Назад В начало Вперед
КАРЛ фон КЛАУЗЕВИЦ «1799 ГОД»

Бельгард вытесняет Лекурба из Энгадина

Мы подходим теперь к основному периоду австрийских действий. Но эти действия не похожи на действия, свойственные Бонапарту, когда он исходит из решения единовременным напряжением сил действовать для достижения единой цели: это — операции на отдельных пунктах, с частичным использованием сил, когда общее положение, удовлетворительное в целом, часто зависит от того, как разрешится операция на том или ином участке. Короче говоря, это — действия, свойственные природе вещей, когда не существует определенного решения. Но действительно ли дело зависело от решения австрийцев? Мы не берем на себя смелость это утверждать, но все же должны сказать, что часто большие стратегические ошибки происходят вследствие отсутствия решения. Все еще существующее превосходство сил в Швейцарии, продвижение союзных армий в Италии до подножия Котских Альп, разбросанное положение французских боевых сил в Швейцарии, предполагаемое враждебное им настроение жителей, которые во многих районах вооружались против них, — все это было настолько сильным мотивом для решительного наступления или, по меньшей мере, настолько благоприятным моментом для того, чтобы самим постараться этот мотив вызвать, что упущение времени можно рассматривать как важнейшую причину неблагоприятного исхода действий второй коалиции.

Таким образом, не эрцгерцог и Бельгард взяли в обе руки меч, чтобы ударить на своих врагов, а пока только Бельгард и Готце; мы с своей стороны приступаем к рассмотрению действий не всех сил этих генералов, а только их части.

30 апреля Бельгард выступил в поход, чтобы, наконец, вытеснить Лекурба из Энгадина.

Бой у Ремюса 30 апреля

Генерал Лекурб укрепился за Ремюсом на низком подножии горы, к которому примыкал большой горный отрог (Фимперберг) на левом берегу Инна. Варана (Рамошбах) и селения Манос и Ремюс лежали впереди фронта. Таким образом, позиция справа упиралась в Инн, левый берег которого в этом месте господствовал над правым, а слева — в высокий хребет. Во избежание всегда возможного в таких случаях обхода проходившие по обоим краям Иннской долины горные тропы были заграждены или сделаны недоступными и охранялись отрядами пехоты. Кроме того, в долине Инна были расставлены некоторые резервы, т. е. Лекурб, как говорят французы, «эшелонировался». По-видимому, это была вполне удовлетворительная, нормальная позиция, какие в подобных случаях занимали французы, лучшей нельзя было найти. Очень короткий фронт позиции мог, таким образом, оказаться достаточно сильным, обход по тропам был бы заблаговременно обнаружен и задержан до тех пор, пока в долине успели бы принять нужные меры; стоящие же сзади резервы являлись лучшим средством заранее противопоставить обходящему противнику достаточные силы или поставить его под двойной огонь.

Бельгард дал приказ о наступлении 8 колоннами. Он выступил сам с 9 батальонами по долине, из них 6 батальонов двинулись по дороге, а две небольшие колонны — направо и налево: одна — по склону горы, а другая — по правому берегу Инна. Обе эти боковые колонны были назначены для непосредственного обхода заграждений, выставленных с фронта.

Генерал Гаддик с 7 батальонами выступил из долины Мюнстера тоже 3 колоннами в долину Инна, спустившись через высокие хребты. С 4 1/2 батальонами он перешел через Шерльский проход к Тарапу и Шульсу. Один батальон двинулся направо через Розенкопф к Блатамодскому мосту и 1 1/2 батальона — налево через Чирфский проход к Цернецу.

Кроме этих колонн у С.-Мариа, для охранения Вормского прохода оставались 3 батальона, которые позднее должны были последовать за колоннами через Чирфский проход и, наконец, на крайнем правом фланге один батальон направился из Ишля в долину Пацнаун, тоже через Фимперберг, чтобы обойти левый фланг позиции.

Это распределение привело к следующему:

1. Бельгард сам, мало-помалу и не без труда, взял только укрепления впереди французских форпостов, вытеснил французов из Ремюса и с левого берега Вараны и бесплодно пытался штурмовать главную позицию. Правда, батальон, пришедший через Фимперберг, атаковал левый фланг противника, но был слишком слаб, чтобы его прорвать. Таким образом прошел день, и наступившая ночь положила конец бою.

2. Генерала Гаддика крайне затрудняли дороги, покрытые снегом и льдом; французы не удовольствовались устройством постов в наиболее сильных местах, а расположили их целый ряд, один за другим. По природе местности все эти посты были очень сильны, поэтому австрийцы могли их взять только путем обхода, что всегда требует много времени и труда. Известно, что во время этого обхода австрийцы частично пользовались «кошками», чтобы спускаться по ледяным скатам, и что колонны были снабжены горными пушками. По-видимому, французы имели на этих высоколежащих горных оборонительных пунктах несколько орудий.

Оборона французских постов на последовательно занимавшихся позициях длилась так долго, что Гаддик, хотя и провел всю ночь в походе и уже в 4 часа утра атаковал первые французские форпосты, все же не мог 30-го сам оказать содействия при наступления на Ремюс. По-видимому, он только с наступлением ночи подошел к Шульсу на Инне, мост через который был французами разрушен; поэтому хотя и создавалась угроза отступлению главных сил от Ремюса, но они не были отрезаны.

3. Левая фланговая колонна генерала Гаддика, которая направилась через Чирфский проход к Цернецу, была контратакована расположенными там французскими постами и отброшена с потерями в 500 пленных. Неизвестно с точностью, были ли там только получившие раньше направление полтора батальона или вместе с ними участвовали в бою и 3 батальона из С.-Мариа.

Однако, надо предполагать последнее, так как Массена в своем донесении считает эту колонну в 5 батальонов; делает это предположение вероятным и число пленных, среди которых находился обер-лейтенант принц фон-Линь. С другой стороны, от С.-Мариа до Цернеца расстояние 5 миль, и немыслимо, чтобы 3 батальона, охранявшие Вормский проход, смогли продвинуться до района Цернеца. По-видимому, эта последняя атака имела характер демонстрации. Полковник Вейсенвольф, командовавший отрядом, двинул на противника только свой авангард и слишком дорого за это поплатился.

Хотя на долю французской обороны в этот день выпал большой успех, все же генерал Лекурб не считал возможным сохранение своей позиции, как вследствие общих причин, так и из-за обнаружившихся уже местных неудач, которые мы не будем описывать. Он начал свое отступление в 12 час. ночи и продолжал его до Зюса в районе Цернеца. Нельзя считать одно появление генерала Гаддика у Шульса достаточной причиной отступления французов: это видно из примера, данного Лекурбом в марте, когда он с частью своих войск оттеснил Лаудона из Шульса в горы, в то время как другой генерал оказывал сопротивление у Мартинсбрюка.

Австрийцы не препятствовали отступлению Лекурба. Бельгард преследовал его 1 мая только до Фетана, на l 1/2 мили от Ремюса. Причинами прекращения преследования были утомление войск, разрушенные мосты, а также и сопротивление французского арьергарда.

2 мая Бельгард снова начал атаку и с трудом оттеснил на всех пунктах французский арьергард, действуя по большей части путем обхода позиций противника, в этом деле был взят в плен начальник бригады Демон. У Зюса Лекурб снова оказал сопротивление, но был вынужден отступить до Цернеца, причем сам был легко ранен.

Лекурб остановил у Цернеца арьергард и 2-го продолжал отступление до Понта. Здесь он оставался до 3-го, чтобы приготовиться к отступлению за Альбулу в Рейнскую долину, в то время как арьергард, разрушив мост под Цернецом, отступил к Понту.

Лекурб избрал этот путь отступления в долину Альбулы, чтобы приблизиться к своей армии, в то время как при прямом отступлении через Брегель в долину Маира к Кьявенне он бы еще больше от нее удалился. Так как артиллерию невозможно было переправить через Альбулу, пришлось снять орудия с лафетов и тащить их на канатах, лафеты же сжечь.

В ночь с 3 на 4 мая Лекурб выступил в путь через Альбулу и к 4-му достиг Ленца, откуда расходятся дороги на Кур и на Рейхенау. Здесь Лекурб оставался несколько дней; его арьергард последовал за ним и удерживал тропы через горный хребет.

Бельгард оставался 3-го у Зюса, выслав свой авангард на дорогу за Альбулу и Малоджиу. 6-го он занял позицию у Цернеца.



2001, Библиотека интернет-проекта «1812 год».
Назад В начало Вперед