МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Кожа. Художественные изделия старой Европы

c 18 декабря 2019 по 10 ноября 2020Москва
18 декабря 2019 года в Синей спальне Зимнего дворца начинает работу выставка «Кожа. Художественные изделия старой Европы». Эрмитаж впервые обращается к теме кожи, знакомя посетителей с искусством художественной обработки этого материала в Западной Европе.

Коллекции предметов из кожи долгое время находились в тени, визуально проигрывая на фоне драгоценностей, керамики, стекла и даже тканей, но несомненно заслуживают пристального внимания. Формировались они в основном за счет переданного Эрмитажу в 1886 году Царскосельского Арсенала и уже в 1920х–1930-х годах – музея Центрального училища технического рисования (А.Л. Штиглица), частного собрания М.П. Боткина и других. Представленные на временной выставке 80 изделий практически неизвестны публике и после ее закрытия вернутся в фонды.

Два главных раздела выставки – резная и тисненая кожа Средних веков и эпохи Возрождения, обои из золоченой кожи XVI-XIX веков.

Оба вида ремесла появились в Кордове, столице средневековой Испании, которая и дала названия сначала козлиным шкурам растительного дубления – cordoban, а потом и золоченой коже. Техники развивались, менялся и смысл термина, который постепенно превращался в синоним любой тисненой кожи; и все чаще «кордовские кожи» считались произведенными в Испании.

Однако уже в Средние века изделия из этого материала производились по всей Европе. Во Франции, Германии, Италии ларцы и футляры для самых разных предметов, великолепное парадное вооружение украшались исключительными по разнообразию узорами, эмблемами и гербами владельцев в техниках, по сути очень близких техникам художественного металла – чеканке, гравировке, басме (один из видов тиснения: вдавливание мокрой кожи как тонкой пластины металла в форму, матрицу).

Совершенно иначе использовался материал в так называемых золоченых кожах (guadameсi): кожу покрывали серебряной фольгой, затем лаками желтых и оранжевых тонов, что и давало эффект золота, прорабатывали мелкими штампами вручную и расписывали цветными лаками и масляной краской. Испанские золоченые кожи славились во всей Европе и ценились наравне с дорогими дамасскими шелками, сходство с которыми им придавала мерцающая тисненая поверхность. Но после изгнания арабов (1492) и морисков (1610), в руках которых находилось ремесло, производство золоченых кож в Испании практически прекратилось. Изгнанные мастера переселились в Италию и Южные Нидерланды, где основали мастерские, продолжая работать в той же технике.

Кардинально облик золоченых кож изменился после 1628 года благодаря изобретению голландца Якоба Диркзона де Сварта: кожаные обои стали изготавливать при помощи печатного станка и форм с глубоким рельефом, что позволило их тиражировать. Новшество дало толчок небывалому расцвету ремесла, которое теперь черпало вдохновение в работах ювелиров-чеканщиков, перенимая их декоративные мотивы. Для золоченой кожи начался настоящий «золотой век». Масштабы производства были колоссальными, мода на кожаные обои в XVII веке простиралась до Японии и допетровской России, и тем удивительнее сейчас почти полное исчезновение даже памяти об этой эпохе. Изменились вкусы, старые интерьеры уничтожило время – и сейчас мы узнаем о них в основном благодаря архивным записям и уцелевшим фрагментам.

Во второй половине XIX века эпоха историзма вернула моду на кожаные обои - и блестящие страницы истории кожи были перелистаны вновь. Сегодня эти имитации, стилизации, парафразы и свободные фантазии на исторические темы имеют и свою собственную ценность.

Камерный характер выставки позволил лишь прикоснуться к необъятной теме кожи – коллекции Эрмитажа намного богаче и включают мебель, экипажи, книжные переплеты, и археологические материалы.

Выставка и подготовленный к ней научный иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2019) дают первое, но достаточное ёмкое введение в мир искусства кожи. Вступительная статья куратора выставки рассказывает об удивительных свойствах кожи, связанных с ее органической природой, и дает исторический обзор развития художественных техник и стилей.

В ходе работы над выставкой был запущен научно-исследовательский и реставрационный проект, позволивший заложить основы работы по консервации золоченых кож, который, мы надеемся, будет продолжен. Об этом вторая статья каталога, подготовленная реставраторами Лаборатории научной реставрации предметов из органических материалов.

Автор концепции и куратор выставки – Екатерина Николаевна Некрасова, научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа.

Выставка подготовлена Отделами западноевропейского прикладного искусства и Арсеналом совместно с Лабораторией научной реставрации предметов из органических материалов.

www.museum.ru/N74731
Ваше мнение »»

»»Государственный Эрмитаж
Адрес:город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2
Проезд:Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"
Телефоны:(812) 571-34-65, 571-84-46 (экс.бюро)
URL:hermitagemuseum.org/
EMail:cancery@hermitage.ru, excursof@hermitage.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 20.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru