МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Жизнь как день. Лев Толстой в фотообъективе истории

c 30 марта по 17 сентябряМосква
Выставка призвана показать течение условного рабочего дня Льва Николаевича Толстого, запечатленное в фотографиях. Жизнь писателя складывалась из самых обычных, ничем не приметных на первый взгляд, но полных усердной работы дней. Свои будни писатель подчинял строгому распорядку, который выработался в 1880-е гг., после кардинальных перемен в его мировоззрении. Время распределялось согласно четырём видам трудовой деятельности, или четырем упряжкам... Помимо фотографий, рассказать о повседневности Толстого помогают рукописные материалы, книги, среди которых есть ранние издания художественных и публицистических произведений.

В рамках открытия выставки прошла встреча с литературным критиком, прозаиком Валентином Курбатовым.

Распорядок, к которому пришёл писатель в поздние годы, сложился не сразу и явился итогом многолетнего духовного самосовершенствования. В первом зале выставки представлены фотографические портреты Л.Н. Толстого разных лет жизни, которые позволяют проследить перемены, происходившие в духовной и в внешней жизни писателя.

На самом раннем фотоизображении Л.Н. Толстого — дагерротипе В. Шенфельда, сделанном в 1849 году в Санкт-Петербурге, запечатлен юный Толстой, который только начинает поиск своего места в жизни. Светское общество манит его, он хочет стать его частью. Перед нами изящно одетый молодой человек, для которого идеал — человек comme il faut: небрежная поза, напускная холодность, и только взгляд серьёзный и умный. Но уже в это время Толстой хочет «жить не для себя, а для других», считает, что «цель жизни — делать добро людям, а для этого надо совершенствоваться нравственно, умственно, физически».

На портрете 1862 г. перед нами Толстой времени увлечения педагогикой. Он окончательно оставил пустой блеск и шум общества Москвы и Петербурга, поселился в Ясной Поляне, недавно женился и мечтает стать хорошим помещиком и главой большой семьи. Фотография теперь выполнена не в столичном ателье, а в домашних условиях, причём самим Толстым, о чём и сообщает надпись, сделанная рукой молодой жены – Софьи Андреевны Толстой.

На портрете 1876 года, сделанном в ателье Г.А. Сокольникова (быв. Дьяговченко) Толстой предстаёт в расцвете творческих и физических сил, в период семейного счастья и материального благополучия. На Толстом костюм, сшитый у лучшего портного Москвы. Он один из самых знаменитых писателей своего времени.

На портрете 1885 года, сделанного по инициативе жены писателя для издания собраний сочинений, он уже совсем в другом облике: в крестьянской темной блузе, руки скрещены на груди, взгляд суров. В душе писателя произошёл значительный перелом. В этот период Л.Н. Толстой очень остро ощущал социальную несправедливость, видел огромную пропасть между привилегированным классом и классом рабочих и крестьян. Фотография для него теперь становится сродни барской забаве, и писатель фотографируется неохотно.

В последующие годы Л.Н. Толстой остаётся верен своим убеждениям, пропагандируя опрощение быта и ежедневный физический труд. Он носит самую простую одежду и обувь: холщовые и полотняные блузы, сапоги и валенки.

Фотопортрет 1903 года сделан средней дочерью писателя Марией Львовной в замужестве Оболенской, которая разделяла взгляды отца. Она дорожила покоем отца, который не любил фотографироваться, и потому не злоупотребляла своей близостью к нему и снимала Толстого редко. На её снимках мы видим Толстого за чтением во время отдыха, в общении с близкими людьми.

В последние годы жизни Толстого, с ростом интереса к его фигуре возрастает и число фотографов, желающих запечатлеть великого старца, и, соответственно, число фотографий, как профессиональных, так и любительских. Помимо Софьи Андреевны, стремился запечатлеть для потомков жизнь Толстого его ближайший друг и единомышленник – Владимир Григорьевич Чертков.

На своих фотографиях ему удалось передать и сложность, и противоречивость, и в то же время цельность личности гениального писателя. Первые фотографии Чертков снял летом 1905 г., когда ненадолго приезжал в Ясную Поляну. Летом 1907 г. в свой третий приезд из Англии он снял уже не одну, а шесть серий. В 1908 г. у Черткова появляется помощник — фотограф-англичанин Томас Тапсель. Такой помощник был необходим ему для проявления и печатания снимков, так как сам он не обладал профессиональными фотографическими навыками.

Завершает знакомство с внешним обликом Л.Н. Толстого два профессиональных снимка, один из которых сделан фотографом фирмы «Ю. Мебиус» в Москве, а второй – С.М. Прокудины-Горским в парке любимой писателем Ясной Поляны.

В 1880-е гг. годы в виду загруженности и желания упорядочить и сделать максимально полезным свой день, Л.Н. Толстой формулирует для себя понятия «четырех упряжек» трудовой деятельности, с которыми нас знакомит второй зал выставки.

В экспозиции второго зала представлены фотоматериалы, рукописи, вещи и книги, посвященные основной деятельности Л.Н. Толстого в период с 1880-х гг. до 1910 г. – последнего года жизни писателя.

Свои будни писатель подчинял строгому распорядку, который выработался в 1880-е гг., после кардинальных перемен в его мировоззрении. Время распределялось согласно четырём видам трудовой деятельности, которые описаны в статье «Так что же нам делать?» — «Мне представилось дело так: день всякого человека самой пищей разделяется на 4 части, или 4 упряжки, как называют это мужики: 1) до завтрака, 2) от завтрака до обеда, 3) от обеда до полдника и 4) от полдника до вечера». Деятельность человека Толстой тоже разделил на 4 рода труда: физический, ремесленный, умственный и общение с людьми.

