МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

“Сжимая рукоять меча...”. Воинская культура и оружейные традиции Ближнего Востока

c 8 ноября 2019 по 24 мая 2020Омская область
8 ноября 2019 выставкой «“Сжимая рукоять меча...”. Воинская культура и оружейные традиции Ближнего Востока» открылся Центр «Эрмитаж-Сибирь».

Впервые в Омске Эрмитаж представляет столь масштабный проект – в состав выставки вошло свыше 400 экспонатов. Выставка выходит за рамки исключительно «оружейной» тематики, демонстрируя широкий пласт культуры народов Ближнего Востока. Помимо предметов вооружения из Отдела «Арсенал» в двух залах Центра «Эрмитаж-Сибирь» представлены произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, археологические памятники, медали и монеты из собраний отделов Востока, западноевропейского изобразительного искусства, истории русской культуры, музея Императорского фарфорового завода, археологии Восточной Европы и Сибири, нумизматики.

Испокон веков образ военного, всадника, «рыцаря» был важной частью образа культуры Ближнего и Среднего Востока, ее знаком и символом, ее отличием от других. Это хорошо видно на примерах прекрасных художественных произведений с изображениями предметов вооружения - серебряных блюдах, золотых пластинах, тонких миниатюрах, цветистых изразцах. Скифский меч, османский ятаган, кокандская сабля, суданский доспех создают красноречивые образы, раскрывающиеся в двух ипостасях: воина-героя, от чьей личной храбрости, боевых навыков и умения владеть оружием зависел исход сражения, и воина-царя – именно он исполнял обязанности главнокомандующего, принимал стратегические и тактические решения, был гарантом благополучия своего народа.

Важное место военных в государстве делало необходимым отметить их статус в обществе. Украшенное оружие становилось свидетельством богатства, уважения, благодарности правителю (подарки и дипломатические дары) и его воинской удачи (трофеи).

Во время парадов, торжественных церемоний и различных ритуалов предметы вооружения не только дополняли парадные одеяния участников, но и зачастую становились центральными и полноправными участниками этих действ, требуя соответствующего декоративного оформления. Вот почему полноправными создателями такого оружия были не только искусные ремесленники – кузнецы, механики, полировщики, которые отвечали за технические качества, но и художники-декораторы – чеканщики, резчики, граверы, ювелиры, это оружие украшавшие.

Еще один раздел выставки рассказывает об использовании оружия вне войны: это воспитание воина, его тренировка, придворный церемониал, важнейшей составляющей которого была охота. Она давала возможность проявить свою силу, мужество, хитрость, выполняя тем самым и тренировочные функции, способствуя повышению навыков владения оружием. Обучение воинскому искусству начиналось с самого раннего возраста. Для этих целей мастера-оружейники изготавливали предметы уменьшенных размеров, не уступавших по своим боевым и художественным качествам «взрослым» экземплярам.

По экспонатам этой выставки мы можем читать историю восточных культур и империй, в том числе и Российской – в ее многочисленных связях и войнах с персами, турками, бухарцами и сражениях в Причерноморье, Средней Азии, на Кавказе.

Немало предметов парадного вооружения, представленных в Омске, до революции входило в коллекции знаменитых русских фамилий – Романовых, Шереметьевых, Гагариных и др. Йеменский кинжал – трогательный подарок императрицы Марии Александровны ее супругу Александру I. С сабли кылыч, подаренной маленькому Николаю, начался Царскосельский, а затем и Эрмитажный Арсенал. Пояс, шашка с ножнами, конская сбруя входили в состав дипломатических даров кокандского Худояр-хана, присланных Александру II. Конское оголовье преподнес в дар императору эмир Бухарский. Конский чепрак из бархата и парчи с шитьем золотой нитью происходит из коллекции даров Хивинского хана Николаю II.

Шлемы и шишаки рассказывают о художественных заимствованиях русских и турок. Элегантные кавказские кинжалы перекликаются с цветистыми персидскими. Вещи из окружения имама Шамиля и его награды находят причудливый отзвук в вооружении горского императорского конвоя. В числе уникальных экспонатов археологические артефакты – фрагменты росписей «Царь на троне» VIII века и «Сражающийся воин» XIII века, происходящие из древнего Пенджикента, археологического памятника, находящегося на территории современного Таджикистана. Поражают воображение предметы индийского вооружения: доспех чихалта хазар маша дословно переводится как «одеяние из тысячи гвоздей», шлем с изображениями индийских божеств является одной из жемчужин эрмитажной коллекции. И, наконец, впервые показываются публике новые пополнения эрмитажного собрания – предметы, связанные с махдистским государством в Судане.

Так многообразный Эрмитаж торжественным звоном парадного оружия открывает свой новый «спутник» – Центр «Эрмитаж-Сибирь» в Омске.

Издательством «Славия» (Санкт-Петербург) к выставке подготовлен и выпущен научный иллюстрированный каталог, предваряемый вступительными словами Александра Буркова, губернатора Омской области, и Михаила Пиотровского, директора Государственного Эрмитажа.

Кураторы выставки – научные сотрудники отдела «Арсенал» Государственного Эрмитажа Всеволод Образцов и Елена Малоземова, к. и. н.

www.museum.ru/N74362
Ваше мнение »»

»»Омский областной музей изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Адрес:Омская область, г. Омск, ул. Ленина, 23 (Генерал-губернаторский дворец), ул. Ленина, 3 (Врубелевский корпус)
Проезд:Все виды городского транспорта до ост. "Музей" (Генерал-губернаторский дворец), до ост. "Госпиталь" (Врубелевский корпус)
Телефоны:спр.: (3812) 24-15-64, 31-36-77; экс.бюро 20-00-47
URL:vrubel.ru/
EMail:vrubel_omsk@mail.ru, museum_vrubelorg@mail.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея, города, региона
    · актуальные: исторические, выставки


 
новости и события: 29.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru