| |
Произведения "домашних мазунов" чаще всего встречались в провинции, в усадьбе. Ведь где бы ни протекали дни дворянского сына - в стенах родного имения или за тысячи верст от него - само наличие усадьбы было гарантом незыблемости жизненных устоев. Владельцы по мере сил старались украсить свое родовое гнездо. Главным звеном усадебного собрания была фамильная портретная галерея. Причем в дворянском сознании представления о портрете и родовой вотчине зачастую сливались воедино. Вспомнить хотя бы пушкинского Дубровского:
"Портрет этот достанется врагу моего семейства, он заброшен будет в кладовую вместе с изломанными стульями или повешен в передней, предметом насмешек и замечаний его псарей... Нет! нет!" И молодой человек решает поджечь свой дом. Это еще не акт мести (мстить он начнет позже), а способ предотвратить надругательство над отчим кровом, символом которого является портрет.
О чем же рассказывал портрет обитателю имения, зачем был ему нужен?
О славных подвигах великих тех мужей,
Чьи в рамах по стенам златых блистают лицы,
Для вспоминанья их деяний, славных дней,
И для прикрас моей светлицы.
Так сказал об усадебном портрете Г.Р.Державин. Портрет был средоточием тех ценностей, во имя которых дворянин жил и которые служили точками отсчета на его пути по реке Времени.
Островский Григорий Силович. 1756-1814
|
Портрет неизвестной. 1777
|
Холст, масло. 61,5 х 51
|
Солигаличский музей
|
|