Экскурсия


Назад


Дальше

   Позже произведения Болотова, Стаховского и других художников, не прошедших академической выучки, однако в какой-то мере знакомых с приемами "ученого" искусства, стали именовать "примитивом". "Как же так, - часто недоумевают ценители прекрасного, - хорошая живопись и вдруг называется примитивом?" Однако "примитив" - всего лишь термин, закрепившийся за данным явлением. Он не содержит в себе негативной оценки. Не смущает же нас то, что один из прекраснейших периодов в развитии искусства Древней Греции называется архаическим - устаревшим, а слово "готика" в переводе значит "варварство". Примитив - это художественный слой, занимающий промежуточное положение между "высоким", "ученым" искусством и фольклором.
   "Нигде не останавливалось столько народа, как перед картинною лавочкою на Щукином дворе, - читаем мы у Н.В.Гоголя. - Эта лавочка представляла, точно, самое разнородное собрание диковинок: картины большею частью были писаны масляными красками, покрыты темно-зеленым лаком, в темно-желтых мишурных рамах. Зима с белыми деревьями, совершенно красный вечер, похожий на зарево пожара, фламандский мужик с трубкою и выломанною рукою, похожий более на индейского петуха в манжетах, нежели на человека, - вот обыкновенные сюжеты…


Hеизвестный художник первой половины XIX века
Наводнение 1824 года в Санкт-Петербурге. 1820-е
Холст, масло. 63,5 х 76
ГЛМ



На главную страницу Экспозиция Экскурсия Каталог Литература Сотрудники музея Авторы