МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

«Война и мiръ моей жизни». К 95-летию со дня рождения художника А.В. Николаева (1922–2013)

c 9 июня по 8 октябряМосква
Толстовский центр на Пятницкой-12

Выставка из фондов ГМТ посвящена жизни и творчеству выдающегося художника XX века Андрея Владимировича Николаева, которого связывала многолетняя дружба с Государственным музеем Л.Н. Толстого в Москве. С 1953 г. основной темой творчества Николаева стал роман «Война и мир». По признанию художника, это произведение было «заглавной книгой» всей его жизни.

Тридцать лет отдал он кропотливому труду над иллюстрациями к роману. Эта работа стала вершиной его творчества и лучшим иллюстрированием романа Л.Н. Толстого в стране и мире. Художнику удалось переложить партитуру чувств и размышлений героев романа и самого писателя на язык ярких иллюстраций и живописи, визуальных, звуковых, мыслительных ассоциаций.

Большой успех не случаен. Наряду с изучением художественной манеры Толстого мастер глубоко обдумывал содержание и философию великого произведения на протяжении всей своей жизни. Николаев открывал для себя всё новые и новые тайны творчества Л.Н. Толстого.

Двадцатилетним молодым человеком со студенческой скамьи А.В. Николаев попал на фронт, стал военным разведчиком, принял участие в боевых операциях. С боевыми наградами, в звании старшего лейтенанта, он вернулся в Москву.

В 1947 г. поступил во ВГИК на художественный факультет и закончил его с отличием. Ещё студентом, на последнем курсе он начинает работу над иллюстрациями к роману «Война и мир».

На выставке ГМТ представлены работы А.В. Николаева, позволяющие проследить все этапы создания нескольких серий уникальных иллюстраций за 30 лет, начиная с карандашных набросков 1953 г., «матиссовской» серии 60-х годов и оригинальных серий графических чёрно-белых рисунков, выполненных в лучших традициях графики А.Н. Бенуа и Е.Е. Лансере 70-80-х годов.

В своей работе Николаев стремился творить по законам эстетической красоты и гармонии. Он добивался успеха путём особого расположения красок, цвета и света, теней в пространстве, что не удавалось многочисленным иллюстраторам романа – как отечественным, так и зарубежным. Развивая и дополняя цветовые и красочные ощущения Толстого в передаче чувств и настроений героев, художник создал неповторимую художественную «Толстовскую Вселенную» бессмертного романа. В этих работах органично слияние цвета и смысла. Цвет для художника — состояние души, умонастроение персонажей. Следуя заветам гениального писателя, Николаев пытался и во многом сумел «поймать эмоции», воплотить их в зрительные образы.

В 60-е годы А.В. Николаев создаёт иллюстрации к роману «в духе Матисса». Он не копирует манеру знаменитого экспрессиониста, но использует его творчество как отправную точку в решении поставленной проблемы влияния цвета на эмоции человека — «индивидуальный подсознательный уровень». Художник подошёл к воплощению этой идеи чисто эмпирически, эмоционально найдя необходимое решение. Например, «Салон Анны Павловны Шерер» выполнен в цвете тусклых зелёно-серых оттенков, и на их фоне — яркое белое пятно: князь Андрей в кавалерийском мундире.

«Первый бал Наташи Ростовой» в розовом, белом, красном цвете создаёт романтический тон сцены. Рисунок «Гренадёры на Бородинском поле» выполнен в чёткой цветовой гамме: кроваво-красные воротники, чёрные мундиры и кивера, синее небо, белые клубы пушечного дыма. Эту серию рисунков невозможно смотреть без эмоционального подъёма. Зритель словно погружается в атмосферу удивительного фантастического мира. Но художник не остановился на достигнутом. Он идёт дальше по пути замысла Толстого. На смену «матиссовской» серии возникает так называемый «кинематографический вариант» (сказываются годы учебы во ВГИКе), в котором художник раздвигает «перспективу изобразительного ряда рисунков и связывает их между собой непрерывной сюжетной линией».

Каждый тематический узел романа соединён «со сложной экспликацией иллюстраций». Для воплощения всей композиции Николаев выбрал многообразное цветовое решение, но, к сожалению, иллюстрации по техническим причинам невозможно было напечатать. И тогда он заново выполнил работу в чёрно-белом варианте. В 1970 г. Гослитиздат выпустил двухтомник «Войны и мира» с этими уникальными иллюстрациями. На выставке представлена большая часть этой серии.

Эта выставка — дань уважения памяти выдающегося русского художника XX-XXI веков.

