НА ЗЕМЛЕ МИР, В ЧЕЛОВЕЦЕХ БЛАГОВОЛЕНИЕ. Художник – существо противоречивое: с одной стороны, он почти всегда трагически одинок, с другой стороны – не может без общения. И вот при Государственном Российском Доме народного творчества появляется 10 лет назад «Народная галерея», а при ней клуб «Сверчок», т.к. обитаем мы в бывших палатах купца Сверчкова. И ничего себе живем, хотя, конечно, нет-нет, да и пожалуемся по-русски на жизнь – того мало, этого не хватает. А потом снова себе живем, собираемся раз в месяц друг на друга посмотреть да иногда коллективную выставку провести. Вот как сейчас «Любимую Россию». Там, конечно, без речей не обходится, ибо люди все хорошие, немало пожившие на свете и знающие, что пожелать другому одинокому сердцу. И хоть пристрастия у всех разные, а красоту чувствовать умеют. Дано это художнику от Бога, а если нет – то он только притворяется, а не творит. Да и время другое нынче – постмодерн, не принято других ругать. А и было бы за что – ведь все хотят писать о добром, только по-разному. Много, как и раньше, приверженцев классического стиля, ибо как иначе передать величественность наших огромных просторов. Реализм благоговеет перед природой и пытается смиренной кистью передать ее всеохватное могущество, покрывающее людей жизнью. Другое дело портрет – тут сегодня нередко работает примитивист. Но это не арбатская карикатура, за почти мультфильмовской простотой ясно видишь добрые отношения между художником и портретируемым. Возникает почти детская дружба, не отягощенная взрослыми комплексами. Активно пишут примитивисты и природу – более яркую и понятную, но кто сказал, что человеку должны нравиться одни сложности? Авангард тоже проник и укоренился вместе с различными «фэнтэзи» у части художников–любителей. Они кружат по своим лабиринтам, пытаясь за небольшую человеческую жизнь узнать, как построен этот мир. И эти работы имеют успех у любителей «езды в незнаемое», ощущающих сродство к бесконечным авторским вопрошаниям и повторениям. И конечно, есть на коллективных выставках открытый и эмоциональный наив – вероятно, самое живое и актуальное искусство современного мира. Воспроизводя мифологию патриархального общества, он напоминает нам о великих радостях не впавшего в грех мира. Истинно, «блаженны нищие духом, ибо Бога узрят». А мы хотя бы их глазами чуть-чуть сможем посмотреть, насколько надежней и счастливей было жить в том, допотопном и доиндустриальном мире, где вечными ценностями были не банки, а отношения людей друг с другом и с богом. Слова мои – не пафос антиглобализма, а мечта о калейдоскопе, в котором можно увидеть ту часть жизни, которую Господь «утаил от мудрых и разумных и открыл младенцам». И еще сегодня открывается нам, что надо любить свою Россию, такую, какая она есть, не за величину и могущество, а как маму – за то, что родила. Уменьшаются масштабы, но одновременно мы становимся ближе к России и она к нам.
Игорь Вовк. Валя Метальникова.
|