1) Физический труд. Л.Н. Толстой, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, каждый день, до конца жизни, делал физические упражнения, занимался самыми разнообразными видами спорта: игрой в городки, теннисом, ездой на велосипеде, шахматами, катанием на коньках и лыжах зимой.

Летом, во время покоса, Толстой работал в поле вместе с крестьянами, интересовался сельским хозяйством, о чём свидетельствует фотография работы Адамсона и рисунки И.Е. Репина, которые представлены в витринах.

Перед завтраком писатель ежедневно совершал длительные пешие или верховые прогулки, во время которых обдумывал свои произведения или мучавшие его важнейшие духовные и социальные вопросы. Эти моменты запечатлены на фотоплёнку В.Г. Чертковым, С.Г. Смирновым, К.К. Буллой.

Толстой считал постыдным эксплуатировать чужой труд, поэтому старался сам выполнять работу по дому, не прибегая к помощи слуг, к примеру, уборку, колку дров. На выставке можно увидеть несколько уникальных фотографий, иллюстрирующих эту деятельсность.

2) Ремесленный труд. Л.Н. Толстой научился сапожному ремеслу. Сын писателя Илья Львович в своих воспоминаниях пишет: «Для того, чтобы иметь возможность работать дома и использовать длинные зимние вечера, отец начал учиться сапожному ремеслу. <…> В определенные часы приходил сапожник, учитель с учеником садились рядом на низеньких табуретках, и начиналась работа: всучивание щетинки, тачание, выколачивание задника, прибивание подошвы, набор каблука и т. д...» .

С этим увлечением Толстого связано несколько забавных моментов. М.С. Сухотин — муж старшей дочери писателя — Татьяны, получив сапоги, сшитые Л.Н. Толстым специально для него, поставил их на полку рядом с двенадцатитомным собранием сочинений Толстого, прикрепил к ним ярлык — «том 13-й».

3) Умственный труд. Многие годы провёл Л.Н. Толстой за рабочим столом в кабинетах Ясной Поляны и Хамовников, работая над своими бессмертными произведениями.

За работой писателя нередко фотографировали С. А. Толстая, В. Г. Чертков, фотографы фирмы «Шерер, Набгольц и К°», К.К. Булла, П.В. Преображенский.

Прижизненные и посмертные издания публицистических и художественных произведений Толстого представлены в вертикальной витрине.

4) Общение с людьми. Люди самых различных сословий, профессий, взглядов, возрастов стремились к Л.Н. Толстому, видя в нём мудреца, учителя жизни, знающего ответы на главные ее вопросы. Возможность общаться и самыми разными людьми всегда привлекала писателя. Усадьбы Толстого в Ясной Поляне и Хамовниках посещали не только соотечественники, но и гости из других стран.

Многие люди из обширного круга общения Л.Н. Толстого запечатлены на фотоплёнку. Авторство большинства снимков принадлежит С.А. Толстой, которая вела, своего рода, фотолетопись семейной жизни Толстых с 1880-х гг. Благодаря ей Л.Н. Толстой запечатлён в группах с многими известными современниками.

Особое место на выставке отведено фотографиям Л.Н. Толстого с рабочими и крестьянами, общение с которыми было ему особенно приятно. Писатель никогда не упускал случая побеседовать с кем-либо из них, расспросить о жизни. Никому никогда не отказывал Толстой ни общении, ни в просьбах; старался помочь всем и каждому.

Все четыре вида деятельности, отраженные в кратком фоторассказе, представляют Л.Н. Толстого с непривычной стороны, позволяя увидеть повседневный образ жизни великого писателя.

www.museum.ru/N65806
Ваше мнение »»

»»Государственный музей Л.Н. Толстого
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, 11/8
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", тролл. №№ 5, 15 до ост. "Дом Ученых"
Телефоны:(495) 637-74-10
URL:tolstoymuseum.ru
EMail:info@tolstoymuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: мемориальные, выставки


 
новости и события: 17.12.2017
 x    ?  

Гиды дополненной реальности для экспозиций. Презентация в Русском музее

Воркшоп «Авторская фотокнига: от идеи до переплета»

Открыт прием заявок на участие в Cultural Skills Academy

Научно-практическая конференция сотрудников Пушкинского Заповедника

В Москве будут объявлены победители 11-ой Премии Кандинского

Бронзовую скульптуру А.В. Суворова отсняли в 3D

Конкурс для молодых художников «Мастерская «Сверчок»

Конкурс на присуждение XIII Национальной премии "Культурное наследие"

Презентация Национального портала «Театральные музеи России»

Новый сезон образовательной программы ВДНХ

Заявление Союза музеев России для средств массовой информации

Курс повышения квалификации "Музейные фонды: формирование, учет, хранение, использование"

Конференция «Революция и Космос в русской литературе, искусстве и философской мысли XX века»

II конференция "Русский Север-2018. Опыт изучения и сохранения историко-культурного наследия", Тотьма

XVI Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Санкт-Петербурге

Онлайн-курс «Ислам: история, культура, практика»

Департамент культуры Москвы запускает проект по бесплатному посещению школьниками музеев

7-я практическая конференция «Музей в XXI веке»

XVI Санкт-Петербургские этнографические чтения к 100-летию Революции 1917 года в России

Международный музейный форум к 180-летию Архангельского краеведческого музея

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru