МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

«Война и мiръ моей жизни». К 95-летию со дня рождения художника А.В. Николаева (1922–2013)

c 9 июня по 1 ноябряМосква
Толстовский центр на Пятницкой-12

Выставка из фондов ГМТ посвящена жизни и творчеству выдающегося художника XX века Андрея Владимировича Николаева, которого связывала многолетняя дружба с Государственным музеем Л.Н. Толстого в Москве. С 1953 г. основной темой творчества Николаева стал роман «Война и мир». По признанию художника, это произведение было «заглавной книгой» всей его жизни.

Тридцать лет отдал он кропотливому труду над иллюстрациями к роману. Эта работа стала вершиной его творчества и лучшим иллюстрированием романа Л.Н. Толстого в стране и мире. Художнику удалось переложить партитуру чувств и размышлений героев романа и самого писателя на язык ярких иллюстраций и живописи, визуальных, звуковых, мыслительных ассоциаций.

Большой успех не случаен. Наряду с изучением художественной манеры Толстого мастер глубоко обдумывал содержание и философию великого произведения на протяжении всей своей жизни. Николаев открывал для себя всё новые и новые тайны творчества Л.Н. Толстого.

Двадцатилетним молодым человеком со студенческой скамьи А.В. Николаев попал на фронт, стал военным разведчиком, принял участие в боевых операциях. С боевыми наградами, в звании старшего лейтенанта, он вернулся в Москву.

В 1947 г. поступил во ВГИК на художественный факультет и закончил его с отличием. Ещё студентом, на последнем курсе он начинает работу над иллюстрациями к роману «Война и мир».

На выставке ГМТ представлены работы А.В. Николаева, позволяющие проследить все этапы создания нескольких серий уникальных иллюстраций за 30 лет, начиная с карандашных набросков 1953 г., «матиссовской» серии 60-х годов и оригинальных серий графических чёрно-белых рисунков, выполненных в лучших традициях графики А.Н. Бенуа и Е.Е. Лансере 70-80-х годов.

В своей работе Николаев стремился творить по законам эстетической красоты и гармонии. Он добивался успеха путём особого расположения красок, цвета и света, теней в пространстве, что не удавалось многочисленным иллюстраторам романа – как отечественным, так и зарубежным. Развивая и дополняя цветовые и красочные ощущения Толстого в передаче чувств и настроений героев, художник создал неповторимую художественную «Толстовскую Вселенную» бессмертного романа. В этих работах органично слияние цвета и смысла. Цвет для художника — состояние души, умонастроение персонажей. Следуя заветам гениального писателя, Николаев пытался и во многом сумел «поймать эмоции», воплотить их в зрительные образы.

В 60-е годы А.В. Николаев создаёт иллюстрации к роману «в духе Матисса». Он не копирует манеру знаменитого экспрессиониста, но использует его творчество как отправную точку в решении поставленной проблемы влияния цвета на эмоции человека — «индивидуальный подсознательный уровень». Художник подошёл к воплощению этой идеи чисто эмпирически, эмоционально найдя необходимое решение. Например, «Салон Анны Павловны Шерер» выполнен в цвете тусклых зелёно-серых оттенков, и на их фоне — яркое белое пятно: князь Андрей в кавалерийском мундире.

«Первый бал Наташи Ростовой» в розовом, белом, красном цвете создаёт романтический тон сцены. Рисунок «Гренадёры на Бородинском поле» выполнен в чёткой цветовой гамме: кроваво-красные воротники, чёрные мундиры и кивера, синее небо, белые клубы пушечного дыма. Эту серию рисунков невозможно смотреть без эмоционального подъёма. Зритель словно погружается в атмосферу удивительного фантастического мира. Но художник не остановился на достигнутом. Он идёт дальше по пути замысла Толстого. На смену «матиссовской» серии возникает так называемый «кинематографический вариант» (сказываются годы учебы во ВГИКе), в котором художник раздвигает «перспективу изобразительного ряда рисунков и связывает их между собой непрерывной сюжетной линией».

Каждый тематический узел романа соединён «со сложной экспликацией иллюстраций». Для воплощения всей композиции Николаев выбрал многообразное цветовое решение, но, к сожалению, иллюстрации по техническим причинам невозможно было напечатать. И тогда он заново выполнил работу в чёрно-белом варианте. В 1970 г. Гослитиздат выпустил двухтомник «Войны и мира» с этими уникальными иллюстрациями. На выставке представлена большая часть этой серии.

Эта выставка — дань уважения памяти выдающегося русского художника XX-XXI веков.

Впервые экспонируются иллюстрации к роману «Анна Каренина» из незавершённой серии 70-х годов.

Государственный музей Л.Н. Толстого обладает самой большой коллекцией работ А.В. Николаева, переданных самим художником, а также иллюстраций и рисунков, поступивших после его смерти из частных коллекций.

Материалы из малоизвестного наследия художника предоставлены на выставку А.И. Верстовым. Это портреты Николаева и его жены Анны Николаевны, написанные в 2007 г. Верстовым, личные вещи Николаева — иконы, альбомы, фотографии, кисти, книжная графика к произведениям русских и советских авторов 70-80 гг. Особый раздел — портреты выдающихся исторических деятелей России XIX-XX вв., выполненные Николаевым.

Изобразительный ряд выставки сопровождается цитатами из неопубликованных дневников и воспоминаний А.В. Николаева. Это позволяет по-новому оценить роман как неисчерпаемое наследие Толстого, увидеть с неожиданного ракурса самого художника-иллюстратора, понять его замыслы и открытия и достойно оценить его огромный вклад в историю отечественной иллюстрации.

Государственный музей Л.Н. Толстого приносит искреннюю благодарность А.И. Верстову за деятельное участие в выставке и предоставление материалов из его коллекции.

www.museum.ru/N66647
Ваше мнение »»

»»Государственный музей Л.Н. Толстого
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, 11/8
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", тролл. №№ 5, 15 до ост. "Дом Ученых"
Телефоны:(495) 637-74-10
URL:tolstoymuseum.ru
EMail:info@tolstoymuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 20.08.2017
 x    ?  

Научные чтения памяти В.М. Василенко в Музее декоративно-прикладного и народного искусства

Московский Планетарий начнет самостоятельно учить школьников астрономии

Программа юбилейных мероприятий, посвященных 260-летию Российской академии художеств

Московский Планетарий открыл набор школьников в бесплатный кружок по астрономии

XLII Международные чтения "Достоевский и мировая культура"

Названы участники проектной лаборатории "Сделано в музее" грантовой программы "Музеи Русского Севера"

Всероссийская научно-практическая конференция «Сибирь литературная. ХVIII-ХХI века»

Круглый стол «Первая мировая война в региональном аспекте» в Ярославском музее-заповеднике

Научно-практическая конференция, посвященная 220-летию со дня рождения адмирала Ф.П. Литке

Конференция "Культурное наследие: интеграция ресурсов в цифровом пространстве", С.-Петербург

Объявлены номинанты и состав жюри 11-й Премии Кандинского 2017

Оцифровка экспонатов из фонда костюмов Музея Большого театра

Конференция "Неформальный подход к формальному образованию: место музеев в реформе образования"

Ансамбль Свияжского Успенского монастыря включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО

Круглый стол "Закрыть нельзя показывать. Травмирующие темы и объекты в музее"

«Лев Толстой и революция». Толстовские чтения – 2017

Начался прием заявок на второй поток конкурса тревел-грантов программы "Музеи Русского Севера"

Конференция "Правда жизни - правда искусства" в НИИ теории и истории изобразительных искусств

Первые научные чтения, посвященные Л.В.Шапошниковой

Оцифрованы письменные источники Политехнического музея

В Таганроге представлен проект музейной экспозиции «Дон в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»

XXI международная конференция АДИТ-2017 «Музей в эпоху цифровой трансформации»

Пленэр памяти С. Жуковского пройдет в Западной Беларуси и в средневековом Выборге

Старт VIII конкурса проектов "Музеи Русского Севера" компании "Северсталь"

Конференция «Информационное обслуживание в век электронных коммуникаций — 2017»

IV Всероссийская научно-практическая конференция по музейной педагогике

7-я практическая конференция «Музей в XXI веке»

Шолоховские чтения - 2017

XVI Санкт-Петербургские этнографические чтения к 100-летию Революции 1917 года в России

I Международная конференция "Творчество Достоевского и современный культурный процесс", Новокузнецк

Зарегистрировано новое название Государственного литературного музея

Всероссийская научно-практическая конференция "Русская усадьба: мир, миф и миг действительности"

Ежегодная научная конференция «Наука в вузовском музее». Информационное письмо № 1

Выставка творчества "Арт-Красноярск-2017"

Восьмые Кремлёвские чтения в Казани

Началось издание научного международного рецензируемого журнала "Музей - памятник - наследие"

Международный музейный форум к 180-летию Архангельского краеведческого музея

XХIII Царскосельская научная конференция «Модерн в России. Накануне перемен»

Гороховские чтения - 2017

Круглый стол, посвященный 260-летию Гросс-Егерсдорфского сражения

По вопросу передачи Исаакиевского собора РПЦ МП. Мнение трудового коллектива

Коллекция в пространстве культуры. Международная конференция в Калининградском областном музее янтаря

Научная конференция "Академия художеств в прошлом и настоящем" в Музее академии художеств

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru