МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка "Птицы богов Олимпа" в Центре "Эрмитаж - Выборг"

c 25 апреля по 15 октября 2017Ленинградская область
Выставочный центр "Эрмитаж - Выборг"

25 апреля 2017 года в выставочном центре "Эрмитаж - Выборг" открывается выставка "Птицы богов Олимпа. Прикладное искусство Европы XVI-XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа".

Выставку открывают:

- Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа;

- Александр Иванович Костенко, директор выставочного центра "Эрмитаж - Выборг;

- Геннадий Алексеевич Орлов - глава Администрации Выборгского района;

- Евгений Валерьевич Чайковский - Председатель Комитета по культуре Ленинградской области.

Экспозиция посвящена теме птиц, сопутствующих богам древнего Олимпа - орлу, павлину, лебедю, голубю, сове и петуху. На экспозиции представлено около 200 экспонатов: предметы из серебра, фаянса и фарфора, резные камни, веера и ювелирные изделия, шпалеры и ткани, мебель и произведения из бронзы, слоновой кости, эмали, вышивки и кружева. Выполненные в период с XVI по XIX век, они демонстрируют виртуозное мастерство художников прикладного искусства Италии, Франции, Германии, Англии. Объединённые одной тематикой, они показывают разнообразие её восприятия в ту или иную эпоху.

Священные птицы часто появлялись в произведениях прикладного искусства в качестве постоянных спутников богов, их атрибутов и вестников. Каждая птица Олимпа имела свой аллегорический смысл. Орёл, посвящённый Юпитеру, олицетворял силу и власть. Павлин, птица могущественной супруги громовержца Юноны, величие и царственность. Сова связывалась с мудростью и была посвящена Минерве. Воинственный петух был спутником бога войны Марса. Лебеди и голуби, воплощающие красоту и любовь, были связаны с Венерой и Аполлоном.

Опираясь на богатое наследие прошлого, особенно в области иконографии, художники создавали разные версии композиций со священными птицами. С одной стороны, они продолжали традицию и использовали устоявшиеся ещё с античности композиционные схемы. С другой стороны, мастера проявляли свою фантазию и, учитывая веяния времени, предлагали новые варианты в трактовке сюжетов. Они были свойственны больше европейской манере, отвечали запросам эпохи, удачно вписываясь в её стилистические рамки.

Птицы богов Олимпа изображались по-разному. Они появлялись соло, только со своим повелителем, как его доминирующий символ. В многофигурных композициях, объединённых определённым сюжетом, они размещались каждая возле своего господина. Многочисленные мифы давали возможность художникам в любом материале по-своему интерпретировать тему, подчеркнуть особенности птицы, сопровождающей того или иного бога. Без своих повелителей птицы были воплощением самого бога либо превращались в вестников, то карающих, то несущих добрую весть.

Мастера прикладного искусства любили использовать изображения птиц и как декоративный мотив. В некоторых случаях он сохранял символическое звучание. У орла подчеркивали силу и экспрессию, у павлина - величавость и многоцветье оперения, у лебедя - безупречность линий и пропорций, у петуха - воинственность и яркую декоративность, у совы - статичность и широко распахнутые глаза. В то же время, трактовка образа могла меняться в зависимости от особенности времени.

На протяжении веков интерес к теме священных птиц проявлялся по-разному. В эпоху Возрождения их можно было увидеть в глиптике, эмалях, ювелирных изделиях, майолике, художественном текстиле. В XVII веке, в период барокко, "зазвучали" серебро, слоновая кость, шпалеры, вышивки. В XVIII столетии, эпоху рококо и классицизма, присоединились новые материалы: фарфор, кружево. А XIX век во времена ампира помимо всех перечисленных "добавил" бронзу и мебель.

Художники имели большой выбор материалов и их сочетание. В каждом из них было разнообразие средств выражения: роспись или пластика скульптурных форм, линия или объём. Помимо создания образа священных птиц художников привлекала возможность выявить и подчеркнуть характерные особенности того или другого материала. Полированная поверхность металла давала блеск, перламутр - радужное сияние, драгоценные камни искрились, шёлковые нити создавали переливы на поверхности ткани. В глиптике композиции, вырезанные в камне, позволяли любоваться и рисунком, и красотой самого минерала. Многослойные агаты, светящиеся солнечным светом сердолики, сардониксы - во всех этих творениях природы мастера отыскивали какую-нибудь "изюминку". Изделия из слоновой кости, помимо пластики объёмов и шелковистой поверхности, пленяли своим теплым оттенком цвета, который прекрасно подходил для передачи обнажённого тела. Фарфор отличался мягкостью и податливостью в лепке форм, белизной глазури или яркостью полихромной росписи. Не покрытый глазурью, бисквит придавал изделиям матовое приглушенное звучание. Серебро, как в скульптурной композиции, так и в рельефе, чаще имело полированную поверхность, блеск и сияние которой могло быть усилено позолотой, или матовую, даже шероховатую, проработанную гравировкой или другими приемами. Бронза отличалась своим золотистым солнечным цветом, позволяла моделировать отточенную форму, сочетать полировку с матовой проработкой металла. Текстиль благодаря цвету или фактуре создавал объемное и полихромное изображение. В ювелирном искусстве форма, линия, цвет усиливали яркость и красочность изделий, а драгоценные камни придавали произведениям особый блеск и сияние. Такое многообразие позволяло произведениям прикладного искусства не только украшать среду обитания человека и подчеркивать социальный статус владельцев, но и служить в качестве дипломатических подарков.

Разнообразие и фантазия в трактовке образов священных птиц богов Олимпа демонстрируют, насколько долго к ним обращались мастера прошлого, отыскивая всё новые возможности в передаче своеобразных особенностей пернатых. Многие из птиц пронесли свою символику сквозь века до нашего времени. 2017 год - особенный, это год огненного петуха, птицы бога Марса. Тем более интересно, что именно в этот год Эрмитаж может предложить зрителям выставку, связанную с птицами богов Олимпа.

Куратор выставки - Татьяна Никодимовна Косоурова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения. К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог (Издательство "Славия", 2017 год).

Адрес Выставочного центра "Эрмитаж - Выборг": Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Ладанова, д. 1. Тел. (813 78) 2-72-82

Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00.

E-mail:

Сайт http://erm.vbgcity.ru/

www.museum.ru/N66088
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
URL:hermitagemuseum.org/
EMail:cancery@hermitage.ru, excursof@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 16.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru