МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Зерцало Востока. Японское искусство эпохи Эдо (1603–1868) из собрания Государственного Эрмитажа

c 26 декабря 2020 по 15 апреля 2021Ленинградская область
С 26 декабря 2020 года в центре «Эрмитаж-Выборг» представлена выставка произведений искусства Японии из собрания Государственного Эрмитажа. Для экспозиции отобрано около 300 экспонатов изобразительного и прикладного искусства, созданных в XVII – первой половине XIX века.

Выражение «Зерцало Востока» (Адзума кагами), использованное в названии выставки, упоминается в исторической хронике XIII века, посвященной вооруженному противостоянию двух кланов во времена, когда военное правительство было отделено от императорской власти и политический центр впервые был перенесен в восточный регион страны. Начиная с XVIII века этот речевой оборот использовался в названиях гравюр укиё-э, если в них изображался расположенный на востоке город Эдо (современный Токио) и когда хотели подчеркнуть подлинность и правдоподобие изображенного.

Токио – политический, финансовый и культурный центр Японии, город небоскребов и высоких скоростей – возник на месте небольшой деревушки в начале XVII века волею талантливого полководца Токугава Иэясу (1543-1616). Его правление положило начало мирному периоду в истории страны, и основанная им столица стала олицетворением этой эпохи. С 1603 по 1869 год город называли Эдо, а в обиходе часто именовали «Восточной столицей», таким образом противопоставляя его старой императорской столице Киото, находившейся в западном регионе. Именно в Эдо формировалась новая городская культура, связанная с ростом влияния купеческого сословия. Литература и искусство Восточной столицы, нормы поведения и морали, вкусы и пристрастия столичных жителей стали образцовыми для провинциалов и, распространяясь по стране, определили контуры эпохи, столь отличной от предыдущих. Строительство и обустройство города потребовало переезда из разных провинций художников и мастеровых, в чьих произведениях, как в зеркале, нашло отражение все своеобразие новой эпохи. Представленные на выставке экспонаты дают возможность взглянуть на жизнь горожан глазами их современников.

Основу экспозиции составляют гравюры укиё-э («картины быстротекущего мира»). В эпоху раннего Средневековья термин укиё имел религиозную окраску и под выражением «быстротекущий мир» понимался «бренный мир», к которому, согласно буддийскому учению, люди имеют душевную привязанность, препятствующую достижению просветления. К XVII веку смысл термина изменился, стал более поверхностным и подразумевал просто «изменчивый мир», наполненный быстро сменяющимися событиями. В литературе новая философия нашла отражение в популярных рассказах укиё-дзoси о любви и супружеских изменах, о перипетиях купеческой жизни. В изобразительном искусстве сформировался новый стиль, объединивший живопись на свитках и гравюру укиё-э («картины быстротекущего мира»), сюжетом для которых стала веселая, наполненная событиями жизнь горожан.

Первые черно-белые гравированные изображения появились в качестве иллюстраций к рассказам. Поскольку грамотность в среде горожан была широко распространена, недорогие книги, изданные в технике ксилографии, пользовались постоянным спросом. В Эдо существовали публичные библиотеки, где за небольшую плату можно было воспользоваться любым изданием. Самостоятельным видом искусства гравюра стала в первой половине XVII века, когда изображения начали поступать в продажу отдельными листами. Подавляющее большинство печатной графики издавали в Восточной столице. Гравюры покупали для удовольствия, на память или как сувенир, чтобы отвезти в провинцию. До 1754 года печать оставалась монохромной, лишь иногда рисунок подкрашивали «от руки». Постепенно к ключевому блоку, с которого делали оттиск контурного рисунка, стали добавлять доски для печати цветными красками, что привело к возникновению полноценной полихромной гравюры нисики-э («парчовые картины»). Основными жанрами в гравюре были «изображения красавиц» (бидзинга) и «изображения актеров» (якуся-э), служившие рекламой знаменитым куртизанкам и новым постановкам театра кабуки. С конца XVIII века к ним добавились пейзажи и «изображения воинов» (муся-э). Каждому из жанров на выставке отведен отдельный зал.

В связи с тем, что графика может находиться на свету не более двух месяцев, в конце февраля 2021 года будет произведена полная замена гравюр: на ротацию подготовлен второй комплект из более 80 печатных листов.

Среди произведений прикладного искусства на экспозиции представлены доспех, мечи и элементы оправы мечей; часы, письменные принадлежности, утварь для пикника и застолий; предметы, использовавшиеся при проведении чайной церемонии, маски театра но и кёгэн; миниатюрные скульптуры-противовесы нэцкэ, лаковые гребни и шпильки для женских причесок. Внимательное изучение гравюр позволит обнаружить подобные вещи в изображениях.

Куратор выставки – Анна Васильевна Савельева, заведующая сектором Отдела Востока, хранитель коллекции японского искусства. К выставке подготовлен одноименный иллюстрированный каталог. Авторы – научные сотрудники Отдела Востока и Отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа: А.В. Савельева, Т.Б. Арапова, А.М. Боголюбов, Вс.Н. Образцов.

Когда: 26.12.2020 - 15.04.2021

Где: Выставочный центр «Эрмитаж-Выборг»

Адрес: г. Выборг, ул. Ладанова, 1. Тел./факс: 8 (81378) 2-72-82.

E-mail:

Сайт: http://erm.vbgcity.ru/

www.museum.ru/N76739
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
URL:hermitagemuseum.org/
EMail:cancery@hermitage.ru, excursof@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 29.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru