, мы начинаем знакомство с сюжетом поэмы с иллюстрации И. Н. Крамского к прологу, где рядом с «котом ученым» художник изобразил самого поэта. Здесь лес с лешим и русалкой, избушка на курьих ножках, выходящие из морских вод витязи, колдун, несущий по воздуху богатыря, царевна в темнице, Баба Яга в ступе, Кащей со своими сокровищами… Каждый фрагмент этого «раздробленного» фантастического мира может быть развернут в самостоятельную сказочную историю.

Центральное место по праву занимают иллюстрации к поэме замечательных русских художников XIX–XX веков. Среди них шедевры И. Я. Билибина, К. А. Коровина, Б. М. Кустодиева, С. В. Малютина и К. А. Сомова.

Среди петербургской «рассеянной жизни» и всех ее «очарований» театр был наиболее сильным впечатлением для молодого поэта. Совершенное искусство Екатерины Семеновой, блистательная воздушность танца Авдотьи Истоминой, успехи юной Александры Колосовой, красота Елены Сосницкой пробуждали в нем вдохновенные строки. На полях черновиков «Руслана и Людмилы» — многочисленные рисунки: ножка в балетной туфельке, фигурка танцующей балерины, головки «богинь» театральных подмостков.

Неизменная пушкинская ирония переводила повествование в регистр праздничного (несмотря на подчас трагические перипетии) действия, карнавала, театра. Поэму «Руслан и Людмила» называли «поэмой-балетом» и «поэмой-оперой» еще до того, как по ее мотивам были поставлены балеты Ш. Дидло и А. П. Глушковского, опера М. И. Глинки. На выставке показано наиболее блистательное театральное и кинематографическое воплощение поэмы в XIX–XX веках. Живописные эскизы театральных декораций, созданные художником Императорских театров А. А. Роллером, погружают зрителя в волшебный мир пушкинских фантазий. Интересна ироничная графика театрального художника и архитектора В. А. Гартмана. Мастерски исполнены акварели Е. П. Пономарева. Подробнейшие эскизы театральных костюмов А. М. Горностаева заставляют вспомнить о былинных истоках поэмы.

Музыка Глинки к опере «Руслан и Людмила» — прославленная «Увертюра» и «Марш Черномора» внесут незабываемый аккорд в гамму впечатлений. Они прозвучат в видеоколлаже, составленном из фрагментов художественных фильмов разных лет. Это двухсерийный фильм Александра Птушко «Руслан и Людмила» (Мосфильм, 1972), а также менее известные, но не менее зрелищные фильмы режиссеров Владислава Старевича (1915) и В. Невежина и И. Никитченко (1938). Последний снят на черно-белой пленке и стилизован под немое кино: герои на экране лишь изображают все то, о чем говорит закадровый голос.

В экспозиции — фотопортреты знаменитых певцов в образах героев оперы М. И. Глинки: Н. И. Забела-Врубель (1904–1911 гг.) и А. В. Нежданова (1911) в роли Людмилы; С. Г. Власов и И. А. Мельников (1871) в роли Руслана (1906); А. П. Крутикова (1886) и Т. И. Синявская в роли Ратмира (1979); Ф. И. Стравинский и Ф. И. Шаляпин в роли Фарлафа (1917 (?)).

Кажется, давно бы пора поэме Пушкина перейти в разряд «детского чтения», но она не перестает удивлять читателей всех возрастов своими новыми и весьма неожиданными гранями. Именно в этом разнообразии и неувядающей новизне впечатлений, по мнению авторов выставки, и состоит ценность «Руслана и Людмилы» — ироничной литературной сказки для взрослых.

Зеленый зал Всероссийского музея А. С. Пушкина, наб. реки Мойки, 12

www.museum.ru/N66815
Ваше мнение »»

»»Всероссийский музей А.С. Пушкина
Адрес:город Санкт-Петербург, набережная реки Мойки, д. 12
Проезд:Ст. м. "Невский проспект" и "Адмиралтейская", любой вид транспорта по Невскому проспекту до Б. Конюшенной ул. или Дворцовой пл.
Телефоны:(812) 571-38-01
URL:www.museumpushkin.ru
EMail:vmp@museumpushkin.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 15.12.2017
 x    ?  

Гиды дополненной реальности для экспозиций. Презентация в Русском музее

Воркшоп «Авторская фотокнига: от идеи до переплета»

Открыт прием заявок на участие в Cultural Skills Academy

Научно-практическая конференция сотрудников Пушкинского Заповедника

В Москве будут объявлены победители 11-ой Премии Кандинского

Бронзовую скульптуру А.В. Суворова отсняли в 3D

Конкурс для молодых художников «Мастерская «Сверчок»

Конкурс на присуждение XIII Национальной премии "Культурное наследие"

Презентация Национального портала «Театральные музеи России»

Новый сезон образовательной программы ВДНХ

Заявление Союза музеев России для средств массовой информации

Курс повышения квалификации "Музейные фонды: формирование, учет, хранение, использование"

Конференция «Революция и Космос в русской литературе, искусстве и философской мысли XX века»

II конференция "Русский Север-2018. Опыт изучения и сохранения историко-культурного наследия", Тотьма

XVI Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Санкт-Петербурге

Онлайн-курс «Ислам: история, культура, практика»

Департамент культуры Москвы запускает проект по бесплатному посещению школьниками музеев

7-я практическая конференция «Музей в XXI веке»

XVI Санкт-Петербургские этнографические чтения к 100-летию Революции 1917 года в России

Международный музейный форум к 180-летию Архангельского краеведческого музея

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru