МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Последователь Иеронима Босха. «Сад земных наслаждений». К завершению реставрации

c 11 ноября 2016 по 15 января 2017Санкт-Петербург
11 ноября 2016 года в Большом зале Дворца Меншикова открывается выставка «Последователь Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». К завершению реставрации».

Картина «Сад земных наслаждений», созданная последователем Босха и хранящаяся в собрании Государственного Эрмитажа, представлена впервые с момента ее поступления в музей и проведенной реставрации.

В 2016 году в мире отмечается 500 лет со дня смерти одного из крупнейших художников эпохи Северного Возрождения и самых загадочных европейских мастеров Иеронима Босха (1450-1516). Иероним ван Акен, известный под именем Иеронима Босха, родился около 1450 года в Хертогенбосе (Нидерланды) в семье художников. Наследие Босха невелико – два с половиной десятка картин и несколько рисунков. Вероятно, многие вещи не сохранились, но то, что дошло до нас, ставит Босха в первый ряд европейских художников, в котором он оказывается абсолютно самобытным.

Отдавая дань уважения гению мастера, Государственный Эрмитаж показывает повторение центральной части самого знаменитого произведения Иеронима Босха ? «Сад земных наслаждений». Оригинал находится в Национальном музее Прадо, Мадрид. Он представляет собой триптих со сценами сотворения мира на наружных сторонах боковых створок, изображениями «Райского сада» и «Страшного суда», ? на их внутренней стороне. Центральную доску занимает композиция «Сад земных наслаждений». Располагая ее между «Райским садом» и «Страшным судом», автор напоминает зрителю, что после земной жизни все окажутся в равном положении на Страшном суде. Это придает картине морализирующий и предостерегающий смысл.

Центральная композиция остается источником множества теорий и предположений. Перед нами своеобразный калейдоскоп жизни, соблазнов и удовольствий, оказывающихся на пути человека. Картина переполнена фигурами людей, животных, рыб и фантастических созданий. Люди движутся вокруг источника воды своеобразным хороводом – кто пешком, кто на животных – верблюдах, лошадях, свиньях, ламах и различных мифологических существах. В странных конструкциях и сосудах принято видеть алхимические знаки и приспособления. Центральное место занимает «Источник жизни», расположенный по центру озера, вверху картины, несущий в алхимической традиции смысл источника познания. Многочисленные сферы, с помещенными внутрь людьми, находятся на всем пространстве изображения, среди них прозрачная сфера (слева, в нижней части), которая символизирует открытость и незащищенность человека.

Понимание сюжетов Босха уже для его современников или живших чуть позже было затруднительным. Вот что написал о нем Карел ван Мандер (1548-1606) в своей «Книге о художниках»: «Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто скорее пугали, чем услаждали смотревшего!».

Триптих Иеронима Босха «Сад земных наслаждений» был создан в начале XVI века и вплоть до 1568 года находился на территории Нидерландов. Сохранился ряд упоминаний о нем в заметках современников, которые видели его в собрании Генриха III Нассау и затем у Виллема Оранского. С картины неоднократно делались копии.

Эрмитажное повторение значительно меньше оригинала. В связи с этим художник, чтобы не перегружать композицию, сократил количество фигур в верхней части картины.

Работа последователя Босха поступила в Эрмитаж в 1922 году из национализированного собрания художника и антиквара Роберта Ауэра (Прохора Прокопиева).

Мнения ученых о времени создания картины были очень различны. Диапазон дат варьировался от середины XVI века до XIX века. В первую очередь это было связано с сильными загрязнениями по всей живописной поверхности произведения.

Современные комплексные исследования, проведенные в Государственном Эрмитаже и дендохронологический анализ (определение времени произрастания дерева по его годовым кольцам), осуществленный профессором Питером Кляйном (Гамбург, Германия), позволили датировать работу 1556 – 1568 годами и утверждать, что она была написана в Нидерландах.

Эрмитажная копия «Сада земных наслаждений» имеет характер отличный от живописи Иеронима Босха. Художник не просто повторяет изображение, а перерабатывает его в соответствии со своим временем и пониманием живописи, придавая картине маньеристические черты, что в свою очередь, укладывается в предположение, подтвержденное проведенными исследованиями, о датировке картины серединой XVI века.

В ходе реставрации произведения были удалены слои загрязнений, а также несколько слоев реставрационных записей. Среди них необходимо отметить: практически полностью несколько раз переписанное небо, записи на фигурах, изменившие цвет причесок. До расчистки цвет волос персонажей был один, а после оказалось, что у всех волосы разные. Были убраны поздние многочисленные драпировки, закрывающие части обнаженных фигур и меняющие авторское решение. Сложно сказать, когда и почему они были сделаны. Возможно, ответ на это могут дать царапины и осыпи явно искусственного воздействия на картину. Можно предположить, что на каком-то этапе существования она подверглась акту вандализма, который вынудил владельца таким образом защитить ее от посягательств.

Реставрация «Сада земных наслаждений» последователя Иеронима Босха вместе с полноценным исследованием, а также настоящее представление зрителю, вновь вводит картину в научный оборот и позволяет дополнить сведения о повторениях картин великого нидерландского художника.

Государственный Эрмитаж проводит планомерную реставрацию живописи нидерландской школы XV - XVI веков. Ранее в музее были отреставрированы произведения: "Пейзаж со Св. Христофором" последователя Босха Яна Мандейна (1500/1502-1559/60), "Поклонение волхвов" Гуго ван дер Гуса (ок.1440-1482) и «Святой Лука, рисующий Мадонну» Рогира Ван дер Вейдена (ок.1400-1464).

Реставрация проведена художником-реставратором Валерием Юрьевичем Бровкиным, в Лаборатории научной реставрации станковой живописи (Заведующий В.А. Коробов) Отдела научной реставрации и консервации (Заведующая Т.А. Баранова) Государственного Эрмитажа.

Дендрохронологическое исследование осуществлено при поддержке общества Британских Друзей Эрмитажа и лично Джеральдин Норман.

Куратор выставки Николай Леонидович Зыков, хранитель нидерландской живописи XV-XVI веков Отдела западноевропейского изобразительного искусства.

Выставку дополняют специально созданный фильм и фотографические материалы, рассказывающие об этапах исследований и реставрации картины.

К выставке выпущено научное издание «Последователь Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». К завершению реставрации» (Издательство Государственного Эрмитажа, 2016 год).

***

С 12 по 30 ноября 2016 года СБЕРБАНК в рамках проекта «Искусство сохранять» обеспечивает бесплатный вход для посетителей Дворца Меншикова и проходящей там выставки «Последователь Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». К завершению реставрации». Государственный Эрмитаж благодарен Сбербанку за поддержку этого проекта.

www.museum.ru/N64070
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2, Эрмитаж
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65
URL:www.hermitagemuseum.org/
EMail:visitorservices@hermitage.ru, press@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 17.01.2017
 x    ?  

Программа семинаров-практикумов «От идеи к проекту» в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге

Региональная конференция "Экспозиционно-выставочная деятельность музея" в Златоусте

Научная конференция «Мурановские чтения – 2017» (весна)

В Мемориальном музее космонавтики оцифровали учетные книги

Научно-практическая конференция "День стекольщика". Тема "Молодой художник в современном мире"

Информационная кампания конкурсов в рамках Благотворительного фонда В. Потанина. Январь

Документальное наследие российской революции в архивах, библиотеках, музеях и современных медиа

Научная конференция в Музее академии художеств

VI Литературно-краеведческие Вересаевские чтения

"Правда и вымыслы о человеческих расах": семинар в Биомузее

Научно-практический семинар «Рерихи – патриоты русской культуры»

Конкурс для молодых художников от арт-центр "Пушкинская-10"

Конкурс на участие в стажировках и образовательных программах в России и за рубежом

Конкурс на поддержку межмузейного сотрудничества программы "Музейный десант"

Продолжается информационная кампания конкурсов в рамках Благотворительного фонда В. Потанина

Открыт прием заявок на конкурс «Фабричные мастерские. Сессия IV»

Грантовый конкурс "Музейный Гид" фонда В. Потанина. Открыт прием заявок

Открыт прием заявок на конкурс "Меняющийся музей в меняющемся мире"

XV Круглый стол "Музей и проблемы "культурного туризма", г. Санкт-Петербург

Конференция "Война и оружие" - 2017 в Музее артиллерии

Международная конференция "Эйхенбаумовские чтения"

Научно-практическая конференция «Столбовский мир. Доброе дело»

Конференция "Русский Север-2017. Опыт изучения и сохранения историко-культурного и природного наследия"

Международный фестиваль музейного мультимедиа «Музейный Гик» в Музее истории религии

Информационная кампания конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» (2016-2017)

VIII ежегодная научно-практическая конференция «От «Царского огорода» к музею-заповеднику»

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru