МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставка "Птицы богов Олимпа" в Центре "Эрмитаж - Выборг"

c 25 апреля по 15 октября 2017Ленинградская область
Выставочный центр "Эрмитаж - Выборг"

25 апреля 2017 года в выставочном центре "Эрмитаж - Выборг" открывается выставка "Птицы богов Олимпа. Прикладное искусство Европы XVI-XIX веков из собрания Государственного Эрмитажа".

Выставку открывают:

- Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа;

- Александр Иванович Костенко, директор выставочного центра "Эрмитаж - Выборг;

- Геннадий Алексеевич Орлов - глава Администрации Выборгского района;

- Евгений Валерьевич Чайковский - Председатель Комитета по культуре Ленинградской области.

Экспозиция посвящена теме птиц, сопутствующих богам древнего Олимпа - орлу, павлину, лебедю, голубю, сове и петуху. На экспозиции представлено около 200 экспонатов: предметы из серебра, фаянса и фарфора, резные камни, веера и ювелирные изделия, шпалеры и ткани, мебель и произведения из бронзы, слоновой кости, эмали, вышивки и кружева. Выполненные в период с XVI по XIX век, они демонстрируют виртуозное мастерство художников прикладного искусства Италии, Франции, Германии, Англии. Объединённые одной тематикой, они показывают разнообразие её восприятия в ту или иную эпоху.

Священные птицы часто появлялись в произведениях прикладного искусства в качестве постоянных спутников богов, их атрибутов и вестников. Каждая птица Олимпа имела свой аллегорический смысл. Орёл, посвящённый Юпитеру, олицетворял силу и власть. Павлин, птица могущественной супруги громовержца Юноны, величие и царственность. Сова связывалась с мудростью и была посвящена Минерве. Воинственный петух был спутником бога войны Марса. Лебеди и голуби, воплощающие красоту и любовь, были связаны с Венерой и Аполлоном.

Опираясь на богатое наследие прошлого, особенно в области иконографии, художники создавали разные версии композиций со священными птицами. С одной стороны, они продолжали традицию и использовали устоявшиеся ещё с античности композиционные схемы. С другой стороны, мастера проявляли свою фантазию и, учитывая веяния времени, предлагали новые варианты в трактовке сюжетов. Они были свойственны больше европейской манере, отвечали запросам эпохи, удачно вписываясь в её стилистические рамки.

Птицы богов Олимпа изображались по-разному. Они появлялись соло, только со своим повелителем, как его доминирующий символ. В многофигурных композициях, объединённых определённым сюжетом, они размещались каждая возле своего господина. Многочисленные мифы давали возможность художникам в любом материале по-своему интерпретировать тему, подчеркнуть особенности птицы, сопровождающей того или иного бога. Без своих повелителей птицы были воплощением самого бога либо превращались в вестников, то карающих, то несущих добрую весть.

Мастера прикладного искусства любили использовать изображения птиц и как декоративный мотив. В некоторых случаях он сохранял символическое звучание. У орла подчеркивали силу и экспрессию, у павлина - величавость и многоцветье оперения, у лебедя - безупречность линий и пропорций, у петуха - воинственность и яркую декоративность, у совы - статичность и широко распахнутые глаза. В то же время, трактовка образа могла меняться в зависимости от особенности времени.

На протяжении веков интерес к теме священных птиц проявлялся по-разному. В эпоху Возрождения их можно было увидеть в глиптике, эмалях, ювелирных изделиях, майолике, художественном текстиле. В XVII веке, в период барокко, "зазвучали" серебро, слоновая кость, шпалеры, вышивки. В XVIII столетии, эпоху рококо и классицизма, присоединились новые материалы: фарфор, кружево. А XIX век во времена ампира помимо всех перечисленных "добавил" бронзу и мебель.

Художники имели большой выбор материалов и их сочетание. В каждом из них было разнообразие средств выражения: роспись или пластика скульптурных форм, линия или объём. Помимо создания образа священных птиц художников привлекала возможность выявить и подчеркнуть характерные особенности того или другого материала. Полированная поверхность металла давала блеск, перламутр - радужное сияние, драгоценные камни искрились, шёлковые нити создавали переливы на поверхности ткани. В глиптике композиции, вырезанные в камне, позволяли любоваться и рисунком, и красотой самого минерала. Многослойные агаты, светящиеся солнечным светом сердолики, сардониксы - во всех этих творениях природы мастера отыскивали какую-нибудь "изюминку". Изделия из слоновой кости, помимо пластики объёмов и шелковистой поверхности, пленяли своим теплым оттенком цвета, который прекрасно подходил для передачи обнажённого тела. Фарфор отличался мягкостью и податливостью в лепке форм, белизной глазури или яркостью полихромной росписи. Не покрытый глазурью, бисквит придавал изделиям матовое приглушенное звучание. Серебро, как в скульптурной композиции, так и в рельефе, чаще имело полированную поверхность, блеск и сияние которой могло быть усилено позолотой, или матовую, даже шероховатую, проработанную гравировкой или другими приемами. Бронза отличалась своим золотистым солнечным цветом, позволяла моделировать отточенную форму, сочетать полировку с матовой проработкой металла. Текстиль благодаря цвету или фактуре создавал объемное и полихромное изображение. В ювелирном искусстве форма, линия, цвет усиливали яркость и красочность изделий, а драгоценные камни придавали произведениям особый блеск и сияние. Такое многообразие позволяло произведениям прикладного искусства не только украшать среду обитания человека и подчеркивать социальный статус владельцев, но и служить в качестве дипломатических подарков.

Разнообразие и фантазия в трактовке образов священных птиц богов Олимпа демонстрируют, насколько долго к ним обращались мастера прошлого, отыскивая всё новые возможности в передаче своеобразных особенностей пернатых. Многие из птиц пронесли свою символику сквозь века до нашего времени. 2017 год - особенный, это год огненного петуха, птицы бога Марса. Тем более интересно, что именно в этот год Эрмитаж может предложить зрителям выставку, связанную с птицами богов Олимпа.

Куратор выставки - Татьяна Никодимовна Косоурова, заведующая сектором декоративно-прикладного искусства Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения. К выставке выпущен научный иллюстрированный каталог (Издательство "Славия", 2017 год).

Адрес Выставочного центра "Эрмитаж - Выборг": Ленинградская обл., г. Выборг, ул. Ладанова, д. 1. Тел. (813 78) 2-72-82

Время работы: ежедневно с 10.00 до 18.00.

E-mail:

Сайт http://erm.vbgcity.ru/

www.museum.ru/N66088
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
URL:www.hermitagemuseum.org/
EMail:visitorservices@hermitage.ru, cancery@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 16.08.2018
 x    ?  

Публичная дискуссия «Зачем Толстой? Личность, свобода, государство»

Завершена реализация четырех проектов-победителей VIII конкурса программы "Музеи Русского Севера"

Конференция "Музей в культурном пространстве исторического города" в Угличском музее

Музейных работников приглашают обсудить доступность музеев для посетителей с инвалидностью

Названы участники проектной лаборатории "Сделано в музее" грантовой программы "Музеи Русского Севера"

Тургеневские чтения-2018

II Международная научно-практическая конференция «Исторические Боткинские чтения»

XVI Международный научно-творческий симпозиум «Волошинский сентябрь»

Завершена работа по созданию электронной коллекции экспонатов парка искусств «Музеон»

Кураторская школа в Еврейском музее. Второй сезон

XIII Всероссийская научно-практическая конференция "Электронные ресурсы библиотек, музеев, архивов"

Новые технологии и их применение. Международная конференция в Мраморном дворце

День Национального музея Султаната Оман в Эрмитаже

Международная научно-исследовательская конференция "И.С. Тургенев и Русский мир"

Начался прием заявок на второй поток конкурса тревел-грантов программы "Музеи Русского Севера"

Профессиональная стажировка для работников музеев в Музее современной истории России

Четвертый международный художественный пленэр по фарфору и керамике «Фарфоровая сказка Алтая»

Всероссийская научная конференция "Наука в музее", г. Саратов

Толстовские чтения-2018

Научная конференция "Н.В. Овчинников и чувашское изобразительное искусство ХХ века"

Объявлен старт IX грантового конкурса проектов программы «Музеи Русского Севера»

Конференция "Алексей Николаевич Толстой и Детскосельская художественная колония 1930-х годов"

XVII Санкт-Петербургские этнографические чтения «Вещь в трансляции этничности»

XXI Всероссийская научно-практическая конференция "Словцовские чтения".

Всероссийский научно-практический обучающий семинар "Квестомания. Игры по правилам и без"

Шолоховские чтения

Научная конференция "Наука в вузовском музее". Информационное письмо № 1

Конференция "Актуальные направления деятельности музеев" в Государственном историческом музее

Конференеция "Сохранение культурного наследия. Исследования и реставрация 2018"

Конференция «Города Центральной России: история, культура, предпринимательство» в Серпухове

XХIV Царскосельская научная конференция "Дворцы, особняки, усадьбы. Музейный формат"

Карабихские научные чтения в Музее-заповеднике Н.А. Некрасова "Карабиха"

Конференция «Музей между Гражданской и Великой Отечественной войной: судьба людей, коллекций, зданий»

Научная конференция "История музейной коллекции", посвященная 260-летию Музея Академии художеств

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2018 Museum.ru