МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Бытовая техника. Хроники советского дизайна

c 3 февраля по 2 апреля 2017Челябинская область
На выставке «Бытовая техника. Хроники советского дизайна» представлены наиболее интересные образцы советской бытовой техники — всего более ста семидесяти предметов из фондов музея.

Например, оригинальный миксер начала 60-х годов, радиоприемники и проигрыватели, экспортные настольные часы с космической тематикой и другие бытовые приборы, на многих из которых гордо красуется «Знак качества». Его присваивали лучшим товарам в московском Всесоюзном НИИ технической эстетики (ВНИИТЭ), который в 1962 году положил начало системному промышленному дизайну в СССР.

Семидесятые годы прошлого века представлены на выставке талантливыми разработками советских дизайнеров, которые, увы, остались только на бумаге. А рижскому конструктору радиотехники Адольфу Ирбите повезло больше — его радиолы «Ригонда» и «Аккорд» пользовались огромным спросом у советских граждан.

Хронологические рамки выставки охватывают три десятилетия — 1950-70-е годы. Именно на этот период приходится расцвет советского дизайна.

— Во второй половине 1950-х годов закончилась эпоха сталинского ампира, — рассказывает заведующая выставочным отделом музея Анастасия Воронина, — начался плавный переход к новому стилю — более мягкому, элегантному, демократичному. Вещи стали менее громоздкими, в форме сглаживались острые углы, в отделке появился пластик. В 1962 году в Москве открылся Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики. Художники-конструкторы (слово «дизайн» в то время не употреблялось) этого института формировали внешний вид всей продукции, которая выпускалась в СССР, – от телефона до самолёта. Надо сказать, что советский дизайн ценился довольно высоко. Например, рижский конструктор радиотехники Адольф Ирбите был хорошо известен и в Европе, и в мире в целом.

На выставке представлены шедевры, автором которых был этот человек — радиолы «Ригонда» и «Аккорд-201». «Аккорд», кстати, выпускался на челябинском радиозаводе. В 2010 году эта культовая вещь была представлена на выставке бытовой техники в Сент-Этьене (Франция). В 1960-е годы отцы семейств проводили вечера возле радиоприемников с мерцающим зеленым глазком, а молодежь крутила на них виниловые диски на 33 и 78 оборотов. Чуть позже вошли в моду компактные транзисторы. Радиоприемник «Россия» ловил две-три радиостанции, но человек, который прогуливался по местному бродвею с фотоаппаратом через плечо и транзистором в руке, имел значительно больше шансов закадрить девушку, чем простые смертные.

Патефон – роскошная вещь! Покрутил ручку, поставил пластинку, чуть зашуршит игла, и польются томные звуки танго. Патефонные иголки долгое время были в большом дефиците, и наши солдаты, возвращаясь из побежденной Германии, везли домой два вида иголок: швейные – для жен, и патефонные – для души. Патефон был далеко не в каждом доме, а уж миниатюрный патефончик, который может уместиться в портфеле, тем более.

На выставке, кстати, можно обратить внимание еще на одну «малютку» — компактный, как говорили в то время, «шпионский» фотоаппарат «Вега». Этот узкопленочный фотоаппарат, который был чуть-чуть больше сигаретной пачки, чаще всего использовался для забавы – робкие кавалеры тайно снимали им своих возлюбленных. Компактные вещи в 1960-70-х годах стали повсеместно входить в моду. Вот миниатюрный утюжок, который помещается на ладони. Такой прибор назывался «командировочным»: его, в частности, часто брали в поездки артисты, чтобы содержать свой гардероб в образцовом порядке.

Некоторые вещи, впрочем, были основаны на механике. «Зиловский» фонарик-жучок работал без батареек – электричество вырабатывалось за счет нажатия на скобу. Механическая бритва работала за счет пружины. Наш народ на выдумку хитёр и приспособил эту вещь для другой цели – в армии при помощи механической бритвы набивали татуировки. А вот пылесос «Буран». Говорят, что этот пылесос советские конструкторы срисовали с пылесоса Hoover. Однако наши умельцы внесли в эту конструкцию свою поправку: «Буран» был единственным пылесосом с двумя отверстиями — одно из них использовалось для всасывания пыли, а другое – для побелки стен. Не пылесос, а комбайн!

Печатная машинка «Уфа» — мечта журналиста прошлых лет. Печатали на ней так, что удары по клавишам били по мозгам. Немногие знают, что в прошлом пишущие машинки ставились на учет, а товарищи из «органов», чтобы вычислить авторов анонимных доносов, снимали для картотеки образцы шрифта. Да, время идёт. И до сих пор идут настольные часы челябинского завода «Молния», которые пришли на смену часам с кукушкой с цепями и гирями в виде еловых шишек. Это тоже культовые вещи. Время в историческом музее идет не только вперед, но и назад...

Выставка будет работать до 2 апреля.

www.museum.ru/N65331
Ваше мнение »»

»»Государственный исторический музей Южного Урала
Адрес:Челябинская область, г. Челябинск, ул. Труда, 100
Проезд:Городским транспортом до ост. "Театр опера и балета", "Дворец спорта "Юность" или "Цирк"
Телефоны:(351) 263-08-32, 265-23-88
URL:chelmuseum.ru
EMail:mail@chelmuseum.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: выставки


 
новости и события: 20.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru