К оглавлению сборника
Собрание материалов ежегодных научных конференций в г. Малоярославце.

Пуцко Василий Григорьевич
заместитель директора по научной работе
Калужского областного художественного музея.

 

КУТУЗОВСКАЯ ИКОНА В СМОЛЕНСКЕ

 

В 1912 году, в связи со 100-летием Отечественной война 1812 года, на страницах журнала «Русский паломник» появилась информационная заметка, подписанная «Б-въ». В ней сообщалось о хранящейся в ризнице Успенского кафедрального собора в Смоленске Кутузовской иконе Богоматери Одигитрии и предварительной прориси к ней, а также были помещены описание ее композиции к воспроизведение.[1] Икона «от мещанства и купечества смоленскаго» в ноябре 1812 года поднесена М. И. Кутузову в благодарность за избавление Отечества от армия Наполеона, как гласит надпись на свитке, изображенном в нижней частя произведения. По словам автора этой заметки, «Самая интересная подробность в иконе — это выписка церковных сооружений, смоленских стен о башнями, амбразурами в бойницами, поражающая своею точностью, аккуратностью я тщательностью архитектурных форм, уцелевших от наполеоновского разрушения». Думается, что икона заслуживает внимания и в ином отношении, причем не только как мемориальный предмет, но также и в качестве произведения церковного искусства своей эпохи.

Иконографическая схема на первый взгляд кажется не совсем обычной я несколько усложненной. В верхней части представлено воспроизведение образа Богоматери Смоленской, несомого парящими на облаках двумя ангелами. Выше, тоже на облаках окруженный ангелами Саваоф, ниспосылающий Святого Духа в виде голубя. По сторонам богородичной иконы крупные фигуры стоящих на облаках коленопреклоненных в молении преподобного Авраамия н мученика Меркурия Смоленских. Автор заметки упоминает еще об изображениях святых князей Феодора с чадами Константином и Давидом и Андрея, но на воспроизведении их нет. Не исключено, что они были расположены на обрамлении. «Ниже, — пишет тот же автор, — изображен Смоленск, огражденный крепостными стенами, а внутри их — смоленские церкви». Икона выполнена в живописной манере, характерной для конца ХVIII — начала XIX веков, когда становятся популярными подобные панорамные изображения городов и монастырей.

Автор цитируемой заметки, проявивший столь явно выраженный интерес к описываемой иконе, очень высоко оценивает ее историческое значение с позиция своего времени: «Кутузовская икона, помимо того, что является первою общенародною признательностью Кутузову за спасение Отечества, выраженною от лица мещанства и купечества смоленского, имеет еще особенную ценность по фиксированию архитектурных форм смоленских церквей начала XIX столетия, так как большая часть уцелевших храмов подверглась за протекшее столетие таким переделкам, которые совершенно исказили наши памятники искусства в Смоленске. Ни для кого не тайна, что с каждым днем наши памятники искусства теряют первоначальный свой характер: их все более и более сглаживают и подводят под современную ходячую моду дня. Эта постоянная работа уничтожения местной характерности и значительности медленно, но настойчиво продолжается до сих пор. Тем драгоценнее такой памятник русской иконографии, который воспроизводит большую часть первоначального вида памятников зодчества. Конечно, иконография не может равняться вымеренному и выверенному архитектурному рисунку; понятно, что мы имеем перед глазами лишь общие черты старинных зданий, но и в измененном виде иконописный их вид представляет столько разнообразных и характерных особенностей каждого из изображенных зданий, что с несомненностью можно сказать, что они иконописцем не выдуманы и делались не наобум, а сверялись с натурой».

Разумеется, зафиксированная иконописцем древность застройки Смоленска выглядят относительной, по сравнению с зарисовками зданий на гравюре В. Гондиуса 1630-х годов[2], а тем более — со средневековой застройкой.[3] Ее черты прослеживаются только до рубежа XVI - XVII веков.[4] Перестроенный в это время, он в дальнейшем в целом сохраняет свою градостроительную структуру.[5] Панорамное изображение Смоленска могло быть перенесено на икону с одной из гравюр XVIII века с изображением города, с почтя неизбежным упрощением типология построек, поскольку здесь они представляют всего лишь разновидность фона. Выделяется главным образом Успенский собор, тогда как иные храмы хотя и узнаваема, — в целом несколько стереотипны. Надо сказать, что в целом композиция Кутузовской иконы носит «гравюрный» характер, по общей схеме напоминая графические произведения второй половины XVIII века.

Икона Богоматери Одигитрии, по преданию, принесена из Константинополя в 1046 году и затем позже была унаследована князем Владимиром Мономахом, поставившим ее в отстроенной им церкви Успения в Смоленске, ставшей с 1136 года епископской. Оригинал впоследствии утрачен, но его иконографические особенности могут быть прослежены по ранним воспроизведениям.[6] В начале 1900-х годов в Успенском соборе хранился поздний список, скорее всего, XVII века, но и он ныне утрачен. Между тем, известны более ранние воспроизведения, иногда очень элитарного уровня, однако, восходящие уже к палеологовскому образцу. Их можно указать в соборах Московского Кремля и в ризнице Троице-Сергиевой лавры. В связи с рассматриваемым произведением особого внимания заслуживает небольшого размера (31,5 х 27,0 см) вставной образ московского письма начала XVI века иконы Авраамия и Меркурия Смоленских, 1723-1728 годов, из Успенской церкви села Бастеновичи Мстиславского района Могилевской области (Беларусь).[7] Оба святые представлены стоящими в рост: Авраамий в мантии и епитрахили, Меркурия - в воинских доспехах. Они изображены на берегу Днепра, указывающими на Смоленск, расположенный в глубине, на противоположном берегу. Таким образом, соединение образа Богоматери Одигитрии и фигур смоленских святых, отличающее Кутузовскую икону, имело давнюю традицию.

Иконографический мотив несения парящими ангелами иконы Богоматери в русском иконописании известен уже с конца XVII века, о чем позволяет говорить икона Богоматери Тихвинской с 24-мя клеймами чудес, датированная 1680 годом, происходящая из церкви Одигитрии Смоленской в Калуге.[8] Там таким образом передано явление образа и его шествие по воздуху. Позже эта формула применялась для обозначения присутствия чтимой иконы в определенном городе или монастыре. Аналогичное явление, в частности, можно проследить и в сербской гравюре XVIII века.[9] Однако отмеченный мотив никогда не составлял основу самостоятельного извода, и в этом смысле Кутузовская икона оказывается исключением. Правда, само название скорее может быть отнесено к списку, а не к иконографическому образу, который скорее всего следует рассматривать как иконописную вариацию гравюрной композиция. До того времени, пока остаются несистематизированными и неизданными русские гравюрные листы XVIII века, приходится ограничиваться различными предположениями и догадками. Но они, тем не менее, не являются произвольными и беспочвенными. Тот же иконографический мотив был популярным и в изображениях различных святых на фоне монастырских ансамблей. Примером тому может служить датированная 1774 годом икона Нила Столбенского, кисти палехского мастера Василия Баклашева, с ангелами, несущими картуш с изображением Богоявления, происходящая из усадьбы в Полотняном Заводе недалеко от Калуги.[10] Она не единственная, и это обстоятельство свидетельствует об особой популярности интересующего нас мотива во второй половине XVIII века.

Предположив в иконографической схеме Кутузовской иконы Богоматери Одигитрии интерпретацию гравюры указанного времени, остается сказать несколько слов как об ее особенностях, так и о художественном стиле. Помещение вверху полуфигуры Саваофа с исходящим Святым Духом, непосредственно над иконой Богоматери, наводит на мысль, что здесь нашло косвенное отражение и оформление киота, в котором в начале 1800-х годов был помещен в Смоленске, в Успенском соборе, чтимый образ. Нам неизвестны изображения смоленского киота, но мы знаем о том, что иконографическая схема обрамления чудотворной иконы проникала в гравюру уже в XVII веке.[11] Иконописец, осенью 1812 года выполнивший по заказу смоленских мещан и купцов образ для поднесения его М. И. Кутузову, работая в академической живописной манере, широко представленной творческим наследием В. Л. Боровиковского (1757-1825), писавшего наряду с портретами немало икон.[12] Иконы кисти этого прославленного мастера, надо признать, неравноценна, и особенно в последние годы жизни автора встречаются довольно слабые композиции. В качестве характерных примеров хорошего уровня можно отметить иконы из Покровской церкви Мгалинского уезда села Романовки, Черниговской губернии (теперь Брянская область).[13] Смоленский мастер находился под явным воздействием В. Л. Боровиковского и, может быть, даже отчасти использовал его произведения в качестве моделей. Так, поза я жест св. Меркурия Смоленского несколько напоминают изображение св. Екатерины.[14] Можно указать и иные параллели, но говорить о прямом копировании не приходится. Стремление к эффектности иконе сочетается о довольно вяло написанными деталями. Художник скорее всего был мастером «средней руки». Трудно ответить на вопрос, была ли икона действительно поднесена М.И. Кутузову или так и осталась лишь предназначенной для этого. Иначе вряд ли она оказалась бы в соборной ризнице в Смоленске вместе с подготовительным рисунком. Или речь должна идти еще об одном списке, идентичном поднесенной? Как бы то ни было, остается вполне достоверным факт стремления благодарных жителей Смоленска ознаменовать заказом иконы счастливое окончание военных действий, касавшихся непосредственно их города, но мыслимых как избавление Отечества от французского нашествия, от многоязычной армия Наполеона, несшей повсюду смерть и разрушение.

 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Б-вь. Кутузовская икона Божией Матеря // Русский паломник. 1912 г. № 41. С. 637.

[2] Даниловский А. План осады и оборона города Смоленска в 1632-1634 гг., с объяснительным текстом // Материалы Военно-ученого архива. Картографические материалы. СПб., 1904. Вып. II.

[3] Воронин Н.Н., Раппопорт П. А. Зодчество Смоленска. ХП-ХШ вв. Л., 1979.

[4] См.: Сапожников Н. В. Оборонительные сооружения Смоленска (до постройки крепости в 1596-1602 гг.) // Смоленск и Гнёздово (к истории древнерусского города), М., 1991. С. 50-79.

[5] Лавров В.А. Развитие планировочной структуры исторически сложившихся городов. М., 1977. С. 33. Рис. 28 (схема крепостных устройств Смоленска).

[6] Пуцко В. Византийская икона Богоматери Одигитрия в Смоленске: Опыт реконструкции // Zeitshrift fur Balkanologie. 1993. Bd. 29. С. 99-110.

[7] Высоцкая Н.Ф. Иконопись Беларуси XVI-XVII веков. Минск, 1994. Табл. 66.

[8] Иванова И.А. Икона Тихвинской Богоматери я ее связь со «Сказанием о чудесах Тихвинской Богоматери» // Взаимодействие литературы и изобразительного искусства в Древней Руси / ТОДРЛ. Т. XXII. М.-Л. 1966. С. 419-436.

[9] См.: Давидов Д. Српска графика CTI века» Нови Сад, 1978.

[10] Пуцко В.Г. Икона с изображением Ниловой Столбенской пустыни // Реставрация и исследования памятников культуры, М., 1982, Вып. II. С. 239-242.

[11] Пуцко В.Г. Барочная аправы цудадзейных абразоу Мацi Божай // Барока у беларускай культуры i мастацтве. Мiнск, 1998. Вып. II. С. 239-242.

[12] Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже 18-19 веков. М., 1975.

[13] Горностаев Ф.Ф. Иконостас кисти В. Л. Боровиковского // Труды XIV Археологического съезда в Чернигове, 1908. М., 1911. Т. II. С. 213-218, Табл. LXXII-LXXX.

[14] Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский... С. 355. № 171.

 

(Отечественная война 1812 года в Калужской губернии и российской провинции. / Сб. статей. – Малоярославец, 2000. c. 107-112.)

 


Публикуется в рамках интернет-проекта «1812 год» с официального разрешения директора «Малоярославецкого военно-исторического музея 1812 года» Котляковой Н.В.
© Статья является интеллектуальной собственностью автора.
Художественное оформление выполнено Олегом Поляковым.
2002, Библиотека интернет-проекта «1812 год».