Впервые экспонируются иллюстрации к роману «Анна Каренина» из незавершённой серии 70-х годов.

Государственный музей Л.Н. Толстого обладает самой большой коллекцией работ А.В. Николаева, переданных самим художником, а также иллюстраций и рисунков, поступивших после его смерти из частных коллекций.

Материалы из малоизвестного наследия художника предоставлены на выставку А.И. Верстовым. Это портреты Николаева и его жены Анны Николаевны, написанные в 2007 г. Верстовым, личные вещи Николаева — иконы, альбомы, фотографии, кисти, книжная графика к произведениям русских и советских авторов 70-80 гг. Особый раздел — портреты выдающихся исторических деятелей России XIX-XX вв., выполненные Николаевым.

Изобразительный ряд выставки сопровождается цитатами из неопубликованных дневников и воспоминаний А.В. Николаева. Это позволяет по-новому оценить роман как неисчерпаемое наследие Толстого, увидеть с неожиданного ракурса самого художника-иллюстратора, понять его замыслы и открытия и достойно оценить его огромный вклад в историю отечественной иллюстрации.

Государственный музей Л.Н. Толстого приносит искреннюю благодарность А.И. Верстову за деятельное участие в выставке и предоставление материалов из его коллекции.

www.museum.ru/N66647
Ваше мнение »»

»»Государственный музей Л.Н. Толстого
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, 11/8
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", тролл. №№ 5, 15 до ост. "Дом Ученых"
Телефоны:(495) 637-74-10
URL:tolstoymuseum.ru
EMail:info@tolstoymuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 17.10.2017
 x    ?  

Проектная лаборатория «Сделано в музее» грантовой программы «Музеи Русского Севера»

Школа наследия: семинар "Культурный ландшафт Русского Севера" и лекция "Белый кречет храма"

Презентация книги "Я поведу тебя в музей" во Всероссийском музее А.С. Пушкина (С.-Петербург)

Конференция, посвященная 100-летию революции 1917 года, в Смоленском музее-заповеднике

XVI научные краеведческие Тихомировские чтения в Ярославле

В Чувашском национальном музее прошли XVI Петровские чтения

Онлайн-курс «Ислам: история, культура, практика»

Новгородских берестяных грамот теперь больше одиннадцати сотен

Международная научно-общественная конференция «Мы любовью Родины богаты»

III международная конференция «Современные проблемы биологической эволюции» в Дарвиновском музее

Круглый стол, посвященный 200-летию со дня рождения герцога М. Лейхтенбергского

Конференция "Судьбы и карьеры художников ХХ-ХХI веков" (к 100-летию Октябрьской революции)

XI Евсеевские чтения в Национальном музее Республики Марий Эл им. Т. Евсеева

Андрей Головнёв: «Старая Кунсткамера и новейший Музей антропологии и этнографии вполне гармоничны!»

Конференция "Музей в культурном пространстве исторического города" в Угличе

Открыт прием заявок на Всероссийский конкурс для учреждений культуры

Конференция "Мурановские чтения-2017" (зима) в Музее-заповеднике "Усадьба "Мураново"

Департамент культуры Москвы запускает проект по бесплатному посещению школьниками музеев

Конференция «Литература одного дома»

Профессиональная стажировка для сотрудников музеев исторического профиля

Научные чтения памяти В.М. Василенко в Музее декоративно-прикладного и народного искусства

XLII Международные чтения "Достоевский и мировая культура"

Всероссийская научно-практическая конференция «Сибирь литературная. ХVIII-ХХI века»

Конференция "Неформальный подход к формальному образованию: место музеев в реформе образования"

«Лев Толстой и революция». Толстовские чтения – 2017

Конференция "Правда жизни - правда искусства" в НИИ теории и истории изобразительных искусств

Конференция «Информационное обслуживание в век электронных коммуникаций — 2017»

7-я практическая конференция «Музей в XXI веке»

XVI Санкт-Петербургские этнографические чтения к 100-летию Революции 1917 года в России

Зарегистрировано новое название Государственного литературного музея

Всероссийская научно-практическая конференция "Русская усадьба: мир, миф и миг действительности"

Ежегодная научная конференция «Наука в вузовском музее». Информационное письмо № 1

Выставка творчества "Арт-Красноярск-2017"

Международный музейный форум к 180-летию Архангельского краеведческого музея

XХIII Царскосельская научная конференция «Модерн в России. Накануне перемен»

Научная конференция "Академия художеств в прошлом и настоящем" в Музее академии художеств

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru