|
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||
«Закрыв глаза, я слушаю Стамбул…». Фотографии Константинополя второй половины XIX века
Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО Фотографии Константинополя второй половины XIX века Собрание Павла и Анастасии Хорошиловых Закрыв глаза, я слушаю Стамбул — <...>/ Птиц над Босфором плавное круженье/ И рыбаков усталых голоса,/ И плеск сетей, их трепет и скольженье,/ И женской ножки в море погруженье —/ Я слушаю Стамбул, закрыв глаза.(Орхан Вели Канык (1914–1950). Перевод — Марина Ахмедова-Колюбакина) Константинополь всегда приковывал внимание России. Через Византию Русь приобщилась к богатейшему наследию Античности, достижениям европейской культуры и науки. Столица трех империй, в силу своего особого географического положения на границе Европы и Азии город был и остается стратегическим мостом для политиков, дипломатов, общественных и культурных деятелей со всего света, центром притяжения самых разных сил.
На выставке, впервые показанной в Мультимедиа Арт Музее в Москве в 2016 году, собраны фотографии Константинополя второй половины девятнадцатого столетия. История турецкой фотографии начинается в 1843 году, когда француз Жозеф-Филибер Жиро де Пранже создал дагеротип — панораму Константинополя. Первыми фотографами Османской империи были европейцы: в 1845 году венецианцы братья Карло и Джованни Найя открыли портретную фотостудию в центре турецкой столицы. В 1851–1854 годах в Константинополе работал знаменитый британец Джеймс Робертсон. В 1850-х годах на Гран-рю–де-Пера (нынешняя улица Истикляль), где располагались посольства и представительства западных компаний, появлялось множество фотоателье. Их главными клиентами были европейские путешественники, ученые, писатели, художники и архитекторы, которые хотели приобрести на память изображения турецкой столицы с оттенком восточного колорита. Фотографическое дело в Турции получило развитие во время правления султана Абдул-Хамида II (1876–1909), который сам был фотографом и придавал большое значение фотодокументации архитектурных памятников и важнейших событий, происходивших в столице Османской империи.
Любимыми сюжетами местных фотографов были съемки мечетей (символ города — Айя-София, или собор Святой Софии), экстравагантных дворцов, древних крепостей Румелихисар и Едикуле, сохранившихся античных и византийских памятников, Галатского моста и пролива Босфор, морских пейзажей, а также портретов жителей многонациональной империи. В течение трех десятилетий, в 1850-х — 1880-х годах, главным фотографом Константинополя считался Паскаль Себа. Конкуренцию ему составляли швед Гийом Берггрен и семейные предприятия — студии братьев Гюльмез и братьев Абдулла, прославившихся видовыми фотографиями и портретами государственных деятелей. После смерти Паскаля Себа в 1886 году его дело продолжил сын Жан Паскаль Себа, добившийся не меньшей известности. В 1880-х годах он работал совместно с французом Поликарпом Жоайе. Начиная с 1870-х годов фотоателье появляются и за пределами турецкой столицы. Так, француз Альфонс Рюбеллан открыл студию в Измире, где можно было приобрести видовые снимки города и фотографии античных памятников Смирны.
Благодаря сохранившимся снимкам мы имеем возможность познакомиться с фотографической историей Стамбула — одного из красивейших городов мира. www.museum.ru/N71953 Ваше мнение »»
Смотрите также: · афишу: музея, · актуальные: выставки |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru |