МР-ПРОФ:
Для размещения сообщений получите код доступа
Поиск по новостям и событиям
Cейчас в российских музеях
Импортировать новости в свой сайт
см.так же: форум, передвижки, конференции, гранты,
        еженедельник и афиши: Москвы, Санкт-Петербурга, России

Сады Серебряного века

c 27 апреля по 26 августа 2019Москва
27 апреля в Хлебном доме музея-заповедника "Царицыно" открывается выставка о поэзии реальных и воображаемых садов второй половины XIX - начала ХХ века.

Сияющий сад и таинственный парк - любимая тема в культуре Серебряного века. Сад питает воображение и рождает символы, соединяет природные стихии с изысканными формами искусства. Образ сада изменчив: цветок, в котором скрыта Вселенная, оживающий кованый стебель в ограде особняка, библейский Рай и античная священная роща. Александр Блок однажды сказал: "Что нам сажать розы на земле, не лучше ли на небе?". "Небесным садоводством" занимались писатели Чехов и Гаршин, поэты Бальмонт и Анненский, художники Васнецов и Гончарова, архитекторы Шехтель и Квятковский. Интеллектуалы Серебряного века, влюбленные в старинные парки, - Александр Бенуа, Владимир Курбатов, Алексей Греч - стали историками и защитниками садового мира уже в ХХ веке.

Выставка, на которой представлено около 400 экспонатов из 20 музеев и частных собраний, посвящена всем вариантам садовой темы Серебряного века. Каждый зал - как глава одной этой большой книги. "Сад символов" представляет загадочные цветы Александра Головина и Михаила Врубеля, узорные ткани Александра Гауша и утренний пейзаж Игоря Грабаря, образы женщины-цветка и платья-цветка. В следующем зале в цвете и рельефах воссоздан знаменитый древнерусский интерьер 1903 года - "Теремок" Головина, который приютил мебель из двух рассадников нового стиля - Абрамцева и Талашкина. Рядом размещена архитектурная графика Федора Шехтеля и видеофильм о "каменном саде" в архитектуре русского модерна.

Два больших зала посвящены живописным воплощениям сада. "Сад памяти" показывает панораму образов реального парка: здесь представлены лирические усадебные сцены Станислава Жуковского, малые сокровища пейзажного искусства - пейзажи Федора Васильева и Валентина Серова, удивительная и малоизвестная картина Эльзы Баклунд "Бабушкино платье", любимые парки Александра Бенуа - Петергоф и Версаль. Можно долго рассматривать крошечные гравюры Анны Остроумовой-Лебедевой, на которых показаны моменты жизни Павловского парка, утро и вечер, солнце и дождь, туман и радуга. Зал "Сад мечты" посвящен образам, которые Николай Гумилев назвал "сады моей души". Это музыкальные композиции Виктора Борисова-Мусатова, созданные по собственным фотографиям, лирические образы художников "Голубой розы", искусственные цветы и потусторонние праздники Николая Сапунова.

Ностальгия по прежним садам и предчувствие будущих разрушений окрашивают всю культуру Серебряного века. В зале под названием "В старой усадьбе" представлена история гибели императорского дворца в Ореанде и стихи двух поэтов, скорбящих "над просветленною страданьем красотой". Здесь представлена и большая серия художественных фотографий, в которых усадебный парк уже овеян туманом времени. "Сады на сцене" - это антология пейзажных образов в русском театре, где ведущую роль занимают эскизы Бенуа к фантастическому балету "Павильон Армиды", где представлены постановки Мариинского и Художественного театров, Частной русской оперы и "Русских балетов".

Жизни в саду, дачным играм и городским увеселительным садам, летним платьям и веерам, садовым образам в рекламе спектаклей и даже клея Синдетикон посвящен зал "Человек в саду". Здесь представлены виды комнат и террас, наполненных растениями, давно исчезнувший аквариум в московском саду "Аквариум", весёлые и иронические сценки Константина Сомова и Бориса Кустодиева. Вслед за этим зритель попадает в будущее, в эпоху, которая последовала за расцветом символизма. В зале "От сада к пейзажу" собраны произведения художников, которые все больше уходили в космическое, всеобъемлющее ощущение мира: фантастические пейзажи Константина Богаевского, вдумчивые натюрморты Кузьмы Петрова-Водкина, авангардные цветы Натана Альтмана, Давида Бурлюка, Натальи Гончаровой. В начале ХХ века в Россию пришло увлечение идеей города-сада, мечтой о гармоничной жизни среди природы и культуры. На выставке показаны два проекта: город-курорт Ласпи в Крыму, грандиозные формы которого созданы Иваном Фоминым, и поселок-сад Никольское, ранняя работа братьев Весниных. Пройдет несколько лет, и эти архитекторы будут создавать социалистические города и парковые пространства.

В истории Серебряного века есть сад, художественное значение которого огромно, а судьба трагична. Крымская вилла Новый Кучук-Кой создана по заказу Якова Жуковского, родственника и друга Врубеля, в 1910-е годы. Он пригласил сюда лучших мастеров "Голубой розы". Павел Кузнецов создал сияющие майоликовые панно и мозаики, Александр Матвеев - статуи спящих мальчиков и девушек. Заворожённый мир Кучук-Коя сохранен в десятках картин и акварелей Петра Уткина. Усадьба понесла тяжелый урон и во время войны, и в последующие годы, а сейчас находится на грани гибели. Чуду, которым был и вновь должен стать Кучук-Кой, посвящен особый зал - в нем впервые в истории собраны проекты и пейзажи, поврежденные скульптуры и обломки мозаик. Великий памятник еще можно спасти, и выставка должна привлечь к нему широкое общественное внимание.

"Сады Серебряного века" - это уже второй проект куратора Бориса Соколова в Царицыне. В 2017 году в Хлебном доме с большим успехом прошла выставка "Садовый спектакль. Искусство пейзажного парка в Европе и России". Тема паркового искусства будет продолжена в конце лета Фестивалем садов и цветов, который, как и прошлогодний Фестиваль исторических садов, пройдет под открытым небом в царицынском парке.

Куратор выставки: Борис Соколов, профессор РГГУ, автор проекта "Сады и время".

Выставка "Сады Серебряного века" работает для посетителей музея в Хлебном доме с 27 апреля по 26 августа 2019 года.

www.museum.ru/N72696
Ваше мнение »»

»»Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник "Царицыно"
Адрес:город Москва, ул. Дольская, д. 1
Проезд:Ст. м. "Царицыно", "Орехово", далее 10 мин. пешком; заезд на автомобиле с Новоцарицынского шоссе
Телефоны:(495) 322-6843, (499) 725-7248 (спр.)
URL:tsaritsyno-museum.ru/
EMail:tsaritsynomuseum@culture.mos.ru


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки


 
новости и события: 29.03.2024
 x    ?  

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Открыт прием заявок в Летнюю школу инклюзивных практик Пушкинского музея

XIII Международная конференция "Наследие и туризм: пути взаимодействия и развития" в Казани

Круглый стол «Реставрация памятников русского деревянного зодчества: актуальные проблемы» в Музее архитектуры

Программа Круглого стола "Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов) (1824-1907)"

Круглый стол «Настоятель Спасо-Андроникова монастыря епископ Нафанаил (Соборов). К 200-летию со дня рождения»

Научная конференция «Депо манускриптов» в Российской национальной библиотеке

Тукаевские чтения - 2024 в Казани

ГМИРЛИ имени В.И. Даля открывает прием слушателей на программу повышения квалификации

XХX Царскосельская научная конференция "Отечество нам Царское Село! Резиденция и город"

Конкурс малых архитектурных форм и городской скульптуры «Город мастеров» в АРТМУЗЕ

Курсы повышения квалификации в Российском этнографическом музее в 2024 году

III Международная научно-практическая конференция «Свет в музее» в Государственном Эрмитаже

Конференция АДИТ-2024: Омск

VIII Конкурс методических работ, посвященных изучению творчества М.А. Шолохова

Конференция «Военно-морской флот в победоносном 1944 году»

Итоги конкурса <#фондпотанина25>

Научные чтения «Род Толстых в документах и памятниках»

В 2024 году Бахрушинский музей откроет Музейно-театральный квартал

Международная конференция «Перевод в литературном и музейном пространстве»

XXII Круглый стол "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Курсы повышения квалификации сотрудников естественно-исторических музеев 2024

Видеоклуб "Пространство образа": новый взгляд на коллекцию медиаискусства

из фондов музея
 x    ?  




при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru