МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Выставочный проект «Искусство быть» в Аптекарском огороде

c 14 июня по 28 июля 2019Москва
Даты: 14 июня 2019 – 28 июля 2019

Место: Москва, Проспект Мира 26/1

В марте 2019 года Государственный центр современного искусства в составе РОСИЗО совместно с Благотворительным фондом помощи тяжелобольным людям «Гольфстрим» представил совместный проект «ИСКУССТВО БЫТЬ».

Название – «ИСКУССТВО БЫТЬ» – можно интерпретировать по-разному.

Одно из них отсылает к одноименной книге немецкого философа, социального психолога и аналитика Эриха Фромма, в которой он противопоставлял понятия «иметь» (обладать, владеть) и «быть» (просто существовать) как «два фундаментальных способа существования». Исследуя все возможные пути, по которым человек может направить свою жизнь, Эрих Фромм пришел к выводу: человек движется либо – к «иметь», либо – к «быть». Другими словами, человек либо устремлен к тому, чтобы кем-то или чем-то обладать, а иногда и сам становится объектом обладания, либо просто существует, не нарушая границы других. Человек, ориентированный на «иметь», как правило, опирается на разного рода «социальные ходунки» (например, социальные стереотипы, мешающие приобрести новый опыт и отступить от привычного), рискуя не научиться «ходить своими ногами». Человек, стремящийся к «быть», всегда опирается на себя и собственные психические силы: умение чувствовать, любить, анализировать, действовать.

Вторая интерпретация названия «ИСКУССТВО БЫТЬ» связана с изменениями в подходах и принципах музейной работы, в способах взаимодействия с аудиторией. За долгую историю существования музея произошла смена нескольких парадигм: «музей-храм» — «музей-наследие» — «музей-человек». Сегодня музей – не только хранилище и демонстрационная площадка, но и в большей степени – катализатор социального диалога. Благодаря интеграции музеев с другими организациями – образовательными, медицинскими, социально-реабилитационными – активно развиваются междисциплинарность и взаимодействие специалистов разных профессиональных областей. Мы все чаще поднимаем вопросы: что такое «Искусство быть… собой… другим… вместе… в будущем?»

Современное искусство принято упрекать в непонятности, высоколобости, удалённости от реалий жизни человека, тем более человека с ОВЗ, но именно современное искусство – неотъемлемая часть этой жизни. Оно вбирает в себя её контексты, ритмы, проблематику, перерабатывая в новые, принадлежащие искусству, формы, оперирует языком современной реальности и становится посредником между человеком и миром. Этим можно воспользоваться как своего рода адаптационным контактом, инициирующим диалог и взаимодействие между различными группами людей. Именно современное искусство обладает высокой степенью эмпатии и без нее не работает.

Стоит также отметить, что предпосылкой того или иного поступка, источником деятельности человека является потребность. Одна из важных потребностей человека – быть включенным в группу себе подобных – в микросоциум (семья) и макросоциум (общественная жизнь), в том числе и в процессе приобщения к культурным ценностям и искусству. Процесс реального включения людей с ОВЗ в активную общественную жизнь – инклюзия – в одинаковой степени необходима для всех членов общества.

Ключевым моментом нашего проекта (но не единственным) становится возможность взаимодействовать. Выставка «ИСКУССТВО БЫТЬ» создавалась благодаря участию и обратной связи наших посетителей. Мнения и высказывания нашей аудитории будут и в дальнейшем учитываться при создании некоторых произведений.

Не менее важным этапом в работе над проектом было проведение открытого конкурса, техническое задание для которого разрабатывалось педагогами, психологами, арт-терапевтами фонда «Гольфстрим» и кураторами проекта от ГЦСИ. Важными критериями отбора художественных работ были: открытость и доступность восприятия для любой аудитории, в том числе, для людей с особенностями моторной, сенсорной, эмоциональной, коммуникативной, поведенческой, ментальной сфер.

Выставка сопровождается насыщенной параллельной программой, направленной на публичное обсуждение реабилитирующего потенциала произведений современных художников.

Годичная программа «Современное искусство и особое восприятие», первым этапом которой стала выставка «Искусство быть», завершится изданием методических пособий и обобщающего каталога, где будет описан опыт использования художественных объектов не только в выставочном пространстве, но и включение их в реабилитационные центры.

Наталья Гончарова, Лариса Гринберг, Надежда Гура, кураторы выставки «Искусство быть»

Ирина Скуратовская, психолог, гешталь-терпавет,, руководитель проектов фонда «Гольфстрим»

www.museum.ru/N73177
Ваше мнение »»

»»Ботанический сад МГУ имени М.В. Ломоносова "Аптекарский огород"
Адрес:город Москва, проспект Мира, 26, стр. 1
Проезд:См. здесь
Телефоны:(495) 680-5880, 680-7222
URL:hortus.msu.ru/
EMail:info@hortus.msu.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: выставки


 
новости и события: 18.04.2024
 x    ?  

Научная конференция «История и коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга»

Стартовал прием заявок на участие в X Книжном фестивале «Красная площадь»

Археологический семинар в Псковском музее

Пушкинский музей расширяет географию проекта «Искусство жить дома»

Семинар в Музее им. Андрея Рублева «Культурное наследие: памятники христианского искусства Сирии»

Научно-практический семинар по музейной педагогике в Санкт-Петербурге

Конференция «Охрана культурного и природного наследия: современные проблемы и пути их решения»

Форум «Корпоративный музей: приоритет будущего» на ВДНХ

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru