МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали

c 29 октября 2016 по 5 февраля 2017Санкт-Петербург
С 29 октября 2016 года в Государственном Эрмитаже открыта выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали», которая представляет семьдесят работ двадцати девяти каталонских художников.

Среди экспонатов не только живопись, но и произведения скульптуры и графики, созданные испанскими мастерами в период с конца XIX века до конца XX. Впервые российские зрители имеют возможность познакомиться с произведениями испанских сюрреалистов, увидеть и понять генезис одного из самых интригующих и привлекательных художественных явлений XX столетия.

Когда речь заходит об испанском сюрреализме, то говорят о сюрреализме Каталонии, в первую очередь о сюрреализме Ампурдана. В первой половине ХХ века именно Ампурдан стал главным центром сюрреалистических поисков в блестящем развитии каталонского искусства.

В этом сложном художественном явлении, которое впервые представлено на выставке в Эрмитаже, нашла своеобразное преломление древняя культура этих мест, совершенно сказочный и иногда кажущийся нереальным пейзаж, который будит творческую фантазию и накладывает на произведения художников то особое своеобразие, которые позволяет говорить о «школе Ампурдана» в истории европейского сюрреализма. Важнейшей характеристикой ампурданской школы стала ее приверженность художественным ценностям истории европейского искусства (знакомясь с экспозицией, можно обратить внимание на «цитирование» известных произведений мастеров прошлого). Выделяются два основных центра – Кадакeс и Фигерес.

«Школа Фигереса» возникла в начале ХХ века, благодаря преподавательской деятельности превосходного рисовальщика и графика Хуана Нуньеса («Терпение», 1898; «Автопортрет», 1908; «Галерея в монастыре Вилабертран», «Вилабертран», 1908; «Прелюдия», 1919) и оказала влияние на группу молодых художников, включая самого Сальвадора Дали. Искусство этих мастеров характеризуется необычайной реалистичностью, тщательной и безупречной техникой рисунка, почти всегда графитом или углем. Они создавали натюрморты напоминающие голландскую живопись XVII века, изображения интерьеров наполненных светотенью, пронизанных загадочной, таинственной атмосферой.

Именно в Фигересе и его окрестностях творил Жозеп Бонатерра, партриарх ампурданской живописи. Именно здесь сформировался талант Дали.

Сальвадор Дали (1904- 1989) – главный представитель сюрреализма как всемирного явления, несмотря на свою всеобщую известность универсального художника, оставался не только каталонцем, но и в значительной степени жителем Ампурдана – городов Фигерес, Кадакeс и Портльигат. Его вдохновляли знакомые с детства пейзажи, друзья, художники, с которыми у него всегда оставались теплые дружеские отношения. Дали не заключает в себе всю ампурданскую живопись, а также сюрреализм Ампурдана, но только ему каким-то непостижимым образом удалось первым представить её миру и сделать знаменитой.

Творчество Сальвадора Дали представлено на выставке работами «Отрубленная рука», «Изысканный труп», «Ретроспективный женский бюст», «Сюрреалистический объект с символическим назначением», «Мягкие черепа и арфа с черепами», «Сан Нарсис», «Венера с выдвижными ящиками» и знаменитой картиной «Сон, вызванный полётом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением» из собрания Музея Тиссена-Борнемиса в Мадриде.

О Кадакeсе мир впервые узнал благодаря скульпторам Карлeсу Ридауре («Материнство», ХХ в.) и Фредерику Маресу («Женская фигура», 1930). Здесь работали Элисеу Мейфрен, страстный любитель моря, открывший чудесные и укромные уголки Кадакeса и Рамон Антонио Пичот Жиронес, жизнь которого протекала между студией в Париже и продолжительными сезонами в Кадакeсе. В Кадакeсе жил немецкий художник Зигфрид Бурманн в период между двумя мировыми войнами, где писал пейзажи, а также портреты Сальвадора Дали и его сестры Анны Марии в детском возрасте. У мастеров этой плеяды общей чертой является великолепный реалистический рисунок и увлечение ампурданским пейзажем, который часто играет ведущую роль в их произведениях.

В ряду самых известных и значимых сюрреалистов, следом за Дали, идёт Анжел Планельс («Луна на берегу моря», 1947). Среди других видных ампурданских художников Эстебан Франсес («Сюрреалистическая композиция», 1932), Жауме Фигерас («Сюрреалистический пейзаж», 1980), близкие к Дали Эварист Вальес («Свет в эвклидовом пространстве», «Автопортрет навеянный разлукой», 1948) и Жоан Массанет («Явление Вермеера Делфтского в заливе Розес», 1935-1936; «Вирхен дель Мар», «Женщина с рыбой») Следует признать очевидным, что, в той или иной мере, все ампурданские живописцы, пришедшие вслед за Дали, испытали его определенное влияние.

Кураторы выставки: со стороны Государственного Эрмитажа - Святослав Константинович Савватеев, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства; со стороны Каталонии - Алисия Виньяс Паломер, Юрий Ростиславович Савельев.

Издательством Государственного Эрмитажа к выставке подготовлен каталог «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали», авторы – испанские историки искусства и художественные критики.

Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с Каталонским агентством культурного наследия при Департаменте культуры Правительства Каталонии, Муниципалитами Жироны и Фигереса.

Выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали» проходит под эгидой V Санкт-Петербургского международного культурного форума.

www.museum.ru/N63902
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
URL:hermitagemuseum.org/
EMail:cancery@hermitage.ru, excursof@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 23.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru