Назад В начало Вперед
КАРЛ фон КЛАУЗЕВИЦ «1799 ГОД»

Бельгард и Готце вытесняют французов из Граубюндена

После ухода Лекурба силы французов в Граубюндене выше Фельдкирха состояли из дивизии Менара и полубригады дивизии Лекурба, т. е. насчитывали около 8 000 чел. Главные силы стояли в долине Рейна, передовая же оборонительная линия, расположенная в горных проходах, тянулась по правому краю долины р. Ландварт до ее истоков, а оттуда выходила на левый край долины Инна через Флюэлу, Альбулу, Септимер, Шплюген и Бернардин. Вся длина линии составляла около 15 миль. Ниже С.-Луциенштейга стояла дивизия Лоржа, насчитывающая около 6 000 чел., растянувшаяся на 7 миль до Боденского озера.

Мы уже неоднократно указывали, что первоначальные силы австрийцев состояли из 73 000 чел. в Тироле и Форарльберге, против которых стояли 18 000 чел. При всем том мы должны заметить, что эрцгерцог, Бельгард и Готце не считали свои силы достаточными, чтобы прорвать паутину французского правого фланга: эрцгерцог послал к Готце еще одно подкрепление, численность которого не указывается, но, по всей вероятности, не превышала 4 — 5 тыс. чел. Готце, конечно, испытывал стыд за свою неудачную операцию против С.-Луциенштейга 1 мая; Бельгард, со своей стороны, чувствовал, что им недостаточно сделано, что он находится в невыгодном положении, растянув свой правый фланг отступлением в долине Инна; притом же Преттигау все еще был в руках французов. Мы, зная соотношение сил, конечно, с трудом сдерживаем законное недовольство, видя, что гео-стратегическим условиям постоянно уделяется такое исключительное внимание, но, по-видимому, австрийские генералы слишком переоценивали силы своего противника, так что причины их опасений до некоторой степени становятся понятными.

Готце и Бельгард решили, наконец, возобновить общее наступление на французов с целью вытеснить их из долины Рейна. Но переговоры между обоими австрийскими генералами длились так долго, что осуществление их намерения последовало только 14 мая.

Эрцгерцог, который все более уклонялся от мысли о большом сражении для обратного завоевания Швейцарии, смотрел на эту операцию своего левого фланга как на наиболее выгодную форму своей деятельности: во-первых, только этим путем он мог привлечь Бельгарда к совместным действиям; во-вторых, правый фланг Массены был, очевидно, самым слабым его местом; в-третьих, австрийское правительство испытывало постоянные опасения, как бы Тироль и Граубюнден не были слишком обнажены, и, наконец, не имея даже желания действовать решительно, эрцгерцог боялся четырех дивизий Массены, сосредоточенных за Рейном, ниже Боденского озера, и рассчитывал, что наступление левого фланга будет той успешной операцией, при которой менее всего можно опасаться за безопасность целого, поэтому он был готов подкрепить новую операцию большими силами.

 

Сражение в Граубюндене 14 мая

Это подкрепление подошло 14 мая, после чего план наступления был приведен в исполнение. Согласно этому плану, Готце с 19 батальонами и 8 1/2 эскадронами должен был овладеть С.-Луциенштейгом, занять долину р. Ландкварт и продвинуться вверх по Рейну, чтобы вытеснить французов из долины Рейна. В это же время Бельгард должен был с 20 1/2 батальонами подойти к Рейну через горы, отделяющие Рейн от Инна.

Подобный план всей операции мы усматриваем из специальных диспозиций и из того, что случилось в действительности, потому что он нигде не указывается. Если мы не приписываем генералу Бельгарду наиболее естественного плана: продвинувшись до долины Переднего Рейна, отрезать там отступление французам и соединиться с Готце, то это потому, что мы видим его стоящим в параллельных долинах Заднего Рейна и Ландвассера; но мы не можем упрекать его в том, что его первоначальный план был иным, так как он был занят выполнением приказа о походе в Италию.

Таким образом, мы видим, что две большие массы войск, каждая в 17 — 18 тыс. чел., с двух сторон выступили в поход против 8-тысячной дивизии Менара, рассчитывая на большой успех.

Готце разделил свои силы на 4 колонны.

Первая — из 6 батальонов, 8 эскадронов с 21 орудием под командованием самого Готце была сформирована 14 мая у Бальцерса и выступила на С.-Луциенштейг с фронта. Она была назначена, главным образом, на борьбу с теми французскими силами, которые могли спешно подойти к Рейну по дороге Верденберг — Рагац. Возможность выполнить этот маневр ей давала многочисленная артиллерия, господствующая на противоположном берегу Рейна. Кроме того, войска имели штурмовые лестницы, чтобы в случае надобности непосредственно захватить укрепление.

Вторая колонна — из 3 батальонов, под командованием генерала Иелачича — уже 12-го выступила в долину Гампертона, 13-го поднялась на Майенфельдские Альпы и должна была 14-го овладеть оттуда пунктами Майенфельд, Иенинс и Маланс. Один батальон этой колонны был назначен для атаки укреплений С.-Луциенштейга с тыла.

Третья колонна — из 5 батальонов под командованием генерала Гиллера — должна была тоже пройти через долину Гампертона, но спуститься не в Рейнскую долину, а в долину р. Ландкварт, чтобы захватить стоящие там французские посты и, двигаясь вниз по долине Ландкварта, сбить французов боковым ударом.

Четвертая колонна — из 4 1/2 батальонов и 1/2 эскадрона под командованием полковника Плункета — должна была по Гаргелленской тропе проникнуть в долину Ландкварта и овладеть ее верхней частью.

Это наступление удалось на всех пунктах и сопровождалось если не блестящим, то во всяком случае достаточным успехом.

Относительно положения французов мы знаем только, что два батальона занимали С.-Луциенштейг. По-видимому, одна бригада (Шабрана) находилась в долине Ландкварта и у Рейнской долины при впадении Ландкварта; другая, под командованием Сюше, — выше в долине Рейна, вероятно, у Кура, так как силы Шабрана оказались у Рагаца и Сюше — у Рейхенау.

Из 4 колонн Готце самую энергичную деятельность обнаружила, по-видимому, вторая. С двумя батальонами она взяла пункты Майенфельд, Иенинс и Маланс, с третьим — С.-Луциенштейг, атаковав его выходы. Сопротивление французов было, по-видимому, не слишком энергичным, так как австрийцы понесли лишь незначительные потери. После того как батальон второй колонны открыл проход в С.-Луциенштейг, в это укрепление вступил Готце с первой колонной, сюда же одновременно подошла и третья колонна из долины Ландкварта; в то время как одна часть победителей-австрийцев преследовала французов вверх по Рейну, другая осталась у С.-Луциенштейга и Майенфельда против французов, сосредоточенных у Ратаца.

Четвертая колонна без труда вступила в долину Ландкварта и тоже спустилась по ней до Рейнской долины, так что Готце мог теперь сосредоточить в этой долине все свои силы.

Трофеями этого дня были 15 орудий, 22 повозки с боевым снаряжением и 3 000 пленных; из последних около 1 000 чел. было взято в С.-Луциенштейге, 1 100 чел. — когда были отрезаны отступающие из Преттигау посты, и остальные — при преследовании.

Чтобы объяснить необычное для французов незначительное сопротивление, надо знать до некоторой степени их мероприятия. Можно, конечно, предположить, что их силы были крайне разбросаны (значительно больше, чем 1 мая): с занятием Лекурбом позиции в долине Инна они еще не имели опасений за высокие районы Рейнской долины. Однако, предполагая, что у С.-Луциенштейга и Майенфельда находились их главные силы, по незначительному числу убитых и раненых австрийцев можно вывести заключение об отсутствии упорного сопротивления со стороны французов, если даже самый факт победы австрийцев и отнести за счет их численного превосходства. Кроме того, генерал Менар на долгое время исчезает из списка дивизионных генералов, что указывает, по-видимому, на недовольство его мероприятиями.

Так же богата трофеями могла быть, конечно, и вторая часть операции — именно наступление Бельгарда, потому что ему предстояло прорвать лишь слабую цепь постов.

Он также разделил свои силы на 4 колонны. Первая из 1 1/2 батальонов направилась 13-го из Гальтюра в Пацнаунерскую долину, в Гаргеллен, чтобы установить связь с Готце, и соединилась там с его четвертой колонной; в то время как одна спускалась по долине Ландкварта, другая направилась вверх к посту у Клостера, который французы сдали без сопротивления.

Отсюда эта колонна направилась к Давосу в долину Ландвассера и соединилась со второй.

Эта вторая колонна, состоявшая из 7 батальонов, 13 мая выступила из Зюса в Энгадине, оттеснила французские посты на горе Флуола и направилась к близлежащему селению Чугген. 14-то она атаковала Давос и без большого труда вытеснила французов из их засек. 15-го она направила 2 батальона на Плессер к Лангенвизу, а с остальной частью двинулась по дороге в Ленц до Альвенен, где и оставалась 16-го.

