НАУКА О МУЗЕЕ
|
МУЗЕЙ-МОНАСТЫРЬ
Музей-монастырь — ансамблевые музеи, созданные на основе музеефикации комплекса монастырских построек. Относятся к профильной группе историко-архитектурных и художественных музеев. В музее-монастыре главными объектами сохранения и экспонирования является материальное и духовное наследие монастыря, а также представленный в собраниях музея и связанный с монастырем широкий пласт историко-культурного наследия.
В настоящее время в качестве объекта музеефикации рассматривается не только весь ансамбль монастыря, но и сама историко-культурная среда, и исторические формы человеческой деятельности. Сотрудничество с церковью на основе взаимных интересов сохранения и выявления историко-культурной ценности памятников допускает частичное возвращение отдельным объектам их изначальных функций, не противоречащих требованиям сохранности наследия.
Крупнейшие музеи-монастыри России
- Соловецкий монастырь, в составе Соловецкого историко-архитектурного и природного музея-заповедника, Архангельская обл.
- Успенский монастырь, в составе Историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Александрова слобода" в г. Александров Владимирской обл.
- Спасо-Евфимиев монастырь, в составе Суздальского историко-художественного музея в г. Суздаль Владимирской обл.
- Михайло-Архангельский монастырь, в составе Юрьев-Польского историко-архитектурного и художественного музея в г. Юрьев-Польский Владимирской обл.
- Кирилло-Белозерский монастырь, в составе Кирилло-Белозерского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в г. Кириллов Вологодской обл.
- Спасо-Суморин монастырь, в составе Тотемского музейного объединения в г. Тотьма Вологодской обл.
- Ферапонтов монастырь, в составе Музея фресок Дионисия в с. Ферапонтово Вологодская обл.
- Костромской Ипатьевский монастырь, в составе Костромского объединенного музея-заповедника в г. Кострома
- Новодевичий монастырь, в составе историко-архитектурного музея "Новодевичий монастырь" в г. Москва
- Спасо-Андроников монастырь, в составе Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева в г. Москва
- Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, в составе историко-архитектурного и художественного музея "Новый Иерусалим" в Московской обл.
- Спасо-Преображенский монастырь, в составе Старорусского краеведческого музея в г. Старая Русса Новгородской обл.
- Спасо-Преображенский монастырь, в составе Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в г. Ярославль
- Горицкий Успенский монастырь, в составе Переславль-Залесского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника в г. Переславль-Залесский Ярославской обл.
- Товарищество с ограниченной ответственностью "Валаамский научно-исследовательский церковно-археологический и природный музей-заповедник" (Респ. Карелия)
История
Черты "протомузейности" появляются в русских монастырях с раннего средневековья. В монастырских ризницах концентрировались реликвии, мемориальные предметы, связанные с именами святых и исторических деятелей, военные трофеи, произведения искусства. Известны монастырские собрания книг, документов, нумизматики, фалеристики, естественнонаучных объектов и др. В научной литературе и путеводителях 19-начала 20 вв. уже встречаются прямые указания на отношение к монастырским памятникам как к музейным объектам. В 1906 г. собиратель предметов старины кирилловский иеромонах Антоний написал статью "Об устройстве музеев при монастырях", содержащую концепцию развития музейного дела Вологодского края: в Кирилло-Белозерском монастыре монах предлагал устроить центральный музей, а в других монастырях епархии - его отделения.
Новодевичий монастырь
После 1917 г. в условиях массового закрытия обителей возникает новый тип музеев - хранилищ культуры русского православия - музеи-храмы и музеи-монастыри. Музеефикация монастырей была не самоцелью, но единственно возможной в тех условиях формой сохранения культового наследия. В первое десятилетие Советской власти было музеефицировано свыше 40 монастырских ансамблей, первыми из которых стали Оптина пустынь (1919 г.) и Троице-Сергиева Лавра (1920 г.), далее возникли музеи в Тихвинском, Болдинском, Саввино-Сторожевском, Волоколамском, Иверском Валдайском, Александровском, Кирилло-Белозерском, Ферапонтовом, Толгском, Симоновом, Новодевичьем и др. монастырях. Для руководства этой группой музеев в рамках Музейного отдела Главнауки Наркомпроса в 1924 г. было создано Управление музеев-храмов, музеев-монастырей и музеев-усадеб. Особый интерес представляют попытки музеев-монастырей сохранить в качестве историко-культурного наследия отдельные элементы живой культуры православия и монашеского образа жизни. В музеях-монастырях под покровительством и защитой музейных работников продолжали существовать монашеские общины.
Андронников монастырь
После 1927 г. многие музеи-монастыри были лишены статуса музеев и закрыты, а монастырские ансамбли физически уничтожались или превращались в склады, фабрики, тюрьмы. Отдельные музеи-монастыри были перепрофилированы в краеведческие музеи. Как тип музея музеи-монастыри на многие годы перестали существовать.
После окончания Великой Отечественной войны музеефикация вновь признается наиболее желательной формой использования историко-культурного наследия православия. Разворачиваются реставрационные работы. Термин "музей-монастырь" вновь появился в музейном деле, происходит возвращение историко-художественного профиля музеям-монастырям, переданным ранее под краеведческие и атеистические экспозиции. Важнейшую роль в становлении новых форм музеефикации сыграла организация в конце 1950-х гг. музеев-заповедников. Признанные наиболее ценными музеи-монастыри получают этот статус (Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев), другие входят в состав заповедников (Костромской Ипатьевский, Соловецкий, Ярославский Спасо-Преображенский, Спасо-Мирожский в Пскове, Юрьев в Новгороде и др.)
В 1980-90-е гг. после возвращением епархиям большинства монастырских ансамблей на территории РФ сохранялось около 30 музеев, функционирующих на базе монастырских ансамблей. Большинство сохранившихся музеев-монастырей сегодня в той или иной степени совмещают музейную функцию с возвращенной функцией действующего монастыря.
Литература
Каулен М.Е. Музеи-храмы и музеи монастыри России. Каталог-справочник. М., 2005;
Каулен М.Е. Музеи-храмы и музеи-монастыри в первое десятилетие Советской власти. - М.,2000;
Козлов В.Ф. Трагедия монастырей: Год 1929. "Московский журнал", 1991, №1;
Павлова Н.Н. Монастыри и музеи. Исторический экскурс в поисках перспективных моделей освоения историко-культурного наследия, в кн.: На пути к музею ХХI века. Музеи-заповедники. - М.,1991 (Сб.науч.тр. /НИИ культуры);
Смирнов И. Музейный век, в кн.: Памятники Отечества. Северная Фиваида. №30, 1993;
Флоренский П.А.. Троице-Сергиева Лавра и Россия, в кн.: Троице-Сергиева Лавра, Сергиев Посад, 1919.
| |