Третья колонна из 8 батальонов, при которой находился сам Бельгард, уже овладела Альбулой и, выступив отсюда 15-го, достигла Бергюна, а 16-го — Ландвассерского ручья у Филлизура. Несколько французских батальонов поспешно отступили в долину Рейна.

Четвертая колонна разделилась на два отряда, первый из которых двинулся через Юлиерберг, а второй через горы Малоджиа и Септимер; 14-го они соединились у Мюдена в долине Оберхальбштейна, а 15-го направились в Тиффенкастен против Ленца, откуда были посланы в долину Рейна.

Из всех этих районов французские отряды отступили с поспешностью и без всякого сопротивления, по большей части через долину на той стороне Рейна, через Шплюген на Беллинцону, т. е. к Лекурбу и Луазону.

Трофеи состояли из 2 орудий, которых противник не мог увезти, и из нескольких пленных.

Таким образом, Бельгард использовал дни 13-го и 14-го на то, чтобы с своими 20 батальонами пройти через слабые линии неприятельских постов, из долины Инна через горы до Ленца, т. е. на расстояние около 3 миль. В районе этого пункта он соединил все свои колонны.

В тот же самый день 15 мая Готце продвинулся до Кура и сделал рекогносцировку в Рейхенау, где были сосредоточены 4 000 чел. Сюше. Готце дал время и возможность частям собраться и не препятствовал их дальнейшему отступлению на Диссентис и оттуда в долину Рейсы; он лишь слабо преследовал их до Иланца, имея намерение повернуть со своим корпусом обратно для выполнения плана соединения с эрцгерцогом.

Сюше, не имевший возможности взять с собой свою артиллерию, побросал орудия в Рейн, разрушил лафеты и 19-го достиг Урзерна.

Левый фланг Менара, сосредоточенный у Рагаца, был 15-го оттеснен австрийцами за Пфефферс вверх по долине Тамины с потерей двух орудий.

Другой небольшой отряд французов, принадлежавший, по всей вероятности, к правому флангу дивизии Лоржа и сосредоточенный у Сарганса, отступил оттуда 16-го, причем пехота взяла направление на Валленштадт, а кавалерия — на Верденберг.

Здесь заканчивается эта общая операция. Готце направляется направо, а Бельгард, получивший приказ с 25 000 чел. выступить в Италию на соединение с Суворовым, остается на месте, чтобы приготовиться к выступлению.

На первый взгляд покажется удивительным видеть Тирольскую армию, которую эрцгерцог исчисляет в 47 000 чел., состоящей только из 25 000 чел. Но отсюда отходят 5 батальонов, стоящих под командованием Сен-Жульена, в Рейнской долине, 2 — которые остались в качестве гарнизона в Инсбруке и Куфштейне, 5 — которые под командованием Вукасовича в начале апреля присоединились к Суворову. Эти 12 батальонов составляют около 9 000 чел., и, таким образом, 13 000 чел. остаются на потери; считать потери меньше этой цифры едва ли возможно, если сопоставить ее с ошибочной сводкой Бельгарда. Считая отдельные батальоны, которые, согласно данным эрцгерцога, были отрезаны или взяты в плен, мы получаем следующее:

1. При начале кампании в Верхнем Энгадине 2 батальона
2. Когда Лаудон с 4 батальонами выступил против Лекурба, он потерял при отступлении большую часть своих людей, предположительно 2 »
3. Когда он у Шульса атаковал тыл Лекурба, он потерял еще около 1 »
4. У Тауферса 8 »
5. В тот же самый день после битвы при Наудерсе у Мартинсбрюка было отрезано 2 »
6. При отбитой атаке Бельгарда на Энгадин 22 апреля 1 »
7. При неудачной атаке на С.-Луциенштейг под командованием Сен-Жульена 1 1/2 »

Всего 17 1/2 батальонов.

К этому необходимо прибавить других убитых, пленных и не вернувшихся в строй раненых. Если же из указанных 17 1/2 батальонов, с первоначальной силой в 800 — 1 000 чел. на батальон, вычесть значительное число бойцов, которые могли спастись обходными дорогами, то станет совершенно ясно, почему общее число потерь за март, апрель, май не превышало 13 000 чел.

Это число — 25 000 чел., собранных Бельгардом, — подтверждается и тем, что, как мы это увидим впоследствии, 10 000 чел. он оставил под командованием Готце у С.-Готарда, а с 15 000 прибыл к Суворову.



2001, Библиотека интернет-проекта «1812 год».
Назад В начало Вперед